Проектная деятельность на уроках литературы

Разделы: Литература


Педагогика должна ориентироваться не
на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития.

Л.С. Выготский.

Ведущее место среди методов, которые требуются сегодня обновляющейся школе, принадлежит методу проектов. Проектирование – это развитая культурная форма инновационной деятельности в образовании. Таким образом, перед учителем ставится трудная задача выбора проблем для проектов, которые можно брать из жизни. Всё, что можно увидеть, осмыслить, применить на практике, приобретая тем самым опыт деятельности, становится личным достоянием ученика, его собственностью.

Мы стоим на пути построения системы развивающего образования. Это значит, что поиск принципиально нового содержания и профессионализма педагога, которые смогут обеспечить развитие базовых способностей личности, ведётся непрерывно. Именно эти два момента и задают новую предметную область инновационной деятельности в сфере образования.

Литературное образование – благодатная почва для реализации различных видов и форм проектов. Практика организации проектирования многообразна. Особенно хочется выделить направления создания проектов в интенсивной форме и пошаговое совместное проектирование. В этом случае сам процесс рассматривается в ряду факторов гуманистической направленности.

Какие же проекты чаще всего могут быть использованы при изучении литературы? Прежде всего, исследовательские, творческие и ролевые проекты. Их темы, как правило, предлагаются учителем, а ученик выбирает то, что ему близко, либо ребёнок сам предлагает учителю интересную тему, но часто это серьёзная совместная работа, в результате которой рождаются творческие идеи.

Роль учителя в этом процессе очень высока. Это независимый консультант, помогающий своим воспитанникам самостоятельно достичь намеченную цель, он учит самостоятельно находить информацию, работать с ней, проводить исследования, передавать и представлять полученные знания и опыт. Кроме того, у учащихся формируются навыки совместной работы и делового общения.

Приведём примеры используемых примеров в собственной практике. Итак, исследовательские проекты, напоминающие по структуре подлинно научное исследование. Они могут быть моно – и межпредметными, внутриклассными и внутришкольными (если говорить о проектах в рамках учебного заведения) или другого масштаба. По продолжительности – мини-проекты (один урок), краткосрочные (4-6 уроков), недельные, годичные.

Многие педагоги внедряют данный вид проекта в основном в старшей школе. Мой опыт показывает, что чем раньше ребёнок познает азы исследования, тем быстрее он осознает своё место в учебной деятельности, тем раньше он сможет достичь высоких результатов и планировать свою дальнейшую жизнь. Но главное – это развитие интереса, дифференцированный подход в результате работы, позволяющий проявлять способности в исследовательском направлении, которые ярче выражены у ученика.

В пятом классе учащиеся получили задание узнать, творчество каких писателей-земляков связано с темами детства, войны, любви к родному краю. В результате поисков они выяснили, что, оказывается, у некоторых поэтов и писателей преобладает одна из тем (И. Тобольский, Н. Палькин, Г. Ширяева и т.д.), но есть человек, в творчестве которого все эти темы органично переплелись. Это любимый детский писатель Л.А. Кассиль. И на протяжении учебного года ребята составили каталог его произведений, изучили их, знакомились с биографией. Результат – посещение музея Л. Кассиля в городе Энгельсе.

В шестом классе учащиеся в течение года обменивались впечатлениями о прочитанном на уроках внеклассного чтения, составляли кроссворды по произведениям Л. Кассиля, выпускали газеты, писали отзывы о книгах и сочинения по сформулированным самостоятельно темам. Результат – литературная гостиная «Страна Швамбрания». Следует отметить, что в данном проекте, как и во многих других, реализуется несколько целевых направлений (в частности, творческий проект).

В седьмом классе в результате большой осмысленной предварительной работы выделилась группа учащихся, проявившая инициативу в дальнейшем серьёзном исследовании. Образовались мини-группы (по 2-3 человека), выбравшие для детальной проработки следующие темы: «Тема детства в произведениях Л. Кассиля», «Детство и война», «Изображение родного края в творчестве писателя-земляка», «Проблемы чести и достоинства в повестях Л. Кассиля» и т.д.. Таким образом, ребята пришли к выводу, что о настоящей детской литературе взрослые, к сожалению, говорят с ними достаточно мало. Произведения Л. Кассиля в школьную программу не включены, а ведь, по их мнению, это один из интересных для их возраста (11-13 лет) писатель. И художественная сторона его творчества чрезвычайно высока, что они и продолжают исследовать на данный момент, желая по окончании работы выступить с этим проектом, который они назвали «Страна Кассилия», на одной из городских конференций.

Очень интересным признали учащиеся восьмого гуманитарного класса исследовательский проект «Слово о полку Игореве» в русской культуре и искусстве». В ходе работы над ним ребята разделились на три группы (групповой проект) по интересам: литературоведы, художники, музыканты. При подготовке реализации этого краткосрочного проекта на уроке учащиеся вместе с учителем посетили отдел редкой книги в музее К. Федина, выставку «Древнерусское искусство» в художественном музее имени Радищева, прослушали оперу Бородина «Князь Игорь», после чего состоялась встреча с заслуженным артистом РФ А.Н. Самойловым, исполнявшим партию Владимира Игоревича. Учителю тоже нашлось место не только в качестве координатора и консультанта. Ученики попросили стихами предварить выступление каждой группы, они должны были соответствовать тематике их работы. Каждая группа выбрала себе руководителя из числа сильных учеников.

Итак, группа художников изучала книгу Д.С. Лихачёва «Слово о полку Игореве и культура Древней Руси», искала материал о художниках, иллюстрировавших поэму (Фаворский, Перов, Носков), выполняла работу по подбору иллюстраций и сравнению, анализу образа Ярославны на разных полотнах. Кроме того, члены группы сами иллюстрировали эпизоды «Слова о полку Игореве», составили экскурсию по этим иллюстрациям, занимались словесным рисованием.

Не менее трудоёмкую работу провели «музыканты». Их задача – не только собрать материал о творчестве А. Бородина и его опере, но и исследовать сюжет «Слова о полку Игореве», летописи и оперы, сравнить, ответить на вопрос: почему они не совпадают. Учащиеся анализировали рецензии на спектакль, написанные ими, проводили музыковедческий сравнительный анализ арий Кончака и Игоря, записали радиобеседу с А. Самойловым.

Литературоведы на основании изученных статей Л. Дмитриева, Фогельсона и других постарались исследовать «тёмные места» в «Слове о полку Игореве», сравнить переводы этого памятника В. Жуковским, К. Бальмонтом, Н. Заболоцким, показать значение роли художественных переводов для читателя.

Результат – написание сочинения «Любимые страницы «Слова о полку Игореве», составление сборника рецензий, выставка рисунков и т.д..

Ещё раз следует отметить, что все целевые направления проектной деятельности учащихся реализуются в каждом исследовании. На первое место ставим не единственную, а доминирующую направленность деятельности участников того или иного проекта.

В результате такой деятельности многие учащиеся успешно выступают на научно-практических конференциях разного уровня. Например, проект «Христианские мотивы в романах Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Н.Г. Чернышевского («Что делать?») « стал призёром на городской конференции «Духовность и современность», а проект «Образ Великого инквизитора в романах Ф.М. Достоевского и Е.И. Замятина» принимал участие на международной конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере».

Творческие проекты реализуются как в урочной, так и, в большинстве случаев, во внеурочной деятельности, открывая простор для учащихся разного уровня обученности как в групповом, так и в индивидуальном вариантах.

Назову лишь некоторые. Проект «Детство и война» (литературно-музыкальная композиция, составленная и реализованная учащимися пятых классов»); мини-спектакль «Мой ровесник Пушкин», подготовленный с учащимися седьмых классов при поддержке школьной библиотеки. Большим успехом пользуются среди учащихся 10-11 классов патриотические проекты: «Песни и стихи Гражданской войны», «От Афгана до Чечни», «Но помнит мир спасённый…». Эта тема оказалась интересной и для учащихся 5-6 классов (проекты «Мир отстояли и сберегли» и «Живая земля»).

Результат – составление сборников стихов и рассказов для участия во всероссийских и областных конкурсах. Так, на областном литературном конкурсе «Живая земля» работы учащихся были в числе лучших.

Что касается ролевых проектов, их разработка и реализация достаточно сложна. Их участники (а это как раз чаще всего происходит именно на уроках) при реализации таких мини - или краткосрочных проектов берут на себя роли литературных персонажей или выдуманных героев.

Учитель практически никогда не знает, чем он завершится. Яркими примерами подобных проектов могут служить такие, как «Суд над Печориным» (по роману М.Ю. Лермонтова), литературная дуэль по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «Диалог Онегина с Печориным», «Волжская «Госпожа Бовари» (спор Катерины Кабановой и Эммы Бовари) и т.д..

Одним из примеров проектной деятельности учащихся могут служить уроки внеклассного чтения. На этих уроках используются самые различные виды проектов. Например, в 9 классе при изучении темы «Романтизм в мировой литературе» можно провести урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера», предваряющий тему. Цель проекта – показать необычность перехода от предромантизма (творчество Ф. Шиллера) к романтизму, доказывая при этом связь произведений мировой литературы в свете традиций. В практике работы над данным проектом учащиеся анализируют драму Шиллера «Вильгельм Телль», выбрав для детального анализа один из эпизодов (рассказы о подвигах Телля, сцену с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Затем сюжет драмы сравнивается с сюжетами баллад В.А. Жуковского, из чего видно, что творчество Шиллера оказало большое влияние на русскую литературу. Не случайно Жуковский стал переводчиком баллад Шиллера на русский язык.

Сопоставляя драму Шиллера с ранее изученными произведениями русской литературы, учащиеся обязательно проведут параллель между героическими народными характерами Тараса Бульбы, героя одноименной повести Н.В. Гоголя, и Вильгельма Телля.

Индивидуальный читательский опыт учащихся при работе над данным проектом очень важен, так как его использование позволяет протянуть нити к произведениям английского, французского и американского романтизма (благородные герои В. Скотта, В. Гюго, Ф. Купера).

Выход этого проекта – классная конференция «Значение романтизма в мировой литературе».

Также в рамках уроков внеклассного чтения заслуживают внимания проекты «Басни в стихах и прозе» (6 класс), «Ямб в русской поэзии» (9 класс), «Народные и литературные сказки» (5 класс) и другие.

В рамках проектной деятельности очень важно чередование разных видов уроков внеклассного чтения (обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия и др.) и приёмов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, ТСО).

Основную работу по подготовке таких проектов проводит инициативная группа из заинтересовавшихся темой учащихся, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают систему защиты проекта и его оформление. Подводя итоги, хочется отметить, что проектная деятельность учащихся при изучении литературы позволяет уделить внимание каждому ученику, в результате чего у них формируется продуктивное мышление. Ребята учатся продумывать алгоритм действий, формировать информационное поле, выбирать самое важное, артистично преподносить материал, составлять презентации, развивать коммуникативные навыки.

Уровень продуктивного мышления у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, постепенно возрастает. А гуманитарно одарённые дети впоследствии принимают участие в научно-практических конференциях разного уровня.

В работе над проектами нужно следовать по пути любви и уважения, творческого саморазвития, обретения истины, неконфликтного общения, толерантности, заботы о здоровье, стремления достигнуть высшей степени своего развития. И тогда проекты станут эффективными, перспективными, многогранными и неисчерпаемыми. Ведь это и метод обучения, и содержание обучения, и форма организации учебного процесса, а главное – это особая философия образования, в том числе и гуманитарного.

Возможно, именно за проектным обучением будущее наших школ.

Список литературы:

  1. Продуктивное образование. Тезисы докладов, представленных на научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере», 29-30 марта 2006 г., часть 3. - Саратов, 2006.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2004.