Игра "Поле чудес". Тема "За здоровьем к растениям"

Разделы: Биология


Цель: Развитие познавательного интереса в изучении лекарственных растений родного края. Познакомить с лекарственными свойствами этих растений.

Задачи: Продолжать знакомить детей с лекарственными свойствами растений нашего края, воспитывать любовь к природе, учить детей любить и защищать природу, бережно относиться к растениям.

 Время проведения: 45 минут.

Возраст детей: 10-12 лет

Оформление: Выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации.

Ход занятия

Ведущий: Прежде, чем начать игру, послушайте отрывок из сказки.

… И пришла тогда девица к старой колдунье и попросила приворотного зелья, чтобы милого присушить, заставить его полюбить её. И сказала колдунья: «расскажу тебе, как волшебное зелье сварить. Да только делай так, как я велю. Встань на рассвете, умойся студеной водой да поклонись трижды по семь раз солнышку. Как оно вставать станет, соберешь травы, какие я тебе скажу. Да вари их с наговором, а подавай с поклоном и лаской».

Вы скажете. Что приворотного зелья не существует, что колдунья обманывает. Лучше попробуем сделать все то, о чем ск5азано в сказке. Встань на рассвете, умойся холодной водой… Разве не закаливанию нас учат врачи? Прогуляйся по утреннему лесу в поисках нужных трав или даже просто без цели. Разве это не полезно? Посмотрите-ка на себя в зеркало, как вернетесь: щеки разрумянились, глаза сияют – просто красавицы! А поклоны трижды по семь раз солнышку… Да это же наша обычная зарядка, которая помогает на долгие годы сохранить стройность, легкость, подвижность и бодрость!

Ну а теперь о самом главном «наговоре». Я думаю, что девушка, готовя варево, помешивая, должна приговаривать что-то вроде: «Варись травка вкусная, полезная, пусть любимый да поймет, что ему никто так не угодит так, как я никто так не постарается…». Ну разве может питье, приготовленное с такой любовью, не пойти впрок? А уж подавать с поклоном и лаской… Тут и говорить нечего! Это любимому приятно, каждое сердце тронет.

Пришел черед говорить о травах, которые входили в состав приворотного зелья. Это очень вкусный и полезный напиток из плодов боярышника, листьев Иван – чая, земляники, брусники, душицы, черники. Заварить и подавать по сказочным правилам. Напиток снимает усталость, поднимает общий тонус, после такого напитка человек словно сбрасывает с себя плохое настроение, становится активным, бодрым, жизнерадостным. Вот и весь секрет!

Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения: деревья, кустарники, травы и цветы. И мы не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. Березовыми почками лечат печень, а березовый веник выгоняет хворь в бане. Если чувствуешь себя плохо, кружится голова – значит, в организме не хватает витаминов. В этом случае поможет чай с плодами рябины. Перечислять целебные свойства растений можно долго и много. Об этом написано немало книг … но начнем игру.

Поиграем

Посередине зала стоит три стола, за которыми будет проходить игра. Выбираем три команды игроков по четыре человека в команде (возможны варианты: разное количество команд и количество игроков в команде). Выбирается жюри. (Жюри можно выбрать из педагогов, чьи дети участвуют в игре, либо из детей старших групп центра).  

Ведущий:  Чтобы выбрать первую  команду игроков, я загадаю загадки. Четыре ребенка, отгадавшие первые четыре загадки, садятся за один стол. Это первая   команда игроков (можно выбрать две, три  или четыре команды по четыре человека)

1. Желтый и синий, поэтому он
Носит в названии пару имен.
(Иван-да-Марья).

2. Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем
Пчел – нектаром от души
(Иван-чай)

3. На земле лежат листки,
Маленькие лопухи
Нам он как хороший друг
Лечит ранки ног и рук
(Подорожник)  

4. Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас
(Малина)

Четыре ребенка, отгадавшие четыре загадки, садятся за следующий стол. Это вторая  тройка игроков.

1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых
Запах крепкий и душистый
А её зеленый лист нам идет на чай
Что за травка, угадай?
(Душица)

2. Лист горбочком с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час.
(Алоэ)

3. Золотая середина, и лучи идут кругом
Это может быть картина, солнце в небе голубом?
И если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
(Ромашка)

4. Горькая травка и животу приправка,
И сама душиста и метет все чисто.
(Полынь)

Четыре ребенка, отгадавшие следующие четыре загадки, садятся за  третий  стол. Это третья тройка игроков.

1. Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платье в полоску.
Ты узнаешь… (березку).

2. По весне бывают ярки,
Все луга, поляны, парки
Посреди стеблей зеленых
Разноцветные бутоны.
Синие и красные,
Нежные, прекрасные.
Соберем из них букеты.
Угадайте, что же это? (Цветы).

3. Желтый цвет на ножке.
Семена немножко
Вам напомнят коготки,
Что на лапах кошки.
Семена цветка легки.
Те цветочки – (ноготки).

4. Что за зонтик расписной
Появился под сосной?
Красная макушка
В беленьких крапушках.
Украшает лес и бор
Гриб – красавец (мухомор).

Первый тур

Разминка.

Ведущий предлагает перед началом игры провести разминку и дает командам следующие задания:

  1. Назвать летние цветы. (гладиолус, георгин, бархатцы).
  2. Назвать осенние цветы (астра, сентябринки).
  3. Назвать весенние цветы (ландыш, одуванчик, фиалка).
  4. Назвать полевые цветы (лаванда, часики, одуванчик, Иван-да-Марья).
  5. Назвать садовые цветы (пион, георгин, роза, ноготки, календула).

«Ботанические» загадки

  1. Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
  2. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  3. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна)
  4. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. (Береза)
  5. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
  6. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
  7. Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
  8. В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане; богач не велик, а орешками наделит. (Орешник)
  9. Под ярусом, под ярусом висят кисти  с красным гарусом. (Рябина)
  10. Снесли птички синенькие яички, развесили по дереву: скорлупка мяконька, белок сладенький, а желток костяной. (Слива)
  11. Стоит дерево кудряво, когти волчьи, кто подойдет, того и обоймет. (Шиповник)
  12.  Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина)
  13. Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина красная и черная)
  14. Стоит Трошка, его ищут, а он молчит. (Гриб)
  15. Что не сеяно родится? (Трава)
  16. Стоит старик над водой, качает бородой. (Камыш)
  17. Стоит дуб на горе, никто к нему не подойдет: ни царь, ни царица, ни красная девица, а кто подойдет, тот с собой понесет. (Репейник)
  18. Какую траву и слепой знает? (Крапива)
  19. Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
  20. Что цветет без цвету? (Папоротник)

Второй тур

«Загадки на лесной полянке»

Ведущий загадывает загадки о растениях, спрашивает, какая польза от этих растений. (За правильный ответ – фишка)

Ведущий: Много трав полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.

Вопросы:

  1. Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыш. Делают капли от сердечной боли, успокаивающее средство)
  2. Ты растение не тронь, жжется больно, как огонь. (Крапива, останавливает кровь, отваром моют голову)
  3. Стоят сестрички – желтые глазки, белые реснички. (Ромашка. Полоскать горло при ангине, ополаскивают волосы).
  4. Какие травы настаивают и пьют как чай? (Липа, малина, смородина, душица. Польза – витамины.)
  5. Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды? (Малина, клюква, брусника, липовый цвет, мать-и-мачеха).
  6. Дикой розой называют, как лекарство принимают. (Шиповник, богат витамином «С»)
  7. Соком какого растения сводят бородавки. (Чистотел)
  8. Когда цветет сирень – весной или летом? (Весной)
  9. Применяют спиртовой настой при болезни суставов. (Сирень)

Третий тур

Гадание на ромашке.

Предложить детям приготовленный из бумаги  цветок ромашки с лепестками. На каждом лепестке написано задание. Капитан команды отрывает один лепесток с заданием и команды должны это задание выполнить.

1. Предложить детям спеть  (или проговорить) песню, где есть название цветка или травы. Например:

Ягода-малина.
Калина красная.
Ой, цветет калина.
Белая черемуха душистая и другие.

2. Придумать несколько слов из названия одного цветка или травы (Например: ромашка, одуванчик, подорожник). Записать, посчитать, у кого больше.

3. На каждом лепестке написаны названия лекарственной травы или цветка. Дети получают задание придумать одну загадку  про это растение, указав в тексте его лекарственное свойство. (Ромашка, крапива, подорожник, малина, смородина и другие).

Игра со зрителями

Пока команды выполняют задание, ведущий проводит игру со зрителями.

Конкурс знатоков русских пословиц.

Ведущий произносит начало пословицы, а  зрители должны закончить. (За каждый правильный ответ команде – фишка).

  1. Без корня и полынь (не растет).
  2. Без солнышка нельзя пробыть (без милого нельзя прожить).
  3. Бела береза (да деготь черен).
  4. Береза не угроза (где стоит, там и шумит).
  5. Будет дождь (будет и рожь).
  6. В июле на дворе пусто (да на поле густо).
  7. В июле овес в кафтане, (а на гречке и рубахи нет).
  8. Июнь с косой по лугам прошел, (а июль с серпом по хлебам пробежал).
  9.  Красное лето – (зеленый покос).
  10. Тут дождя не просят, (а он идет, где косят).
  11. Что летом родится, (то зимой пригодится).
  12. Что летом соберешь, (то зимой на столе найдешь).
  13. Без охоты (нет работы).

Четвертый тур

Викторина «Иван-травник»

  1. Это растение помогает при глазных заболеваниях, им лечат язву желудка, астму, ожоги. Научное его название – алоэ. Как оно называется по-русски и почему? (Столетник. Название связано с крайне редким цветением этого растения в комнатной культуре).
  2. Это растение по-латыни называют «бетула». У него целебные почки, листочки, сок. Оно первым одевается в зеленый наряд. Назовите его? (Береза).
  3. Это растение обычно считают сорняком. Но сорняк этот очень красив. Кроме того, он помогает при болезнях печени и почек. Из него получают синюю краску для тканей. Назовите русское имя этого цветка – сорняка. (Василек).
  4. У этого растения целебные корни, поэтому по-русски его называют «корень жизни». Назовите его китайское имя. (Женьшень).
  5. Это растение входит в состав многих болеутоляющих лекарств. Его называют красивым итальянским словом «белладонна». А как это будет по-русски? (Красавка).
  6. Про какое растение говорят, что оно помогает при лечении семи болезней?  (Лук – от семи недуг).
  7. Какое растение отгоняет нечистую силу и одновременно помогает при отсутствии аппетита? (Полынь горькая).

Игра окончена. Пока жюри подводит итоги, предлагаем детям посмотреть модный показ на тему «Летние цветы».  Модели подготовлены заранее ребятами центра, каждая модель обозначает цветок. Например: незабудка, ромашка, и другие, придуманные детьми. Мальчик и две девочки одеты в хакасские национальные костюмы. Название: Хакасия – мой край родной. 

В заключении награждение победителей и участников почетными грамотами, медалями каждому участнику и сладкими призами.

Игра окончена.

К работе прилагается презентация. (Приложение 1)