Педсовет на тему "Комплексный подход к развитию речи и словесного творчества дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой комплексный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Развитие образной речи должно проходить в единстве с другими направлениями работы над словом – лексическим, грамматическим, фонетическим. По тому, как ребенок строит свое высказывание, настолько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Систематические задания на использование разнообразных средств художественной выразительности подводят детей к самостоятельному словесному творчеству.

Задание по развитию словесного творчества детей.

Указания: обведите кружком тот ответ, который вы считаете правильным.

  1. Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?
    а) В.М. Бехтерев
    б) К.Д.Ушинский
    в) Л.Н.Толстой
    г) И.Г. Песталоцци
    д) Я.А. Коменский
  2. Словообразование – это компонент …
    а) грамматической стороны речи
    б) звуковой стороны речи
    в) связной речи
    г) лексической стороны речи
    д) образной речи
  3. Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности?
    а) придумывание песен и попевок
    б) сочинение стихотворений
    в) составление собственных рассказов
    г) составление творческих пересказов
    д) сочинение сказок и рассказов
  4. Что направлено на развитие словесного творчества детей?
    а) формирование навыков самообслуживания
    б) подготовка к обучению грамоте
    в) организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности
    г) развитие навыков правильного звукопроизношения
    д) развитие фонематического слуха
  5. Какая инструкция к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?
    а) составь рассказ по картинке …
    б) придумай новую историю о …
    в) расскажи о
    г) придумай рассказ о …
    д) вспомни историю о ...

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакты даже в незнакомом обществе.

В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют в своей речи. Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Особое значение при речевом общении имеют различные художественно-выразительные средства, умелое использование которых в речи воспитателя способствует формированию у детей образной, эмоционально окрашенной речи.

Задание. Подбери правильные определения к словам – эпитет, литота, гипербола, постоянный эпитет, простое сравнение, метафора, олицетворение.

  1. Образное определение, художественная характеристика предмета или явления в виде сравнения - _____________________________________
    Например: чистая, пушистая снежинка
  2. В народном фольклоре слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее характерный, всегда наличествующий родовой признак - _________________________________
    Например: добрый молодец, красна девица
  3. Прямое сопоставление одного предмета или явления с другими по какому-либо признаку - _________________________________________________
    Например: Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз …
  4. Перенос названия одного предмета (явления, действия) на другой на основании их сходства - ___________________________________________
    Например: снег кружиться, снег ложиться
  5. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления - ___________________________________________________
    Например: грустная береза, говорливый ручей
  6. Художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия - ____________________________________
    Например: мальчик-с-пальчик
  7. Преувеличение свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности речи - _______________________________

Ответы: 1 – эпитет, 2 – постоянный эпитет, 3 – простое сравнение, 4 – метафора, 5 – олицетворение, 6 – литота, 7 – гипербола.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Осуществлять словарную работу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Еще один аспект этой задачи – обогащение словаря самих педагогов. Ведь активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Задание: Что означают эти слова:

  1. Амброзия - пища, ржавчина, цветок
  2. Кавалькада - украшение, группа всадников, стихотворение
  3. Казус - кактус, случай, котелок
  4. Компост - удобрение, компот, груз
  5. Ланцет - лист, нож, щипцы
  6. Блиндаж - повязка, картина, укрытие
  7. Болид - удар, метеорит, болезнь
  8. Иерархия - лестница, церковь, договор
  9. Летаргия - молитва, сон, растение
  10. Сомнамбула - лунатик, рыба, переполох
  11. Маис - рис, кукуруза, костюм
  12. Дрезина - тележка, шина, калоша

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Задание: объясни выражения.

Дело в шляпе – все в порядке

Плясать под чужую дудку – действовать не по собственной воле

Проглотить пилюлю – испытать неприятность

С иголочки – о безупречно одетом человеке

Чесать язык – болтать попусту

Как на иголках – состояние крайнего волнения, беспокойства

Бить ключом – бурно, активно

Очки втирать – обманывать

Как белка в колесе – быть в постоянных заботах, хлопотах

Морочить голову – отвлекать от основного дела пустыми разговорами

Нашу речь обогащают «крылатые выражения» - цитаты из известных литературных произведений

Задание: кому принадлежат эти слова.

  1. Счастливые часов не наблюдают. (Грибоедов)
  2. Да, были люди в наше время.(Лермонтов)
  3. Человек – это звучит гордо. (Горький)
  4. Чему смеетесь? Над собой смеетесь? (Гоголь)
  5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. (Тютчев)
  6. И вечный бой! Покой нам только снится. (Блок)

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи , подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)

  1. Семья – душа
    Вся семья вместе, так и душа на месте.
  2. Доме – стены
    В своем доме и стены помогают.
  3. Перьем – ученьем
    Красна птица перьем , а человек ученьем.
  4. Горек – сладок
    Корень ученья горек, да плод его сладок.
  5. Калачи – печи
    Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  6. Кормит – портит
    Труд кормит, а лень портит.
  7. Знать – спать
    Кто хочет много знать, тому надо мало спать
  8. Время – час
    Делу время, потехе – час.
  9. Жить – служить
    Жить – Родине служить.
  10. Земля – мила
    Своя земля и в горсти мила.
  11. Тепло – добро
    При солнышке тепло, при матери добро.

Русский язык богат словами, позволяющими выразить оттенки любого чувства, явления или предмета. Например, веселую песенку можно назвать задорной, радостной, зажигательной, бодрой. Такие слова называются синонимами, т.е. словами близкими по смыслу. Игры на подбор прилагательных к данному слову способствуют развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Задание: вставить пропущенные слова в тексте.

За __________ почерневшей оградой сада, в тени ____________ дубов и лип кое-где цвели на запущенных клумбах __________________ цветы – флоксы и золотые шары. На ____________________ скамье, с _______________ пор стоявшей под кустами акации, грелся на солнышке ___________________ старик в рыжей шляпе. У его ног, положив острую морду на вытянутые лапы, лежал _____________________________ пес. Иногда из дома доносились звуки ________________ расстроенного рояля, и тогда старик, и собака вздрагивали.

Слова для вставок: старый, ветхий, древний, старинный, вековой, давний, многолетний, дряхлый.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок.

  1. Пес без шапки - Кот в сапогах
  2. Красные усы – Синяя борода
  3. Красивый цыпленок – Гадкий утенок
  4. Серебряная курочка – Золотой петушок
  5. Черная туфелька – Красная шапочка

Задание: Каких слов не хватает?
I. Без задних ...; брать быка за ...; брать себя в ...; бросать слова на ...; взять голыми ...; водить за ...; не разольёшь ...; вывести на чистую ...; делать из мухи ...; держать язык за ...; держать камень за ...; ждать у моря ...; за тридевять ...; зарубить себе на ...; знать все ходы и ...; заговаривать ...; ищи ветра в ....

II. Гроша медного не ...; днём с огнём не ...; душа в пятки ...; золотые горы ...; в ежовых рукавицах ...; душа в душу ...; и в ус себе не ...; куда глаза...; из кожи вон ...; как на иголках ...; вокруг пальца...; палец о палец не ...; впросак ...; лапшу на уши ...; пыль в глаза ....

Красивая правильная речь – несомненное достоинство. Особенно украшают ее меткие образные выражения – фразеологизмы. Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию. Хорошо, если по ходу изучения того или иного фразеологизма, вы будете вспоминать какие-нибудь подходящие ситуации из жизни вашей группы.

Задание: Найдите в этом тексте фразеологизм. Как можно сказать по-другому?

Ворон и Лисица

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит: «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы ты царём, если бы у тебя голос был». Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём». (Эзоп.)

Для справок. Что было сил (кричать, бежать); во всё горло (кричать); во всю Ивановскую (кричать); как иерихонская труба (кричать).

Дорогие коллеги! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота.

Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки А.С.Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Недаром, речь и речка – слова, возникшие из одного корня.

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.

Приложение

Литература

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009 , 11/ 2009
  2. О.А. Белобрыкина «Речь и общение»
  3. Т.А. Шорыгина «Родные сказки»
  4. «Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ
  5. О.С. Ушакова «Придумай слово»