Цифровой диктант как методический прием активизации внимания

Разделы: Начальная школа


Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит одна из самых сложных задач – организовать работу по развитию внимания детей. Отсутствие такой работы обязательно скажется на успешности обучения младшего школьника.

Мы часто замечаем, как ребенок может часами заниматься любимым делом, не проявляя никаких признаков утомления, но стоит ему взять в руки учебник, сразу начинаются проблемы. Все дело в том, что возрастными особенностями внимания младших школьников являются слабость произвольного внимания и его неустойчивость.

Для мобилизации внимания необходимо активировать учебную работу детей. Надо, чтобы они больше думали и всё, что доступно их силам, выполняли самостоятельно.

Существует много приёмов активизации внимания. В своей работе я часто использую «Цифровой диктант». Он прост в использовании и интересен для учеников.

Методика проведения «Цифрового диктанта»

Работа выполняется в двух вариантах. Учитель записывает на доске (можно делать слайды в программе PowerPoint) понятия по изученной или изучаемой теме. Против каждого понятия целесообразно ставить цифры, разные для каждого варианта. Учитель предлагает прослушать отдельные отрывки и указать цифру того понятия, о котором говорится.

Рассмотрим это на примере. (Таблица 1)

Таблица 1

«Природные зоны»

1 вариант

 

2 вариант

1

Арктика

2

3

Тундра

4

2

Тайга

3

4

Смешанные леса

1

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Поверхность земли покрыта многочисленными озёрами и болотами. Весной сюда прилетает много птиц. (Тундра)
  2. Хозяин зоны – белый медведь. Он охотится на тюленей, умело ловит рыбу. (Арктика)
  3. В этой зоне найдены большие месторождения разнообразных полезных ископаемых и живёт зверёк с ценнейшим мехом – соболь. (Тайга)
  4. Ранней весной, когда лес ещё не покрылся листвой, здесь появляются раннецветущие травянистые растения: сон-трава, подснежник, медуница. Охраняются благородные олени, косули, речные бобры, зубры. (Смешанные леса)

Ответы для 1 варианта: 3, 1, 2, 4.

Ответы для 2 варианта: 4, 2, 3, 1.

Достоинства «Цифрового диктанта»

Во-первых, «Цифровой диктант» непродолжителен по времени и занимает не более 5 минут.

Во-вторых, может быть использован на уроке как при проверке домашнего задания, так и при закреплении полученных знаний.

В-третьих, при работе учащиеся должны сосредоточиться только на своём варианте. У них совершенно нет времени и возможности подсмотреть в тетрадь соседа по парте.

В-четвёртых, очень удобно организовать самопроверку и взаимопроверку.

В-пятых, использовать «Цифровой диктант» можно со II полугодия 1 класса и на любом уроке.

Приведу несколько примеров. (Таблицы 2, 3, 4, 5)

Таблица 2

Математика. «Сложение чисел в пределах 20»

1 вариант

 

2 вариант

1

12

5

2

13

4

3

14

2

4

15

3

5

16

1

Информация, которую зачитывает учитель:

6 + 8, 3 + 9, 5 + 7, 6 + 6, 8 + 4, 9 + 5, 6 + 9, 7 + 7, 8 + 8, 7 + 6

Ответы для 1 варианта: 3, 1, 2, 1, 1, 3, 4, 3, 5, 2.

Ответы для 2 варианта: 2, 5, 4, 5, 5, 2, 3, 2, 1, 4.

Таблица 3

Русский язык. «Состав слова»

1 вариант

 

2 вариант

2

¬

1

3

2

4

۸

3

1

4

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Изменяемая часть слова.
  2. Одинаковая часть родственных слов.
  3. Часть слова, которая стоит после корня, и служит для образования новых слов.
  4. Часть слова, которая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов.

(Задание осложняется тем, что вместо слов: приставка, корень, суффикс, окончание введены условные обозначения.)

Ответы для 1 варианта: 1, 3, 4, 2.

Ответы для 2 варианта: 4, 2, 3, 1.

Таблица 4

Литературное чтение. «Устное народное творчество. Малые жанры фольклора»

1 вариант

 

2 вариант

1

Присказка

5

2

Потешка

4

4

Пословица

2

5

Скороговорка

3

3

Загадка

1

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Небольшое произведение устного народного творчества, в котором нужно назвать предмет или явление по их признакам и действиям. (Загадка)
  2. «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Кто много читает, тот много знает», Один за всех и все за одного». К какому жанру фольклора относятся эти краткие мудрые изречения? (Пословица)
  3. Шутливое вступление или концовка сказки. (Присказка)
  4. В них могут повторяться слова с одним и тем же корнем, переставляться слова, меняться звуки. Они необходимы для отработки правильности и чистоты произношения. (Скороговорки)
  5. - Кисонька-мурысенька,
    Ты где была?
    - На мельнице.
    - Кисонька-мурысенька,
    Что там делала?
    - Муку молола.
    - Кисонька-мурысенька,
    Что из муки пекла?
    - Прянички.
    - Кисонька-мурысенька,
    С кем прянички ела?
    - Одна.
    - Не ешь одна! Не ешь одна!

Что это за жанр устного народного творчества? (Потешка)

Ответы для 1 варианта: 3, 4, 1, 5, 2.

Ответы для 2 варианта: 1, 2, 5, 3, 4.

Таблица 5

Окружающий мир. «Полезные ископаемые»

1 вариант

 

2 вариант

1

Нефть

2

2

Природный газ

1

3

Каменный уголь

4

4

Торф

3

5

Железная руда

7

6

Песок

5

7

Гранит

6

Информация, которую зачитывает учитель:

  1. Прочный, хорошо полируется, необычайно красивая горная порода. Используется для украшения зданий, метро, для сооружения памятников. (Гранит)
  2. Растительного происхождения, тёмно – бурого цвета, хрупкий, тускло горит. (Торф)
  3. Твёрдая и тяжёлая, бурого или красного цвета, похожа на камень, из неё выплавляют металл. (Железная руда)
  4. Ярко горит, выделяет тепло, чёрного цвета, хрупкий, растительного происхождения. (Уголь)
  5. Разного цвета, легко пропускает воду, используют в строительстве, изготовляют стекло. (Песок)
  6. Маслянистая жидкость тёмно – бурого цвета, горит коптящим пламенем. (Нефть)
  7. От огня загорается, горит синим пламенем, из него получают бензин, искусственные ткани, резину, пластмассы. (Природный газ)

Ответы для 1 варианта: 7, 4, 5, 3, 6, 1, 2.

Ответы для 2 варианта: 6, 3, 7, 4, 5, 2, 1.

При подборе содержания стараюсь учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допустить излишнего упрощения.

В 4 классе (2008 – 2009 уч. г.) мои ученики уже сами составляли «Цифровые диктанты» для своих одноклассников и с удовольствием проводили их на уроках.

Вот некоторые из них. (Таблицы 6, 7, 8, 9)

Таблица 6

Окружающий мир. «Растительный мир Ростовской области»

(составила Ермолаева Юлия)

1 вариант

 

2 вариант

2

Ковыль

3

3

Тюльпан

2

1

Бессмертник

4

4

Чебрец

1

Информация, которую зачитывает ученик:

  1. «Лазорики» - называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» - именуют его жители низовий. Что это за растение? (Степной тюльпан)
  2. Какое растение называют в народе «шёлковой травой»? (Ковыль)
  3. Вот описание ещё одного очень характерного растения донских степей: «Ароматный полукустарничек со стелющимся по земле стеблем. Ценное лекарственное растение. Растёт на целине. В прошлом религиозные люди в свои праздники посыпали этой пахучей травой земляные полы. Растение становится редким, так как поедается и вытаптывается скотом». Назовите это растение. (Чебрец)
  4. О каком растении Дона пишет А. Софронов:
    Как будто из меди его лепестки,
    И стебель свинцового цвета.
    Стоит на кургане у самой реки
    Цветок, не сгибаемый ветром.
    (Бессмертник)

Ответы для 1 варианта: 3, 2, 4, 1.

Ответы для 2 варианта: 2, 3, 1, 4.

(Для подготовки ученица использовала пособие Б. А. Нагорного «Твой край родной. Занимательное краеведение в вопросах и ответах». – Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1988.)

Таблица 7

«Водоёмы Ростовской области»

(составил Тищенко Роман)

1 вариант

 

2 вариант

1

Водохранилище

4

3

Река

2

2

Озеро

3

4

Море

1

Информация, которую зачитывает ученик:

  1. Дон, Северский Донец, Калитва, Меловая. (Река)
  2. Азовское. (Море)
  3. Цимлянское, Пролетарское, Соколовское, Весёловское. (Водохранилище)
  4. Маныч – Гудило. (Озеро)

Ответы для 1 варианта: 3, 4, 1, 2.

Ответы для 2 варианта: 2, 1, 4, 3.

Таблица 8

Литературное чтение. «Знаешь ли ты сказки А. С. Пушкина?»

(составила Власова Ксения)

1 вариант

 

2 вариант

1

«Сказка о рыбаке и рыбке»

2

2

«Сказка о царе Салтане…»

4

3

«Сказка о золотом петушке»

1

4

«Сказка о попе и работнике его Балде»

5

5

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

3

Информация, которую зачитывает ученик:

  1. Это произведение является поэтической переработкой немецкой сказки «Белоснежка». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
  2. В современном мире мы часто используем фразу: «Остаться у разбитого корыта». Выражение употребляется в значении: утрата блестящего положения, разбитые надежды. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  3. В каком произведении герой искал дешёвого работника, который мог быть и поваром, и конюхом, и плотником? («Сказка о попе и работнике его Балде»)
  4. Какая сказка заканчивается словами:
    Сказка ложь, да в ней намёк –
    Добрым молодцам урок.
    («Сказка о золотом петушке»)
  5. В этой сказке много превращений и чудес.
    Композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков сочинил оперу по мотивам этой сказки. А самая известная оркестровая тема «Полёт шмеля».
    («Сказка о царе Салтане…»)

Ответы для 1 варианта: 5, 1, 4, 3, 2.

Ответы для 2 варианта: 3, 2, 5, 1, 4.

Таблица 9

Русский язык. «Словарные слова»

(составил Леонов Артём)

1 вариант

 

2 вариант

4

а

5

3

о

2

5

и

1

1

е

4

2

я

3

Информация, которую зачитывает ученик:

Работа, метро, язык, лимон, морковь, рябина, картина, очень, осина, билет.

Ответы для 1 варианта: 4, 1, 2, 5, 3, 2, 4, 1, 3, 5.

Ответы для 2 варианта: 5, 4, 3, 1, 2, 3, 5, 4, 2, 1.

Ещё Л. С. Выготский говорил, что «управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера». Поэтому использование на уроках «Цифрового диктанта» вызывает у учащихся повышенный интерес к изучаемой теме, ведет к более эффективному, глубокому, творческому, осмысленному усвоению знаний, и, конечно, активизирует внимание.