Правописание сочетаний жи-ши, цы-ци

Разделы: Начальная школа


Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема: Правописание сочетаний жи – ши, цы – ци

Цель учителя: создать условия для восприятия нового материала через систему упражнений по теме

Предметная цель:

  • Актуализировать субъектный опыт учащихся о правописании сочетаний жи-ши;
  • Дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки звука\ц\ для усвоения правил правописания сочетаний цы-ци;
  • Воспитывать интерес к учению через выполнение заданий

Знать: правила правописания сочетаний жи-ши, цы-ци

Уметь: применять правила правописания сочетаний жи-ши, цы-ци

Оборудование: карточки, презентация к уроку

Ход учебного занятия

Содержание учебного занятия

Управление деятельностью

1.0

Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к работе на занятии

Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.

Самопроверка готовности.

Слайд 1, приложение

1.1.

Подготовка к восприятию

Цель: создание эмоционального настроя на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и все (видят).

- Ушки внимательно слушают и все (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

Перед вами на столах лежат цветные ладошки: темная и светлая.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Самоорганизация

Прием «ладошки»

1.2.

Мотивация учебной деятельности

Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

- Проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.

Ши – ши – ши - в коробке есть карандаши.

Ученики повторяют за учителем.

Работа по теме урока.

1) - Какой звук слышится много раз в первой строчке? [ж] (хором произнесем).

- Во второй? [ш].

- Что вы знаете про звуки [ж] и [ш]?

- Что написано на доске?

 

МА НИ ЖИ НА ШИ ПРУ Ё К

(слоги, слова, буквы)

- Какое задание вы можете предложить?

(Составить слова)

Слайд 2, приложение

МАШИНА ШИНА ПРУЖИНА ЁЖИК

- Что объединяет эти слова?

- Совпадает ли произношение гласного ударного звука с его обозначением на письме?

- Что у них общего?

Слайд 3, приложение

- Назовите тему урока (другая часть темы закрыта)

Слайд 4, приложение

1.3.

Подготовка к основному этапу

Цель: актуализировать опорные знания и умения

- Что мы должны знать о правописании сочетаний жи-ши?

- А что на уроках русского языка мы должны уметь по этой теме?

- Запишите в тетрадь эти слова и подчеркните орфограмму

- Какое слово лишнее?

- Какое задание можно выполнить с этим словом? (составить предложение)

Целеполагание

- Деформированный текст

КОЛЮЧИЙ ЁЖИК ЖИВЕТ В ЛЕСУ.

- Какое задание можно выполнить?

(Подчеркнуть и объяснить орфограммы)

- Какие знания использовали при написании сочетания жи?

Текст разрезан на части.

В парах постоянного состава

Сверка с доской

Самоосмысление

Слайд 5, приложение

2.0

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий

 

2.1

Игра «Ассоциация»

- Даны пары слов. Соедини стрелками. Вставь орфограмму.

Колючие ландыш…

Густые ш….повники

Душ…стые камыш…..

- Какие знания по теме пригодились?

Прием «Ассоциация»

Слайд 6, приложение

Сверка с доской

Слайд 7, приложение

Физминутка

- Если вы услышите слова с сочетаниями жи-ши-наклоняетесь. Если нет – круговые вращения головой.

Снежинка пружина вышивка циркуль машина широкий циркач жидкость жираф пушистый рыжик цитрус

2.2

 

 

 

- Ребята, а кто из вас внимательный?

- В каких словах не было сочетаний жи-ши?

(Циркуль, циркач, цитрус)

- Какой первый звук? (ц)

- Что вы можете рассказать о нем? (всегда твердый, глухой, непарный)

- Посмотрите на тему урока? Что общего у звуков ж, ш, ц? (всегда твердые)

- Что мы знаем о написании сочетаний жи-ши? (пишется буква и)

- Как же тогда пишется сочетание ци? (тоже с буквой и)

Слайд 8, приложение

Самоопределение

- Что сейчас нового вы узнали? (ци с и)

- Запишите слова: циркуль, цитрус, циркач. А кто такой циркач? (человек, работающий в цирке)

- Какое слово еще можем добавить? (цирк)

Открывается часть темы урока: сочетание ци

Слайд 9, приложение

- Но в русском языке есть слова – исключения, которые пишутся с буквой Ы:

  • цыган,
  • цып-цып,
  • цыпленок,
  • цыц,
  • на цыпочках,
  • цыкнул.

И все слова, оканчивающие на звук ц, если их поставить во множественном числе: лисицы, синицы.

- Что нового сейчас вы узнали? (слова – исключения)

-Запишите эти слова

Сочетания цы.

Слайд 10 – 11, приложение

- А чтобы легче запомнить- есть стихотворение:

Цыган на цыпочках стоит и цыц цыпленку говорит

Запись в тетрадь

2.2.

Первичное закрепление базисного уровня

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

- Назовите еще раз тему нашего урока.

- Что мы должны знать по этой теме? (жи-ши, цы – ци)

- Что должны уметь? (применять)

-Хотите проверить свои знания? По какой теме?

Слайд 12, приложение

Самоосмысление целеполагание

А)

Игра «Угадай букву»

Жираф, мотоцикл, цинк, цыпленок, ландыши, малыши, жизнь, цимбалы, цифры, цирк, птицы, молодцы

- Какие знания пригодились?

Обратная связь-цветовые сигналы

Б)

-Хотите самостоятельно проверить свои знания?

- На партах текст. Задание: вставить пропущенные буквы.

Ц..плёнок в ц..рке выступал,
Играл он на ц..мбалах,
На мотоц..кле разъезжал,
И ц..фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц….
И только одного не знал,
Где пишут цы и ци.

- С какой целью выполнили это задание?

Прогностическая оценка

Слайд 13, приложение

Самостоятельная работа

Проверка по кальке

Слайд 14, приложение

2.3.

Тест

  1. Найди картинку, в названии которой надо вставить букву Ы
  2. Какую букву надо вставить в слове гонц- ?
  3. Найди слова, в которых пишется только буква И

Ответы:

А. 2

Б. 1

В. 3

- Кто справился? Какие знания применили?

Обучаемость

Слайд 15–17, приложение

Слайд 18–19, приложение

3.0

Анализ и подведение итогов урока

Цель: проанализировать и оценить успешность достижения цели

- Что нового вы узнали на уроке?

- Кто доволен собой? Покажите ладошки.

Самоанализ

Прием «ладошка»