Задачи урока:
- повторение и систематизация знаний о растениях, животных;
- анализ умений учащихся классифицировать предметы окружающего мира: умения выделять отличительные признаки, обобщать существенные признаки, по которым группируются объекты изучения;
- создание условий для формирования целостного представления об окружающем мире;
- дальнейшее формирование бережного отношения к окружающей природе;
- дальнейшее формирование умения работать в группе.
Оборудование:
- карточки для работы в группе с изображением предметов живой и неживой природы;
- карточки с изображением различных животных; два растения из коллекции гербария;
- стихи о природе.
Ход урока
1. Актуализация знаний и умений учащихся на основе повторения и обобщения изученного о живой природе.
- Ребята, расскажите, что вам запомнилось больше всего о жизни растений и животных? (ответы детей могут быть различными).
- Что бы вы хотели еще узнать об окружающем мире?
- Ребята, мы с вами закончили изучать мир растений и животных. Сегодня мы вспомним, какое разнообразие растений и животных нас окружает. Мы поговорим о тех, кто живет рядом с нами и своим присутствием приносит нам радость.
2. Организационный момент.
- Для работы на этом уроке нам необходимо разделиться на две группы. Так мы уже работали. Но в этот раз мы не будем соревноваться, выявлять, кто лучше работает, кто больше знает. Мы будем продолжать учиться работать вместе, внимательно слушать друг друга (ребята делятся на две группы под руководством учителя, чтобы не затягивать организационный момент).
3. Повторение и обобщение знаний о живой и неживой природе.
- На столах у вас карточки, на которых изображены предметы живой и неживой природы. Первая группа выбирает те предметы, которые относятся к живой природе; а вторая группа - предметы, которые можно отнести к неживой природе. Приложение 1
- Вам еще необходимо будет собрать доказательства.
Учащиеся обсуждают, анализируют, полученные изображения и сообща записывают доказательства принадлежности к живой и неживой природе. Далее озвучивают свои предположения. Другая группа внимательно слушает и выявляет неточности в ответе, исправляет, комментирует.
4. Повторение и обобщение знаний о животном мире.
- Следующий этап работы позволит нам вспомнить группы животных. На столах у вас уже другие карточки с изображениями животных. Приложение 2. Рассмотрите их внимательно.
- Вам нужно выбрать лишнюю карточку. Продумайте свои доказательства, почему выбранное изображение лишнее?
Ребята работают совместно, анализируя увиденные изображения. После выполнения задания излагают свою точку зрения, вторая группа принимает участие в обсуждении.
- Посмотрите еще раз внимательно на карточки. Скажите, а какая группа животных осталась? (птицы)
- Докажите, что это птицы (тело покрыто перьями, есть два крыла).
- Следующее задание нам позволит обобщить знания о других группах животных. На столах у вас уже другие карточки. Приложение 3
- Задание по-прежнему остается таким же. Рассмотрите изображения животных и выберите лишнее из предложенного ряда.
Учащиеся анализируют, обобщают и делают выводы, доказывая правильность своего ответа. Затем внимательно слушают ответы другой группы.
- Какая группа животных осталась у вас на столе? (звери)
- Как по-другому называется эта группа? (млекопитающие)
- Докажите (тело покрыто шерстью, кормят детенышей молоком).
5. Обобщение, систематизация знаний о животном мире.
- Какие группы животных мы знаем и сегодня на уроке еще раз вспомнили? (насекомые, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, звери)
6. Повторение и обобщение знаний о мире растений.
- Теперь вспомним разнообразие растений. На какие группы делятся растения? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)
- На столах у вас растение. Определите, к какой группе относится это растение.
Далее учащиеся поочередно выслушивают ответы своих оппонентов.
7. Охрана природы (чтение стихов).
- Урок был бы не законченным, если бы мы не поговорили о том, что дети и взрослые должны бережно относиться к природе. Охрана природы - важная тема, поэтому даже поэты в своих стихах стали напоминать нам о том, что мы должны любить, бережно относиться и охранять природу. Приложение 4
- Некоторые ребята нашли такие стихи, выучили и готовы поделиться с нами. Давайте их послушаем (читают у доски).