Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы

Разделы: Общепедагогические технологии


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей.

Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.

После создания учебно-методический комплекс апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля обучающихся, в него вносятся необходимые коррективы. Таким образом, учебно-методический комплекс постоянно совершенствуется.

Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
  • предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  • соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • обеспечивать межпредметные связи;
  • обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.

Положение
об учебно-методическом комплексе дополнительной образовательной программы
МОУ ДОД “Центр детского творчества”
г. Междуреченск

I. Общие положения

  • Учебно-методический комплекс (далее УМК) определяет единый порядок учебно-методического обеспечения образовательного процесса центра детского творчества.
  • УМК разрабатывается педагогами дополнительного образования по реализуемой ими образовательной программе, в соответствии с учебным планом.

II. Структура учебно-методического комплекса

2.1. Дополнительная образовательная программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программа дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.

2.2. УМК дополнительной образовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:

  • дополнительную образовательную программу;
  • учебные пособия;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы;
  • мониторинг по дополнительной образовательной программе.

2.3. Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Учебными пособиями могут быть:

  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
  • художественная литература;
  • научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
  • периодические издания;
  • видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
  • электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

Содержание учебного пособия может быть:

  • в целом по дополнительной образовательной программе;
  • по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;
  • по отдельным темам дополнительной образовательной программы.

2.4. Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:

  • раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

2.5. Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать:

  • планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
  • контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
  • виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ;
  • методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

2.6. Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся программы педагогу необходимо использовать 10-ти балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:

  • минимальный уровень – 1 балл,
  • средний уровень – от 2 до 5 баллов,
  • максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.

Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Ф.И. обучающегося

Показатели

Итоговый (средний) балл
Теоретическая подготовка обучающегося:
а) теоретические знания;
б) владение специальной терминологией.
Практическая подготовка обучающегося:
а) практические умения и навыки;
б) творческие навыки.

Общеучебные умения и навыки обучающегося

Учебно-интеллектуальные умения:
а) умение подбирать и анализировать специальную литературу;
б) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу.

Учебно-коммуникативные умения:
а) умение слушать и слышать педагога;
б) умение выступать перед аудиторией.
Учебно-организационные умения и навыки:
а) умение организовать рабочее (учебное) место;
б) навыки соблюдения правил безопасности.
               
               
               

III. Контроль

  1. Контроль за состоянием и разработкой УМК дополнительных образовательных программ возлагается на руководителя структурного подразделения и проводится в рамках ежегодного смотра-конкурса учебных кабинетов.
  2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководители структурных подразделений контролируют обеспеченность учебными, дидактическими материалами обучающихся по соответствующим дополнительным образовательным программам.
  3. Методический совет МОУ ДОД “Центр детского творчества” осуществляет общий контроль наличия УМК реализуемых дополнительных образовательных программ.

Данное положение обсуждается на научно-методическом совете, принимается на педагогическом совете МОУ ДОД “Центр детского творчества”. Срок действия данного положения не ограничен.

Оценочный лист учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы

Ф.И.О. педагога______________________________________________________

№ кабинета_________________________________________________________

Оценивание каждого показателя осуществляется по четырехбалльной системе:

0 – отсутствие материалов для оценивания;
1 – материалы частично соответствуют предъявляемым требованиям;
2 – материалы в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям;
3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым требованиям;
4 – материалы полностью соответствуют предъявляемым требованиям.

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

Показатели

Баллы

1.

Наличие дополнительной образовательной программы, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей:

 

2.

Учебные пособия:

– справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

– художественная литература;

– научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

– периодические издания;

– видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

– аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);

– электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);

 

3.

Дидактические материалы:

раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).

 

4.

Методические материалы:

– планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

– контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;

– виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ;

– методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

 

5.

Мониторинг по дополнительной образовательной программе (наличие и своевременное заполнение ведомости)  

Общее количество баллов__________________________

Члены комиссии:

1.____________________________ ____________________ 2._____________________ ___________________________

3.________________________________________________ 4._______________________________________________

Дата заполнения_________________________________