Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей.
Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом.
После создания учебно-методический комплекс апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля обучающихся, в него вносятся необходимые коррективы. Таким образом, учебно-методический комплекс постоянно совершенствуется.
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной образовательной программы;
- предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.
Положение
об учебно-методическом комплексе дополнительной
образовательной программы
МОУ ДОД “Центр детского творчества”
г. Междуреченск
I. Общие положения
- Учебно-методический комплекс (далее УМК) определяет единый порядок учебно-методического обеспечения образовательного процесса центра детского творчества.
- УМК разрабатывается педагогами дополнительного образования по реализуемой ими образовательной программе, в соответствии с учебным планом.
II. Структура учебно-методического комплекса
2.1. Дополнительная образовательная программа является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программа дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 г.
2.2. УМК дополнительной образовательной программы включает в себя следующую учебно-методическую документацию:
- дополнительную образовательную программу;
- учебные пособия;
- дидактические материалы;
- методические материалы;
- мониторинг по дополнительной образовательной программе.
2.3. Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной образовательной программы. Учебными пособиями могут быть:
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
- художественная литература;
- научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
- периодические издания;
- видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
- аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
- электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);
Содержание учебного пособия может быть:
- в целом по дополнительной образовательной программе;
- по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;
- по отдельным темам дополнительной образовательной программы.
2.4. Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактический материал может быть представлен в следующем виде:
- раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.).
2.5. Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны содержать:
- планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;
- контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов;
- виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ;
- методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.
2.6. Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяет более качественно и дифференцированно подойти к результатам обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что обучающийся усвоил, а также внести коррективы в процесс его последующего обучения. При определении уровня освоения обучающимся программы педагогу необходимо использовать 10-ти балльную систему оценки показателей качества результатов обучения.:
- минимальный уровень – 1 балл,
- средний уровень – от 2 до 5 баллов,
- максимальный уровень – от 6 до 10 баллов.
Ввести эти показатели в таблицу – задача каждого педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
№ |
Ф.И. обучающегося |
Показатели |
Итоговый (средний) балл | ||||
Теоретическая подготовка
обучающегося: а) теоретические знания; б) владение специальной терминологией. |
Практическая подготовка
обучающегося: а) практические умения и навыки; б) творческие навыки. |
Общеучебные умения и навыки обучающегося |
|||||
Учебно-интеллектуальные
умения: |
Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога; б) умение выступать перед аудиторией. |
Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать рабочее (учебное) место; б) навыки соблюдения правил безопасности. |
|||||
III. Контроль
Данное положение обсуждается на научно-методическом совете, принимается на педагогическом совете МОУ ДОД “Центр детского творчества”. Срок действия данного положения не ограничен.
Оценочный лист учебно-методического комплекса дополнительной образовательной программы
Ф.И.О. педагога______________________________________________________
№ кабинета_________________________________________________________
Оценивание каждого показателя осуществляется по четырехбалльной системе:
0 – отсутствие материалов для оценивания;
1 – материалы частично соответствуют
предъявляемым требованиям;
2 – материалы в большей степени соответствуют
предъявляемым требованиям;
3 – материалы на 90% соответствуют предъявляемым
требованиям;
4 – материалы полностью соответствуют
предъявляемым требованиям.
Максимальное количество баллов – 20 баллов.
№ |
Показатели |
Баллы |
1. |
Наличие дополнительной образовательной программы, оформленной в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей: |
|
2. |
Учебные пособия: – справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.); – художественная литература; – научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.); – периодические издания; – видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.); – аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы); – электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.); |
|
3. |
Дидактические материалы: раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.). |
|
4. |
Методические материалы: – планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие; – контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для проверки правильности ответов; – виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы и критерии оценки выполнения данных работ; – методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач. |
|
5. |
Мониторинг по дополнительной образовательной программе (наличие и своевременное заполнение ведомости) |
Общее количество баллов__________________________
Члены комиссии:
1.____________________________ ____________________ 2._____________________ ___________________________
3.________________________________________________ 4._______________________________________________
Дата заполнения_________________________________