Урок по интегрированному краеведческому курсу "Растительный и животный мир Мурманской области"

Разделы: Начальная школа


1. Организационный момент

...А мне по душе край этот –
И требовательный, и добрый,
Таящий богатства в недрах,
Разящий пургой слепой,
Но солнечный в пору лета,
Удобный и неудобный,
Такой невозможно щедрый
С природой своей скупой.

Такие слова подобрал поэт Владимир Матвеев для природы нашего края. Сегодня на уроке мы вспомним всё, что узнали о природе Мурманской области.

2. Актуализация знаний

Результатом работы будет план рассказа “Растительный и животный мир Мурманской области”, который мы запишем в тетрадь по краеведению.

Как вы думаете, с чего мы должны начать работу? Правильно с географического положения. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите 1 пункт плана: Географическое положение.

Игра “Путаница”

Когда я готовилась к уроку, то случайно перепутала таблички со словами. Посмотрите внимательно на доску и расставьте их на свои места.

В результате на доске появляется таблица.

  • Мурманская область находится:
  • На северо-западе России, за Северным полярным кругом.
  • Омывается морями: Баренцевым и белым.
  • Граничит с Норвегией, Финляндией, а на юге – С Карелией.

Итак, ответ по первому пункту плана готов. Кто может его повторить?

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: влияет ли географическое положение на климат?

2 пункт плана. Климатические особенности.

Продолжение работы с таблицей “Географическое положение Мурманской области и особенности климата”.

В результате таблица выглядит следующим образом:

Географическое положение Мурманской области и особенности климата

Вот и на второй пункт плана мы ответили. Кто попробует рассказать об особенностях климата Мурманской области?

Игра “Четвёртый лишний”

У вас на партах есть задание для самых внимательных и любознательных. Среди перечисленных растений найти те, которые не смогут выжить на территории Мурманской области:

Ягель груша черника голубика

Берёза рябина ель каштан

Куропаточья трава вороника морошка пальма

Объясните почему?

Какой мы можем сделать вывод: на растительный мир области оказывает влияние её географическое положение и климатические условия.

Следующий пункт плана: Растительный мир.

На доске представлены растения, произрастающие на территории Мурманской области. Давайте их рассмотрим. Что общего у всех этих растений?

  • Низкорослые.
  • Неприхотливые.
  • Корневая система слабо развита.
  • Мелкие листья.
  • Многолетние.

Почему именно эти растения выживают в нашей области?

Игра “Кто где растёт?”

Разместите на карте Мурманской области растения там, где они растут.

Посмотрите на них внимательно. Что можно заметить? Чем южнее мы продвигаемся, тем разнообразнее становятся растения.

Скажите, а зачем нужны растения?

Растения обогащают воздух кислородом, дают пищу людям и животным.

Значит, мы можем перейти к следующему пункту плана: Животный мир.

А сначала немного отдохнём.

Физминутка “Зайка”

Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздаётся:
Кто-то по лесу крадётся.
Зайка путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся,
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб найти никто не смог.

Скажите, а встречаются ли зайцы на территории Мурманской области?

Но кроме зайцев на территории области живёт много разных животных.

Интересно, какие это животные и, как природа позаботилась о них?

Это мы сейчас узнаем.

Ребята подготовили для вас загадки. Это загадки непростые, прослушав их – вы не только узнаете, что это за животное, но и как оно приспособилось к жизни в наших краях.

Я - к самый многочисленный вид из парнокопытных животных в зоне тундры. Вот как я выгляжу.

Морда и пространство между ноздрями покрыты волосами. Так легче раскапывать снег, порой прорывая ямки полуметровой глубины, чтобы добраться до ягеля. Особенное и строение ног - широкие плоские копытца могут раздвигаться, между ними растут длинные, жесткие, как щетина, волосы, что увеличивает поверхность стопы и сохраняет от мороза. Благодаря этому легко прохожу по рыхлому снегу и болотам.

Волосяной покров хорошо защищает от стужи, особенно сильно он развит на шее. На зиму волосы на теле к концам утолщаются, так что под ними образуется воздушный слой, препятствующий потере тепла. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос (с воздухом в середине), отчего как бы седею. Такая шерсть задерживает излучение тепла в окружающее пространство и согревает тело. Я наиболее приспособлен к жизни в суровых условиях. Этому способствует подкожный слой жира, достигающий 3-5 см к зиме и предохраняющий его от мороза.

Питаюсь растительной пищей: ягодами, грибами, травой, листьями деревьев, но основу его питания составляет лишайник ягель. (Северный олень)

Я внешне похож на лисицу, но меньше её по размерам. Бываю двух окрасов: белого и голубого.

Подошвы лап сплошь покрыты щеткой жестких волос, не исключая пальцев и пяток. Это защитное приспособление против обмораживания лап при передвижении по плотному снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скрываются в шерсти, что также предохраняет их от охлаждения во время сильных морозов.

Летом питаюсь в основном леммингами и полевками, а также поедаю яйца птенцов и даже взрослых птиц. У морских побережий лакомлюсь выброшенными волнами сайкой, моллюсками, морскими ежами.

К зиме жирею, что в условиях холодной и долгой зимы является хорошим приспособлением, так как зимой кормов становится меньше, грызунов добывать из-за уплотненного снега трудно. Нехватка пищи восполняется в этот период запасом подкожного жира. (Песец)

В тундре обитают два близких вида - белая и тундровая. Оба вида принадлежат к промысловым птицам с очень вкусным мясом.

Имею ряд приспособлений к жизни в суровых условиях Севера: к зиме приобретаю чисто-белое оперение, которое делает меня малозаметной на снегу. Ноги и пальцы зимой покрыты длинными, упругими перьями, когти становятся плоскими, а лапы превращаются в широкие "снегоступы", которые не проваливаются в рыхлый снег и не мерзнут на холодной заснеженной земле. На ночь зарываюсь в снег, а днем разыскиваю корм. Склевываю почки, сережки, молодые побеги карликовых ив, берез, вырываю из-под снега ягоды и зеленые части растений.

У меня много врагов. На меня нападают многие хищники (росомаха, лисица) и птицы (полярная сова, ястреб). (Куропатка)

Я - тундровая птица. Самцы обычно чисто-белые, с отдельными темными отметинами, а самки белые только снизу, сверху исчерчены темными поперечными полосами. В целом оперение рыхлое, задерживающее много воздуха, который уменьшает потерю тепла. Пальцы настолько укрыты длинными перьями, что когти погружаются в них почти полностью. Все это помогает переносить суровые морозы.

Питаюсь мышевидными грызунами, особенно леммингами. Если леммингов в тундре мало, нападаю на молодых и слабых песцов, промышляю в районе птичьих базаров.

Гнездо устраиваю на земле - на кочке или между камнями. Число яиц в кладке до 10. Самка начинает насиживание с первого яйца, поэтому через некоторое время наряду с неоперившимися птенцами оказываются еще и яйца. В результате обогрев их улучшается, так как яйца получают тепло не только от самки, но и вылупившихся птенцов. Это облегчает их выращивание и повышает выживаемость. (Белая сова)

Мы - небольшие мышевидные грызуны с коротким хвостом. Нас называют северными пеструшками, так мы имеем пеструю окраску шерсти - желтовато-бурую с темными и светлыми пятнами. В области нас 2 вида: норвежский и копытный. Копытный населяет горную тундру. Он на зиму белеет, а когти передних лапок у него сильно разрастаются, сливаясь своими основаниями и образуя нечто вроде острых копыт. Ими он разрывает снег в поисках пищи и при устройстве зимних гнезд.

Питаюсь различными частями растений, соблюдаю определенный режим, строго чередуя прием пищи со сном: час кормлюсь, 2 часа сплю, снова час кормлюсь и опять 2 часа сплю. И так все сутки. Зимой прокладываю под снегом множество ходов, отыскивая побеги, плоды и семена вечнозеленых растений. Под снежным покровом мы имеем не только пищу, но и надежную защиту от вьюг, морозов, поэтому в спячку не впадаем и даже можем размножаться. (Лемминг)

Я - крупный хищник. Длина тела достигает 2 метров, вес от 150 до 350 кг. Распространен по всей таежной зоне, но могу заходить и в зону тундры. Осенью впадаю в спячку: в октябре ложусь в берлогу, в начале мая выхожу из нее. Некоторые, особенно старые, не ложатся до поздней осени, а отдельные особи бродят всю зиму. Таких животных называют "шатунами". Поздний уход в берлогу наблюдается при недостаточной упитанности животных.

Летом питаюсь ягодами, грибами.

У меня хорошо развиты слух и обоняние, несколько слабее - зрение. Заметив человека, я стараюсь уйти с его пути. (Медведь)

Распространена в области везде, за исключением тех участков, где обитает песец. Я - всеядна, но основу питания составляют полевки, лемминги и другие мышевидные. Я часто охочусь на глухарей, куропаток, тетеревов. Из водоплавающих особенно страдает от меня гага.

Устраиваю свои норы на песчаных склонах, расположенных на солнечной стороне. В скалистых ущельях вблизи берегов Баренцева моря использую в качестве нор расщелины между камнями и небольшие пещеры. Мех мой очень ценен. (Лиса)

Я широко расселился по области, живу на различных участках леса и тундры. Тело тонкое, длинное. Ноги сравнительно толстые, с большой ступней. Мех зимой чисто-белый, летом - бурый, на брюшке и летом остается белым.

Весной делаю гнездо в расщелинах скал или под корнями деревьев, выстилая его сухой травой и шкурками грызунов. В основном питаюсь грызунами. (Горностай)

На доске появляются картинки с изображениями этих животных.

Как же природа позаботилась об этих животных?

Густая шерсть или перья
Чаще белая окраска
Накопление жира к зиме
Особое строение лап, копыт.

Мы с вами уже говорили, что растения являются пищей для животных. Как называют животных, которые питаются растениями?

А есть ли животные, которые поедают других животных?

Как их называют?

В природе всё взаимосвязано, всё соединено невидимыми нитями.

Восстановите недостающие звенья в цепях питания:

Дриада - (куропатка) - лиса

Зелёные мхи – лемминг – (песец, белая сова)

(Ягель) – северный олень - волк

Мы видим, что между растительным и животным миром существует тесная связь?

Но бывает так, что эти связи нарушены? Что тогда может произойти?

Кто чаще всего виноват в нарушении этих связей?

Что должен делать человек, чтобы не навредить природе?

Правильно, следующий пункт плана: Охрана природы.

Рассказ о заповедниках Мурманской области

Скажите, а как мы с вами можем позаботиться о природе нашего края?

Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Сможем ли мы выжить на планете без растений и животных?

Вот и составлен наш план, по которому вы будете готовить рассказ о растительном и природном мире Мурманской области. Мы, конечно, рассказали не о всех животных нашего края. Впереди у нас ещё много нового и интересного.

Обобщение полученных знаний.

Чтобы наш рассказ был правильно оформлен, давайте ещё раз обратимся к его плану.

Прочитать план.

А теперь я хочу посмотреть, как же вы запомнили растения и животные Мурманской области?

Кроссворд

1. Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Зайцев, оленей ищет.

2. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

3. Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

4. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.

5. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!

6. Летом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.

7. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.

8. Белый, хрустящий,
В тундре растёт,
Олень его любит –
Мимо не пройдёт.

Итог урока.

Что понравилось вам сегодня на уроке?

Что нового вы узнали сегодня?

О чём бы вы рассказали своим друзьям или родителям?