Развитие логических приемов: сравнение, идентификация, анализ (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Ход занятия

I. Орг.момент.

1. Приветствие.

2. Цели занятия:

Ребята, сегодня на занятии мы будем продолжать сравнивать и соотносить предметы, анализировать задачи.

3. Вводная беседа.

А) Ребята, какой праздник приближается? (Международный женский день)

Б) Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях! (Кузя)

В) Ребята, у него в руках букет цветов. Кузя идёт в гости к своей подружке Кузине, чтобы поздравить её с праздником. А какие цветы у него в букете? (Мимоза, розы)

Поубавились морозы
Посинел на реках лёд.
Город первые мимозы
На прилавках продаёт.
Светлым солнечным приветом
Проникает в чьи-то сны
Радость первого букета,
Первой ласточки весны.

За тонкий запах лёгких лепестков
Зовут её царицею цветов.
Шипами всех колоть готова,
Ведь нет на свете розы без шипов.

II. Сравнение предметов.

Ребята, давайте сравним мимозу и розу, а Кузя нас послушает.

1. Что значит сравнить? (Значит найти признаки, по которым предметы похожи или отличаются)

2. Давайте сначала найдём сходства.

А) принадлежность к общей группе (это растения).

Б) наличие частей растений (цветок, стебель с листьями).

В) Наличие запаха (и мимоза, и роза пахнут).

Г) Назначение (подарок, составление букета, для красоты и эстетического удовольствия).

3. Различия.

А) Цвет цветка (у мимозы – жёлтый, у розы – красный).

Б) Запах (у мимозы более резкий запах, чем у розы).

В) Размер цветка (у розы цветок больше, у мимозы – меньше).

Г) Количество цветков (у мимозы цветков на стебле много, а у розы – один).

Д) Форма листьев (у розы простой лист, а у мимозы – сложный).

Е) Наличие шипов (у розы есть шипы, а у мимозы – нет).

Ж) Место произрастания (роза садовый цветок, а мимоза – степное растение).

З) Форма цветка (у мимозы цветок круглый, а у розы – овальный)

4. Какой вывод мы теперь можем сделать? (У мимозы и розы признаков отличий больше, чем признаков сходства)

III. Идентификация предметов.

Ребята, теперь нам нужно проверить память, знания о профессиях.

Задание: соедини “ниточкой” название профессии с местом работы.

Продавец в школе.
Врач в цирке.
Учитель в магазине.
Секретарь в больнице.
Клоун в машине.
Шофёр в офисе.
Повар в поле.
Хлебороб в столовой.

IV. Следующее задание на развитие зрительной памяти, внимания и умения сосредотачиваться. Работа по тетради (с.15 № 1).

Приложение 1 (работа с каждой фигурой отдельно)

  1. Посмотреть на предложенные фигуры, запомнить, “сфотографировать”.
  2. Закрыть глаза, мысленно нарисовать.
  3. Нарисовать в тетрадь.
  4. Проверяем и исправляем ошибки.

Дополнительные вопросы после проверки:

  1. Какую геометрическую фигуру нарисовали?
  2. По какому признаку они отличаются.
  3. Как расположены эти фигуры?

V. Физкультпауза.

1. Игра “Запрещённое движение”.

Вы показываете только то движение, которое я называю. Какому органу чувств вы будете доверять? (Слуху)

Значит, зрение будет отдыхать.

2. А теперь Кузя хочет поиграть с вами в игру “Обезьянки”. Закройте глаза, доверьтесь своему слуху.

3. Мы не только отдохнём, но и будем развивать воображение, а слух опять вам поможет. (Прослушивание а/кассеты “Звуки природы. Звуки леса”)

А) Где вы “побывали”?

Б) Какой лес вы увидели?

В) Какие растения там растут?

Г) Звуки каких животных вы услышали?

VI. Логическая операция – анализ.

Сейчас мы будем учиться внимательно слушать, разбирать условие и анализировать задачу. (Иллюстрация задачи – рисунки с машинами на доске)

1. У Гены, Вити и Димы были машины разного цвета: жёлтого, голубого, зелёного. У Гены не было машины голубого и зелёного цвета, у Вити не было машины голубого цвета. Какая машина принадлежала каждому мальчику? (1 ученик у доски: Гена – жёлтая, Витя – зелёная, Дима – голубая)

А теперь каждый самостоятельно проанализируйте, решите задачу и заполните этажи в домике, которые лежат у вас на парте. (1 ученик у доски за шторкой)

2. В доме живут четверо ребят: Миша Олег, Дима, Коля. Выше всех живёт Миша. На 2-м этаже живёт Олег. Ниже всех живёт Коля. На каком этаже живёт Дима?

Давайте сверим с доской.

VII. Задание на развитие художественно-эмоциональной сферы.

(Работа по карточкам – приготовьте цветные карандаши)

  1. В каком цвете вы видите радость?
  2. В каком цвете вы видите скуку?
  3. Каким вы увидели наш сегодняшний урок?

(После выполнения задания листочки сдаются)

радость скука урок

VIII. Итог занятия.

Кузя был очень рад общению с вами, но ему надо спешить к своей подружке Кузине, иначе букет завянет. Давайте на прощание мы ему расскажем, что мы учились делать на уроке:

  1. Сравнивать предметы. Что значит сравнить?
  2. Соотносить профессии с местом работы.
  3. Решать логические задачи.

Вы так хорошо работали на занятии, что Кузя решил оставить каждому из вас на память свою фотографию. Пожалуйста, дежурные, помогите раздать портретики.

Приложение 1

Приложение 2