Сценарий литературно-музыкальной композиции "Два гения", посвященной двум гениям XIX в. – великому русскому поэту А.С. Пушкину и Н.И. Лобачевскому

Разделы: Математика, Внеклассная работа


На сцене портреты Пушкина А.С. и Лобачевского Н.И. на раздвигающихся стендах.

Учитель русского языка  и литературы: Гений, преодолевая «земное тяготение» окружающей среды, вязкую топь обыденности, прорывается в Неведомое, совершает духовный подвиг, порою сам того не сознавая. Он расширяет пределы человеческих возможностей. Быть может, именно гении оправдывают существование многих поколений людей, безвестно уходящих в небытие. И если не всякому достает сил раскрыть все свои творческие возможности, то каждый имеет возможность приобщиться к творениям гениев, воздать им должное, проникнуться их светлым духом разума, добра и красоты.

Учитель математики: Говорят: "От гениальности до сумасшествия один шаг…". И многие гении человечества были причислены психиатрами к психопатам, шизофреникам и т.д.
Учитесь беречь гениев! Учитесь щадить их, дарите им тепло, если полное понимание невозможно. Они приходят в этот мир и объясняют вам многое, они оставляют вам на память свои труды, стихи, музыку, живопись.

Вместе (учитель русского языка и литературы): Светлая память гениям!

Стенды раздвигаются. Летний сад, скамейка. Парень и девушка. Девушка читает роман Пушкина «Евгений Онегин», парень читает учебник геометрии.

Девушка:

Читая Пушкина, я вижу
Картины милой старины,
И перед взором возникают
Виденья, сказочные сны.

Парень:

Как будто я не в 21  веке,
А в девятнадцатом живу.
И все, что было там когда-то,
Я вижу как бы наяву.

Чтец:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Девушка:

Не спится белыми ночами,
И из открытого окна
Созвучная моим виденьям,
Подобная чудесным пеньям,
Прекрасна музыка слышна.

Чтение письма Пушкину от имени девушки

Ах, дорогой Александр Сергеевич… (на фоне музыки романс на стихи Пушкина)

Парень:

Ушло томящееся лето,
Пришла осенняя пора.
Она любима так поэтом,
Так памятна и дорога.

Чтец:

Читает стихотворение Осень

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Слайд: осень. Песня «Осень»

1-й ведущий.

И Петербург уж не пустынен,
И начинаются балы.
И, вслед за пушкинской строкою,
Туда отправимся и мы.

Слайд-клип фильма «О Пушкине» (романс «Как упоительны в России вечера»)

Чтец (в костюме пушкинской эпохи).

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь бурный,
Чета мелькает за четой.

Несколько пар танцуют вальс из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» или вальс Г. Свиридова из кинофильма по повести Пушкина «Метель».

Слайд: параллельные прямые, звезды, ночь.

За столом сидит Лобачевский. Лобачевский смотрит в телескоп.

Ведущий 2: 

Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.

Парень:

Он слыл учёным первоклассным
И был великий педагог.
Он много сделал для народа
И бедным он не раз помог.

Девушка:

Он был высок, хорош собою.
Но всё ж задумчив был порою,
И поражал друзей не раз
Взгляд темно-серых глаз

3 ведущий:

Вот он магистр, потом профессор,
Он геометрией занялся с интересом.
Пред ним открылось множество дорог,
И косность взглядов он терпеть уже не мог
Он сделал гениальное открытие:
Создал он геометрии начала.
Но на совете в Академии наук
Труд не был оценён, и критика звучала.

Парень:

О математики законы,
Не каждый в силах вас понять!
Но вами можно, гений скажет,
Поэта чувства направлять.

Ведущий 1: Есть какая-то тайна века в том, что мы фактически ничего не знаем о встрече А. С. Пушкина с Лобачевским. Теоретически Пушкин мог встретиться с Лобачевским в Казани в доме профессора Казанского университета Фукса в 1833 году.

Слайд: Казань

Да, они встречались и, видимо, беседовали всю ночь, гуляя по улицам Казани. Но о чем шла беседа?

Предположить, что, встретившись с Пушкиным, Лобачевский стал бы занимать его пустыми разговорами, это значило бы ничего не понять в характере великого геометра. Да и Пушкин знал, с кем ведет многочасовую беседу.

Казань. Встреча в доме Фукса (слайд) Стол, за столом сидят Пушкин и Лобачевский. Слуга приносит бокалы. Парень и девушка на лесенке наблюдают за встречей.

Ведущий 2: Вдохновение в геометрии нужно не менее, чем в поэзии. Геометрия Н. Лобачевского называется «воображаемая», а от «воображения» до «вдохновения» один шаг.

Дом Фукса. Пушкин и Лобачевский сидят на диване.

Стихотворение Н.И. Лобачевского: (читает Пушкину)

Колумб отважно вдаль стремился,
Ища желанных берегов,
Но долог путь. И становился
Слышнее ропот моряков.
А он глядит на океан,
В волненьи тяжко дышит грудь.
Вопрос – исполню ль я свой план?
И верно ль мой намечен путь?
И вот сбылись его мечты:
– Земля! – воскликнул человек
– Колумб! – кричат матросы. – Ты
Прославил родину навек!

Пушкин А.С.:

Любой хороший математик –
Он обязательно поэт
И строгость алгебры не значит,
Что в ней лирического нет!

Вдохновение в геометрии нужно не менее, чем в поэзии, а от воображения до вдохновения один шаг.

Парень: Пушкин стремился «Стать с веком наравне». Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всем.

Ведущий 2: Николай Иванович всегда был предельно требователен к себе. Если раньше он считал, что не чужд поэзии в самом высоком значении этого слова, то, познакомившись с прекрасными творениями Пушкина, безжалостно забросил стихотворство.

Лобачевский: Я  понял, у каждого свой талант и незачем обманываться.

Больше свои стихи он никому не показывал.  Свои стихи стали казаться убогими. Пушкин – гигант. Он вобрал в свой мозг весь мятежный дух своего века, выразил самое сокровенное.

Ведущий 3: А сейчас и лампа под зеленым абажуром, и желтоватое лицо Пушкина, обрамленное кольцами волос, его чуть выпуклые светлые глаза, и звон бокалов, смех, разговоры – все кажется Лобачевскому иллюзорным: будто во сне. Поэт и геометр... Так ли уж далеко отстоят друг от друга две, казалось бы. противоположные, исходные точки познания мира? Возможно, и этим вот минутам суждено стать значительными. А может быть, они затеряются в хаосе событий... Но очень хорошо, что есть они, эти минуты!
Романс на стихи Пушкина
Пушкин и Лобачевский гуляют по саду.

1 ведущий: Пушкин и Лобачевский шли впереди. Два гения.  Признанный  и непризнанный. Вдалеке зеленовато светилась Волга. В лунном сумраке особенно ощущалась первобытность, некая древность тех пространств, что уходили во все стороны. Пушкин молчал. Молчал и Лобачевский. Каждый из них понимал эту ночь по-своему.

2 ведущий: Геометр давно свыкся с глухим полумраком, безысходностью мохнатых казанских ночей, с завыванием собак; костры на противоположном берегу Волги не вызывали у него никаких мыслей. Здесь был его дом. Он родился на Волге и, возможно, умрет на Волге.

3 ведущий: Для кого-то сияют огни Невского, для кого-то шумит ночная Москва. А в Казани с наступлением темноты жизнь как бы сужается, люди жмутся к огням свечей и ламп. Пушкин всегда путешествовал по своей особой стране – стране романтики. Куда бы ни забросила его судьба, он повсюду находил источник вдохновения. Мир для него был насыщен красками, звуками, кровью и плотью. Абстрактные истины казались ему холодными, как лед. К ним было даже страшно притрагиваться. Он удивлялся таким людям, как Лобачевский.

1 Ведущий:

Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.

Девушка (голос из темноты) Сейчас он уже обдумывал «Капитанскую дочку», а Казань для него была тем городом, который должен взять Пугачев; опустошенная и погорелая Казань, куда приедет после всего Гринев...
«Николай Иванович очнулся от глубокой задумчивости и сказал: Я люблю ваши стихи. Я почти все их знаю наизусть».

Читает стихотворение

ДРУЖБА

Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
Обмен тщеславия, безделья
Иль покровительства позор.

Лобачевский: У нас, математиков, свой язык – искусственный: язык формул, исчислений. Он очень краток, и потому, возможно, мы думаем быстрее, чем остальные люди.

Пушкин усмехнулся.

Парень (голос за сценой): Но сейчас Пушкин особым своим чутьем угадал в Лобачевском нечто беспокойное, резко прямое, близкое ему.

Ведущий 1 (голос за сценой): По словам сестры Пушкиной Ольги « арифметика казалась для него недоступной и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами.

Ведущий 2: В математическом классе вызвал его раз  учитель Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю!
«Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Пушкин: «Спасибо и Карцову, что он из своего математического фанатизма не вел войны с моей поэзией»…И неожиданно попросил: – Расскажите о геометрии. Для меня сие – закрытая книга.

Ведущий 3 (голос за сценой): Николай Иванович говорил с увлечением, опуская все второстепенное, стремясь лишь донести основную мысль своего открытия. Он был хорошим лектором и педагогом. Пушкин уловил главное: взволнованность. Он не предполагал, что о сухом предмете геометрии можно говорить так вдохновенно, поэтично.

Лобачевский говорит горячо и убежденно (слайд)

 В разработанной мной новой геометрии многие утверждения звучат неожиданно. Некоторые из них:

1. Через точку А, не лежащую на прямой а, проходит бесконечное множество прямых, не пересекающих прямую а и лежащих с ней в одной плоскости.
2. Геометрическое место точек, равноудаленных от данной прямой, есть кривая линия.
3. Сумма углов треугольника – величина переменная, она зависит от размера треугольника, но всегда меньше 180.

Пушкин: Вдохновение в геометрии нужно так же, как и в поэзии. Вот вы говорите, что математики открыли прямые средства к приобретению знаний: они спрашивают природу. Поэт поступает так же...

Лобачевский: Все полагают, что математика наука сухая, скучная, состоящая только в умении считать. Это нелепость. Цифры в математике играют самую ничтожную, самую последнюю роль. Это – высшая философская наука, наука величайших поэтов… Я ведь считать совсем не умею; ты сам знаешь, что многие из моих учеников считают лучше меня.

Ведущий 3: Не только для гения, для простого смертного что может быть печальнее равнодушия? Подумать страшно: человек всю жизнь шел к великой цели, достиг ее, поймал свою жар-птицу, но никого это не интересует: ни коллег, ни друзей, ни жену, сам смысл трудов ото всех сокрыт, жар-птицу никто не видит, а те, кто и видит, считают, что вряд ли стоит громко о том .

Парень: Я много думал: счастлив ли был Лобачевский? Нищее детство. Утонул любимый брат. Умер любимый сын. Дом сгорел. Интриговали вокруг людишки, мелко, но больно огорчали. Жена, влюбленная в картежную игру, истерики с требованием денег. Слепота, отнявшая все краски у заката его жизни... Но ведь была и веселая озорная молодость, хохот, скачка верхом на корове в городском саду. Выносили выговоры, записывали на черную доску, даже в карцер сажали – ему все нипочем. Была ранняя ревнивая страсть к науке и раннее признание таланта. Преданные взоры учеников. Спасение университета от холеры. Государем дарованный перстень. И девочка, еще не ведающая о картах, лучистая от любви, и сладкое бессилие от взгляда ее…

Девушка:. Великие мира сего были велики не только в своём таланте, но и в любви к Женщине. Великие любили талантливо, самозабвенно, искренне.

Чтец: Стихотворение

Я вас любил

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим

Слайд Наталии Гончаровой

Ведущий 1: А.С.Пушкин был влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле. Любовь у Пушкина – это животворящая сила.

Наталья Николаевна была его богом, которому он поклонялся, которому верил всем         оскорбить ее... В последние годы клевета, стесненность в средствах и гнусные анонимные письма омрачали семейную жизнь поэта, однако мы в Москве видели его всегда неизменно веселым, как и в прежние годы, никогда не допускавшим никакой дурной мысли о своей жене. Он боготворил ее по-прежнему».

Чтец:

Я вас люблю, – хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, – я зеваю;
При вас мне грустно, – я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!

Песня Натали в исполнении Г.Лепса

На слайде возникает портрет Наталии Гончаровой.

Пушкин:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков

В простом углу моём, средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейший прелести чистейший образец.
Закрываются ворота сада

Ведущий 1: Лобачевский умер в 63 года от паралича легких. Понимал, что умирает, сказал просто: «Человек родится, чтобы умереть». И умер так тихо, что даже доктор не поверил, все щупал пульс, капал на лицо свечной воск, следил, не дрогнут ли мускулы...

Ведущий 2: А задолго до смерти молодой 36-летний Лобачевский в своей знаменитой речи "О важнейших предметах воспитания" сказал: "Жить – значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое напоминало бы нам, что мы живем... Будем же дорожить жизнью, пока она не теряет своего достоинства".

Парень: В имении своем посадил Николай Иванович молоденькие кедры и потом часто говаривал: «Ничего, доживем до кедровых шишек!» Первые шишки появились в год его смерти. Не дожил.

Слайд: шумящие кедры (лес), музыка

Чтец:

Высокий лоб,
Нахмуренные брови,
В холодной бронзе – отраженный луч…
Но даже неподвижный и суровый,
Он, как живой,
Спокоен и могуч.
Когда-то здесь, на площади широкой,
На этой вот Казанской мостовой,
Задумчивый,
Неторопливый,
Строгий
Он шел на лекции – великий и живой.
Пусть новых линий – не начертят руки –
Он здесь стоит, взнесенный высоко,
Как утверждение бессмертья своего
Как вечный символ торжества науки.

Памятник Лобачевскому в Казани (показ слайда)

Ведущий 1: Независимость была для Пушкина одним из проявлений свободы: «Мы – вольные птицы; пора, брат, пора!» Недаром слова «свобода», «вольность» повторяются в его сочинениях почти столь же часто, как «дружба», «любовь». Он высмеивал и презирал ценности, исчисляемые в деньгах, предполагая высшее предназначенье человека:

Ведущий 2: Вспомним напоследок его лицейскую эпитафию:
Здесь Пушкин погребен, он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век. Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, добрый человек.
Век его был недолог, (он умер в 38) и не очень-то весел, а провел поэт его достойно, как положено гению, воплотившему в своем творчестве гармонию мысли и чувства, добра и красоты.

Ведущий 3: В последние минуты жизни Пушкин в полузабытьи словно пытался подняться ввысь по незримой лестнице и звал всех за собой. Его поэзия была именно такой незримой лестницей в небо потому, что он земными словами рассказывал о небесном.

Девушка:

Но Пушкин есть и будет с нами
И через сто, и тыщу лет.
Он не померкнет, не увянет...
Великий русский наш поэт

Парень (читает учебник геометрии и закрывает книгу): Вот атмосфера, в которой пересеклись параллельные пути Пушкина и Лобачевского.

Девушка (читает роман Пушкина «Евгений Онегин и закрывает книгу): Они не могли не появиться. Без них не было бы и России.

Песня Г.Лепса Спокойной ночи, господа.

На сцене появляются учителя.

Учитель русского языка: Невозможно полностью дочитать роман жизни …

Учитель математики: Но когда бы он ни прервался, бокал всегда полон. Потому что жизнь бесконечна.

Выходит слуга с подносам. На подносе полные бокалы.

Учитель русского языка и литературы: Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!

Учитель математики: Не бойся необычных идей и "сумасшедших" ответов!

Вместе: Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!

Звучит музыка «Как упоительны в России вечера».