Методика преподавания химии в 8-м классе общеобразовательных школ (II полугодие)

Разделы: Химия


ЧАСТЬ VIII. ВОДОРОД

Изложение темы «Водород» ведется по алгоритму, предложенному учащимся в предыдущей теме «Кислород», а именно:

  1. Характеристика элемента.
  2. Характеристика вещества
  3. Способы получения вещества в лаборатории и промышленности
  4. Химические свойства вещества
  5. Применение вещества.

Удобнее излагать тему в виде заранне подготовленной таблицы, где анализируются элемент и вещество водород. Благодаря такой компоновке материала, ученики еще раз повторяют понятия «химический элемент» и «химическое вещество».

                                                                 1                                                                                                                                               2

N Химический элемент водород N Вещество водород
1 Химический символ – Н; латинское название – Hydrogenium 1 Химическая формула H2, молярная масса – 2 г/моль (легче воздуха)
2 Положение в ПСХЭ: I период, VII группа, главная подгруппа 2 Агрегатное состояние (н.у.) – газ
3 Наличие изотопов:

11H                   12D,                    13 T

3 Температуры фазовых переходов:  Токип. = – 252,8оС,  Топл. = – 257,3оС
4 Состав атома превалирующего Изотопа

11H: р+ = 1; е = 1; n0 = 0

4 Органолептические свойства: без цвета, без запаха, без вкуса, ρ = 0,09 г/л
5  Относительная атомная масса, принимаемая при расчетах (Аr) 1 5 Отношение к воде: практически не растворим (0,0185 объема водорода на 1 объем воды 18оС)
6 Валентность I 6 Как все газы: неэлектропроводен, нетеплопроводен

3. Вещество водород получают:

А) В лаборатории путем взаимодействия металлов с некоторыми кислотами, например:

Б) В промышленности водород получают либо электролитическим разложением воды (под воздействием постоянного тока): 

либо из природного газа (термическое разложение углеводородов)

4. Химические свойства водорода

Молекулы водорода очень прочны: для разрушения 1 моль молекул водорода необходимо затратить 432 кДж энергии. Поэтому большинство реакций с водородом происходят при повышенной температуре или при ином воздействии (облучение). При обычных температурах он вступает в реакцию только с очень активными металлами или фтором.

Каждая предлагаемая реакция иллюстрируется видеофрагментом; затем реакции прописываются учителем на доске совместно с учениками. При таком постепенном заполнении таблицы материал урока легче усваивается и запоминается.

Задание: §§ 25, 26, 27, упр.1, 2, 3, 5, 7, 9 с.76-77. [1]. Выполнить Приложение 1.

ЧАСТЬ IX. ВОДА

Данная тема является первой темой в курсе химии 8-9 классов, где рассматриваются свойства сложного вещества. Поэтому  характеристика элемента в алгоритме заменяется на  анализ состава молекулы, подчеркивая  при этом, что новое сочетание известных элементов приводит к новым свойствам.  Возможно упомянуть в общем виде (без конкретики)  положения теории строения химических соединений А.М.Бутлерова:  свойства веществ зависят от того, какие атомы входят в состав молекулы.

Опыт работы показывает, что часть темы «Химические свойства воды» лучше излагать в 2 этапа. Первый – рассмотрение химических свойств воды при взаимодействии с простыми веществами. В данном случае подчеркивается, что металлы разбиваются на 3 группы в соответствии с их активностью. Вводится понятие Ряда активности металлов.
Второй этап – взаимодействие воды с оксидами – лучше излагать при рассмотрении темы «Оксиды», после рассмотрения классификации сложных веществ, их номенклатуры.
При изучении свойств данных веществ необходимо использовать  готовые таблицы либо в виде раздаточного материала либо в виде демонстрации текста на экране, демонстрационных опытов - видеофрагментов.

Характеристика молекулы:

Химическая формула Н2О,  в состав входят 2 атома водорода и 1 атом кислорода.
Молярная масса – М = 18 г/моль

Физические свойства

1 Агрегатное состояние (н.у.) – жидкость
2 Температуры фазовых переходов: Токонд.= 0оС, Токип.=100оС
3 Органолептические свойства: без цвета, прозрачная, без вкуса, без запаха, ρ = 1г/см3  (при 4оС)
4 Особые свойства: неэлектропроводна; при кристаллизации увеличивается в объеме.

Химические свойства

Опыт работы показывает, что данную часть темы лучше излагать в 2 этапа. Первый –рассмотрение химическмх свойств воды при взаимодействии с простыми веществами. В данном случае подчеркивается, что металлы разбиваются на 3 группы в соответствии с их активностью. Вводится понятие Ряда активности металлов.

Второй этап – взаимодействие воды с оксидами – лучше излагать при рассмотрении темы «Оксиды», после рассмотрения классификации сложных веществ, их номенклатуры.

Вода – химически неактивное вещество, поэтому возможность взаимодействия с другими веществами определяется  химической активностью этих веществ и условиями реакции (температурой взаимодействия).

Задание: §29, упр. 4, 5, с.87 [1].

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА

Для лучшего понимания данной темы, необходимо напомнить учащимся, что вода является и эталоном плотности (ρ ~ 1 г/см3) и универсальным растворителем, а также обратить внимание учащихся на математическую аналогию понятий «массовая доля элемента» и «массовая доля растворенного вещества».

Массовой долей элемента в веществе называется отношение массы данного элемента  ко всей массе молекулы. Массовая доля может быть выражена либо в долях от единицы, либо в процентах. Но тогда при формулировке вопроса указывается не «массовая доля элемента», а «процентное содержание элемента в веществе».

Массовой долей растворенного вещества  называется отношение массы растворенного вещества ко всей массе раствора. Массовая доля может быть выражена либо в долях от единицы, либо в процентах. Но тогда при формулировке вопроса указывается не «массовая доля вещества в растворе», а «процентное содержание  вещества в растворе» или ПРОЦЕНТНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ.

ПРИМЕР.

Определить массовую долю хлорида калия  в растворе, если для его приготовления взяли 3 грамма соли и 47 грамм воды.

Задание: §28, упр. 3, 5, зад. 2, 3, 4 с. 81; зад. 1, с. 88 [1]. Выполнить Приложение 2

Завершить прохождение тем «Кислород», «Водород» и «Вода»  необходимо контрольной работой «Химия веществ» [4].

Источники информации:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: неорганическая химия: учеб. для 8 класса общеобразоват.учреждений/12-е изд., испр. – М.:Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. – 176 с.:ил
  2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8 класс/Л.С.Гузей и др. – М.: «Интеллект-Центр», 2000. – 40с.
  3. Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя/ 8-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 80 с.
  4. Богданова Н.Н., Мещерякова Л.Н. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8-9 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 128с.