“Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной.
Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить...”. М.Е.Салтыков-Щедрин Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей.
Одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся. Наша общая задача - воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активного, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.
Младший школьный возраст - это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности - не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались СВ. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений. Г.К.Селевко определяет игру как “вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением”
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- Коммуникативную: освоение диалектики общения;
- По самореализации в игре как на “полигоне человеческой практики”;
- Терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- Коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо культурных ценностей;
- Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Рассмотрим более подробно и детально функции игра на примере факультативного курса “Введение в народоведение”.
К.Д.Ушинский писал: “Для дитяи игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Жизнь человека в старину была очень тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. С играми, в которых отражается отношение человека к Природе, ребят знакомятся в первый год обучения. Чтобы показать, насколько велика и разнообразна была роль детей в календарной обрядности, как дети включались в круговерть праздников, мы не стали ограничиваться праздниками, где участие детей было абсолютно необходимо и желательно, испокон веку предусмотрено традицией (Рождество, Святки, Масленица), но включили и те дни, даты, периоды годового цикла, где дети по-своему проявляли себя, где наиболее ярко выражались их интересы и переживания. Немаловажное значение имеет знакомство с фольклорными хороводными играми. Основная фигура хоровода - круг, движение по кругу, (откуда и название укр. - коло; рус. - корогод, каравод, круг),однако сюда включается множество различных действий и драматических сцен, изображающих разные моменты повседневной жизни (день - Иван купала, Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Покров Пресвятой Богородицы).
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сттенки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера приведем несколько подобных игр: “Бояре”, “Невод”, “Удочка”, “Птицелов” В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г. А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре. Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Педагог дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, педагог предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется (“Гуси-лебеди”, “Редьки”, “Мак”, “Ястреб и утки” и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому учителю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. школьники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Проблемы взаимоотношения поколений, повышения роли семьи в общественной жизни остро стоят сегодня перед нашим обществом. Соответственно система занятий 2 года обучения направлена на освоение понятий “Дом”, “Семья”, “Человек”. Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно-бытовых обрядах: свадьбах как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. Природная среда и жизнь крестьянской семьи, с идеализированным образом предстает двояко, дети узнают реальные исторические типы организации культурного пространства и одновременно народные воззрения на их внутренний символический смысл. Освоению философской проблемы “Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины” помогает музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают в игровой форме новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом. Музейные уроки - это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений. Проводя экскурсии, организуя выставки, готовя экспозиции, дети взаимно обогащаются.
Вот, к примеру, экскурсии об историческом прошлом русского народа, или же выставки и мини-музеи декоративно-прикладного творчества, или же выставки творческих работ самих же воспитанников - это составляющее музейного урока. Такие занятия глубоко воздействуют на ребенка, ведь он - активный участник всего того, что представлено на занятии.
Музейные уроки познавательны и интересны для детей, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. На таком уроке происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Ребенок имеет возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, представленной на музейном уроке. Кроме того следует обратить внимание и на еще одну ценность подобных занятий - это возможность общения детей и взрослых, разных этнических и социальных групп, возможность для каждого участника урока передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге - способ социализации личности ребенка.
Музейная педагогика в познании истории оказывает учителю и его воспитанникам неоценимую услугу. "Музейная педагогика как система образования и воспитания музейными средствами в последние годы находит широкое распространение в образовательных учреждениях", - отмечают авторы сборника "Музейные уроки в образовательных учреждениях" [9,3]. Опора педагога на труды основателей музейного дела в России и за рубежом - У.О.Зеленко, Д.Камерона, Ж.А.Ривьера позволяет лучше представить замечательные возможности музейных экспонатов, выставок и экспозиций в воспитании ребенка. "Музей погружает в бесконечный мир образов, судеб, страстей и служит становлению души и разума. Музейная информация эмоциональна, так как музейный предмет воздействует на чувства человека" [9,3]. Вот поэтому музейные уроки способствуют развитию интереса ребенка к истории родного края, учат его видеть, понимать и ценить то, что окружает его с самого раннего детства, что так дорого его маленькому сердцу, ведь все это - Родина. Кроме того они готовят ребенка к освоению и решению более сложной проблемы “История страны и храм души человеческой”
Народная культура представлена не разрозненными фактами, смысл которых темен и поэтому сведен лишь к поверхностным развлечениям, а согласно логике и закономерности реальных жизненных и исторических процессов, которые необходимо осознать, прочувствовать каждому человеку для осмысленного и полноценного построения своей жизни.
Сначала - это открытие для себя эмоциональных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей, которые порождены ритмом ежегодного круговорота в жизни природы и человека, выступающего как сотворец и равноправный участник вечного цикличного движения природы.
Затем - открытие красоты и добра, заключенных в образе традиционного дома, семьи, круга событий человеческой жизни от рождения до кончины и вечного ее продолжения в потомках.
И наконец - открытие закономерности красоты и добра в мощном течении исторической жизни народа, включающей в себя отдельного человека и осмысленной народным сознанием. Решению данной проблемы способствует исследовательская деятельность учащихся. Это одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения. Эта творческая работа дает возможность ребенку погружения в историческое прошлое своей страны, края.
"Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы". [4,7].
Для исследования учащимся предлагается круг вопросов, работая над которыми, воспитанники ставят для себя цель и задачи, которые смогут реализовать, доступно их раскрыть. Ребята формулируют для себя мысль о том, для чего выполняется исследование, подразделяют для себя данные задачи на типы. Большой интерес для ребят -имеет исследовательская работа о культуре народа, возникновении религии и возведении храмов на Руси, первых князьях, и т.д. Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка. Неважно, каким творчеством занимается ребенок, "лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум", - подчеркивает А.В.Ворстер. [2,34]. Все это важно, все пригодится воспитаннику во взрослой жизни, в его будущей профессиональной деятельности.
Сердце маленького исследователя не останется равнодушным к тому материалу, который собран им самим о замечательных людях, живущих рядом с ним. Познавая прекрасное через традиции народной культуры, литературу, декоративно-прикладное искусство, музыку, живопись - ребенок открывает прекрасное в себе самом. Он становится добрее и мудрее, ему хочется творить, реализовать свои задатки. И здесь, по мнению А.В.Ворстер, присутствие авторитетного педагога, создающего условия для творческого самовыражения ребенка, может оказаться как никогда кстати и научит преодолевать трудности, встающие на пути взрослеющего ребенка [2, 34]. Поэтому к разработке плана мероприятий по социальному воспитанию детей с целью приобщения их к традициям родной культуры были привлечены и дети, и взрослые: родители, педагоги, руководитель творческих объединений, организатор. Все это способствует эффективности данной работы с детьми, которая не оставляет равнодушным сердце юного воспитанника. Ведь "интерес + самостоятельность +значимость личности взрослого + общественная ценность + актуальность + проблемная ситуация + успех + творчественность обстановки, вот, - по определению Ю.А.Гриханова, - слагаемые эмоциональной отзывчивости школьников" [3,31] И частичка этого большого процесса- в приобщении воспитанников к традициям народной культуры. Вот почему эта нужная, кропотливая работа должна иметь интересные формы: литературные часы и гостиные, встречи и вечера, выставки и экспозиции, экскурсии и конференции и др. Каждая из форм имеет свое знание. Вот, например, выставка - это основная форма наглядной пропаганды. "Любая выставка -своего рода искусство составления антологий. И поэтому, - по утверждению Н.В.Збаровской, - является синтезом материалов по проблеме или теме. Кроме того, обеспечивая доступ к информации разного рода как визуальной, иллюстративной, так и текстовой, выставка синтезирует определенное визуально-текстовое пространство" [5,13]. Именно выставки, экспозиции так интересны самим детям и тем, для кого они проводятся. К этой форме мероприятий у воспитанников особое отношение, потому что ребята собирают экспонаты о быте и культуре, работают по созданию исторического уголка краеведения о быте и культурных традициях народа.
Народная культура - источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий большим воспитательным потенциалом. И воздействуя на ребенка, культурное наследие представляет юному гражданину возможность узнать и увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни. Сами же знания, отношение, понятия о традициях народной культуры детей - воспитанников творческих объединений складываются в процессе занятий ребят и их участия в различных массовых мероприятиях. Массовые мероприятия - это маленькая дверь в большой мир детского познания, в котором взрослые - наставники и друзья. Замечательными мероприятиями, объединяющим взрослых и детей, являются праздники, посиделки, День открытых дверей, День Знаний, ярмарки, ведь здесь ребята показывают то, что сделано их руками, свои творческие работы, делятся своим опытом и получают огромный воспитательный заряд. Разнообразные формы массовых мероприятий оказывают большое влияние на личность ребенка, служат благородному делу -социальному воспитанию. И чтобы определить, как это происходит, и было проведено исследование, отразившее анализ знаний, отношения, понятий учащихся о традициях народной культуры. В испытании приняли участие учащиеся 4 класса, количество детей -11 человек. Исследование проводилось в начале учебного года (первичное исследование) и в конце учебного года (повторно).
Результаты, полученные при проведении анкетирования " Роль традиций народной культуры в жизни человека".
основные положения | результаты в % | изменение результатов в % | |
первично | повторно | ||
Каково Ваше отношение к народной культуре? | |||
а) положительное | 82 | 100 | 18 |
б) отрицательное | 18 | ||
Можете ли Вы назвать культурные народные традиции? | |||
а) да | 75 | 100 | 25 |
б) нет | 25 | ||
Можете ли Вы дать определение понятию “декоративно-прикладное творчество”? | |||
а) да | 36 | 75 | 39 |
б) нет | 64 | 25 | 39 |
Обладает ли народная культура, еетрадиции воспитательным потенциалом? | |||
а) да | 62 | 75 | 13 |
б) нет | 38 | 25 | 13 |
Нужно ли возрождать народные ремесла в наши дни? | |||
а) да | 82 | 100 | 18 |
б) нет | 18 |
Исследование по анализу знаний, отношения, понятий учащихся о традициях народной культуры показало, что ребятам дорого культурное наследие народа, они ценят культурные традиции.
Литература.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.
- Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. - 2006.-№ 2.
- Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 1984.
- Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр.- 2002. - № 8.
- 3баровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. - М.: Профессия, 2004.
- Кукушин B.C. Современные педагогические технологии. Начальная школа. - Ростов-на-Дону, 2003.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском. - М.: Советская Россия, 1984.
- Мельников В.П., Шендерук СЮ. Волгодонской район: история и современность. -Волгодонск, 2005.
- Музейные уроки в образовательных учреждениях/Сост. Л.А.Першина и др. - Волгодонск, 2005.
- На пути к саморегуляции в процессе преподавания и научения.//3авуч. - 2001- № 1.
- Новицкая М.Ю. Факультативный курс “Введение в народоведение”. // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.- Часть 2.
- Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. - Волгодонск, 2004.
- Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном образовании. - Ростов - на - Дону, 2005.
- Педагогика/Под ред. П.И.Пидкасистого.- М., 2002.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, собранные М.Забылиным. - Симферополь, 1992.
- Ситаров В.А. Дидактика.- М., 2002.
- Сельская библиотека в новых социально-экономических условиях /Сост.В.А.Доброва, О.В.Осипова. - М., Либерия, 1999.
- Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
- Соколова Л., Некрасова А. Воспитание ребенка в русских традициях. - М., 2003
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. - М., 2007.
- Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. -М., 2004.
- Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. - Ростов - на - Дону, 1997.
- Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. -М., 1998.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество.- М.: Просвещение, 1985.
- Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. -М., 1990.