Урок развития речи по теме "Опорные слова в тексте". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить детей с понятием “опорные слова”;
  • учить выделять их из текста;
  • по опорным словам восстанавливать знакомый текст и определять тему текста;
  • формировать навык составлять текст по опорным словам;
  • развивать речь, память, внимание и логическое мышление.

I. Речевая разминка.

На доке напечатана пословица:

“Любишь кататься, люби и саночки возить”.

– Передайте смысл этой пословицы другими словами.

Слова напечатаны на карточке.

Кто любит … ,тот должен и саночки … .
Если любишь …, то и саночки должен … .
Если не будешь саночки …, то не сможешь и … .
Не хочешь саночки … , так и … не сможешь.

(Приложение 1.)

II. Целевая установка.

– Сегодня на уроке вы уроке вы покажете, как любите и знаете сказки. А также узнаете, как называются слова, которые помогают их вспомнить.

III. Введение понятия опорные слова.

– В одной сказочной стране Злой Волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Почти все слова сказочных текстов разлетелись по свету. Волшебник даже названия стер. Чтобы расколдовать сказку, вам нужно по оставшимся словам ее вспомнить.

Слова напечатаны на карточке.

На доске:

ДЕД БАБА КУРОЧКА ЯИЧКО МЫШКА
КОЗА КОЗЛЯТА ВОЛК КУЗНЕЦ СЪЕЛ

(Приложение 2.)

– Знакомы ли вам эти сказки?
– Как вам удалось отгадать, какую сказку заколдовал Злой Волшебник?
– Как бы вы назвали такие слова?
Эти слова самые главные в текстах. Они помогают вспомнить героев, события. Такие слова есть в каждом тексте, и называются они ОПОРНЫМИ СЛОВАМИ. (Учитель пишет тему на доске.)

1) Игра “Угадай сказку!”.

По картинкам на доске дети угадывают сказки.

“Красная Шапочка”; “Сказка о рыбаке и рыбке”; “Золотой ключик, или приключения Буратино”.

– Что вам помогло отгадать сказки?

2) Коллективное выделение опорных слов из знакомой сказки.

Опорные слова из двух сказок перемешались. Их нужно разделить на две группы. Вспомнить название и автора.

Слова напечатаны на карточке.

На доске: МАЧЕХА ПЕС ПЕТУХ БАЛ ОСЕЛ СЕСТРЫ КОТ ТУФЕЛЬКА ПРИНЦ ПРИНЦЕССА ТРУБАДУР

(Приложение 3)

(Учитель заранее раздает детям, напечатанные слова и просит разукрасить слова каждой сказки разными цветами. “Золушка”– зеленым, “Бременские музыканты”– синим.)

– Что вам помогло отгадать сказки?

Заучивание правила.

3) Подбор опорных слов к знакомой сказке.

– Попробуйте назвать опорные слова.

К сказке “Колобок”. (По мере рассказывания сказки на доске появляются картинки.)

4) Лишнее слово.

Найдите в опорных словах лишнее слово.

Слова напечатаны на карточке.

На доске: ЛИСА ЖУРАВЛЬ В ГОСТИ ТАРЕЛКА КУВШИН ВОРОБЕЙ

(Приложение 4.)

5) Составление текста по опорным словам.

Слова напечатаны на карточке.

В рощу, поют, чижи, стучат, дятлы, душистые ландыши, чудесная прогулка.

(Приложение 5.)

Приблизительный текст.

(Мы пошли в рощу. Там поют чижи. По деревьям стучат дятлы.
Под деревьями расцвели душистые ландыши.
Чудесная получилась прогулка!)

IV. Итог урока.

– Что вам помогло на уроке вспомнить все сказки?
– Что вы теперь знаете об опорных словах?

V. Рекомендации на дом.

– По опорным словам составить и записать рассказ.

Слова напечатаны на карточке.

ЗИМА ВЕСНА ЦВЕТЫ ПТИЦЫ ТРАВКА ХОРОШО (НЕ БОЛЕЕ ПЯТИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ).

(Приложение 6.)