Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема: Правописание сочетаний жи – ши, цы – ци
Цель учителя: создать условия для восприятия нового материала через систему упражнений по теме
Предметная цель:
- Актуализировать субъектный опыт учащихся о правописании сочетаний жи-ши;
- Дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки звука\ц\ для усвоения правил правописания сочетаний цы-ци;
- Воспитывать интерес к учению через выполнение заданий
Знать: правила правописания сочетаний жи-ши, цы-ци
Уметь: применять правила правописания сочетаний жи-ши, цы-ци
Оборудование: карточки, презентация к уроку
Ход учебного занятия
№ |
Содержание учебного занятия |
Управление деятельностью |
1.0 |
Организационный момент Цель: подготовить учащихся к работе на занятии
|
Самопроверка готовности. Слайд 1, приложение |
1.1. |
Подготовка к восприятию Цель: создание эмоционального настроя на работу - Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят). - Ушки внимательно слушают и все (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы! Перед вами на столах лежат цветные ладошки: темная и светлая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. |
Самоорганизация Прием «ладошки» |
1.2. |
Мотивация учебной деятельности Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. - Проведём фонетическую зарядку (чистоговорки). Жи – жи – жи – в лесу живут ежи. Ши – ши – ши - в коробке есть карандаши. Ученики повторяют за учителем. Работа по теме урока. 1) - Какой звук слышится много раз в первой строчке? [ж] (хором произнесем). - Во второй? [ш]. - Что вы знаете про звуки [ж] и [ш]? - Что написано на доске? |
|
МА НИ ЖИ НА ШИ ПРУ Ё К (слоги, слова, буквы) - Какое задание вы можете предложить? (Составить слова) |
Слайд 2, приложение |
|
МАШИНА ШИНА ПРУЖИНА ЁЖИК - Что объединяет эти слова? - Совпадает ли произношение гласного ударного звука с его обозначением на письме? - Что у них общего? |
Слайд 3, приложение |
|
- Назовите тему урока (другая часть темы закрыта) |
Слайд 4, приложение |
|
1.3. |
Подготовка к основному этапу Цель: актуализировать опорные знания и умения - Что мы должны знать о правописании сочетаний жи-ши? - А что на уроках русского языка мы должны уметь по этой теме? - Запишите в тетрадь эти слова и подчеркните орфограмму - Какое слово лишнее? - Какое задание можно выполнить с этим словом? (составить предложение) |
Целеполагание |
- Деформированный текст КОЛЮЧИЙ ЁЖИК ЖИВЕТ В ЛЕСУ. - Какое задание можно выполнить? (Подчеркнуть и объяснить орфограммы) - Какие знания использовали при написании сочетания жи? |
Текст разрезан на части. В парах постоянного состава Сверка с доской Самоосмысление Слайд 5, приложение |
|
2.0 |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий |
|
2.1 |
Игра «Ассоциация» - Даны пары слов. Соедини стрелками. Вставь орфограмму. Колючие ландыш… Густые ш….повники Душ…стые камыш….. - Какие знания по теме пригодились? |
Прием «Ассоциация» Слайд 6, приложение Сверка с доской Слайд 7, приложение |
Физминутка - Если вы услышите слова с сочетаниями жи-ши-наклоняетесь. Если нет – круговые вращения головой. Снежинка пружина вышивка циркуль машина широкий циркач жидкость жираф пушистый рыжик цитрус |
||
2.2
|
- Ребята, а кто из вас внимательный? - В каких словах не было сочетаний жи-ши? (Циркуль, циркач, цитрус) - Какой первый звук? (ц) - Что вы можете рассказать о нем? (всегда твердый, глухой, непарный) - Посмотрите на тему урока? Что общего у звуков ж, ш, ц? (всегда твердые) - Что мы знаем о написании сочетаний жи-ши? (пишется буква и) - Как же тогда пишется сочетание ци? (тоже с буквой и) |
Слайд 8, приложение Самоопределение |
- Что сейчас нового вы узнали? (ци с и) - Запишите слова: циркуль, цитрус, циркач. А кто такой циркач? (человек, работающий в цирке) - Какое слово еще можем добавить? (цирк) |
Открывается часть темы урока: сочетание ци Слайд 9, приложение |
|
- Но в русском языке есть слова – исключения, которые пишутся с буквой Ы:
И все слова, оканчивающие на звук ц, если их поставить во множественном числе: лисицы, синицы. - Что нового сейчас вы узнали? (слова – исключения) -Запишите эти слова |
Сочетания цы. Слайд 10 – 11, приложение |
|
- А чтобы легче запомнить- есть стихотворение: Цыган на цыпочках стоит и цыц цыпленку говорит |
Запись в тетрадь |
|
2.2. |
Первичное закрепление базисного уровня Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала - Назовите еще раз тему нашего урока. - Что мы должны знать по этой теме? (жи-ши, цы – ци) - Что должны уметь? (применять) -Хотите проверить свои знания? По какой теме? |
Слайд 12, приложение Самоосмысление целеполагание |
А) |
Игра «Угадай букву» Жираф, мотоцикл, цинк, цыпленок, ландыши, малыши, жизнь, цимбалы, цифры, цирк, птицы, молодцы - Какие знания пригодились? |
Обратная связь-цветовые сигналы |
Б) |
-Хотите самостоятельно проверить свои знания? - На партах текст. Задание: вставить пропущенные буквы.
- С какой целью выполнили это задание? |
Прогностическая оценка Слайд 13, приложение Самостоятельная работа Проверка по кальке Слайд 14, приложение |
2.3. |
Тест
Ответы: А. 2 Б. 1 В. 3 - Кто справился? Какие знания применили? |
Обучаемость Слайд 15–17, приложение Слайд 18–19, приложение |
3.0 |
Анализ и подведение итогов урока Цель: проанализировать и оценить успешность достижения цели - Что нового вы узнали на уроке? - Кто доволен собой? Покажите ладошки. |
Самоанализ Прием «ладошка» |