Цели урока.
- Ознакомление обучающихся с новыми условными обозначениями звонких твердого и мягкого звуков [м], [м´] с помощью моделей и звуковой записи; учить читать слова по слогам.
- Привитие навыков культурного общения.
- Создание условий для становления учебной деятельности.
Задачи урока.
- Развивать наглядно-образное мышление посредством использования моделей звуков, слогов и слов.
- Оптимизировать процесс обучения за счет активного включения обучающихся в учебный процесс.
- Способствовать формированию универсальных учебных действий (анализ, синтез, моделирование, самоконтроль и др.)
Оборудование: учебник “Азбука”Н.Г.Агарковой и Ю.А.Агаркова, конструктор печатных букв, Модели гласных и согласных звуков, модели слов-предметов, действий, признаков, Слов- помощников, рисунок с изображением ключевых героев Маши и Миши.
1. Организационный момент
2. Определение целей урока
У. Сегодня у нас на уроке наши любимые герои, а вы помните их имена? (Картинка с детьми)
Д. Маша и Миша.
У. Сегодня с утра они задумались: с каких звуков начинаются их имена? “Интересно - это звуки гласные или согласные?” - спросил Миша.
- Как вы думаете, ребята, сможем мы помочь нашим друзьям? Что для этого надо сделать?
Д. Произнести их имена.
У. Давайте произнесем имена детей и понаблюдаем за звуками, с которых они начинаются.
Д. (Произносят звуки)
У. Сегодня урок открытия нового знания. Откроем “Азбуку” (с. 24) и определим цели нашего урока.
Д. Изучим новые звуки.
- Узнаем, какие буквы нужны для их обозначения;
- Познакомимся с новыми моделями, узнаем, что обозначает точка, а что обозначает запятая справа сверху;
- удем читать.
3. Выделение звуков [м], [м´] из имен Маша и Миша
У. Произнесем еще раз имена наших героев и определим, что это за звуки?
Д. Это звуки согласные.
У. Как вы догадались, что эти звуки согласные?
Д. Воздух при произношении встречает преграду из губ.
У. Правильно. Квадрат – это модель согласного звука. (□)
- Следующая наша задача: пронаблюдать одинаково ли звучат эти звуки в именах Миша и Маша. Давайте произнесем и послушаем.
Д. В имени “Маша” первый звук произносится твердо, а в имени “Миша” - первый звук мягкий.
У. Если согласный звук мягкий, то в модели он обозначается запятой в правом верхнем углу квадрата. (□´) [м], [м´],
У. А теперь внимательно посмотрите на меня и послушайте. (Учитель напевает мелодию, не открывая рта, используя звук [м].)
- Что вы слышали?
Д. Это мелодия.
У. Да вы услышали мелодию, догадались какая эта песня. (“Маленькой елочке холодно зимой”) Вы услышали пение, что возможно при использовании голоса, так поются и гласные. Значит, при произношении звука [м] кроме возникновения преграды есть еще и голос. Такие согласные называются звонкими. А обозначают их с помощью точки внутри квадрата. (□)
4. Работа по учебнику
У. Так что означают значки вверху страницы?
Д. Наши новые звуки: согласные, звонкие, могут быть твердыми, а могут быть мягкими.
У. Давайте понаблюдаем за произношением слов [сом], [мал], [м´ал] и обобщим знания о новых звуках.
У. Для обозначения новых звуков на письме потребуется буква М. Как вы думаете, сколько работ выполняет эта буква?
Д. Правильно, две. Первая работа - обозначать согласный звонкий твёрдый звук [м], а вторая - обозначать согласный звонкий мягкий звук [м´].
У. Ребята, на что похожа эта буква?
- Вот качели - буква М!
Здесь качаться можно всем!.
5. Физкультминутка
Мы весёлые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
6. Работа в паре. Конструирование букв М и м
У. Работаем в паре. Помним, что работать нужно дружно, говорить вполголоса.
Одна пара работает у доски.
7. Работа с двухуровневой схемой.
У. Прочитаем слова по моделям звуков и по буквам. Что обозначают голубые дуги под словами?
Д. Это слоги.
У. Посмотрите на рисунок, что делал мальчик?
[м] [ы] □
м ы □
- Правильно, мальчик мыл машину.
- Что можем сказать о первом звуке? (Он согласный звонкий твердый.)
- А если первый звук в этом слове заменим на мягкий [м´], а второй на гласный [и]?
[м´][и] □
м и □
- Как можем сказать о мальчике? (Он мил)
- О каких людях говорят, что они милые? (Славный, привлекательный, приятный.)
У. Милые и приятные люди умеют общаться друг с другом, считаются с мнением окружающих. Эти качества нам сегодня пригодятся при работе в группе. (Учитель вывешивает на доску значок групповой работы)
8. Работа в группе
У. Нам сегодня в течение всего урока помогали наши друзья - Маша и Миша, предлагаю составить предложения о них и модели этих предложений. Группы, получившие карточку с изображением девочки- составляют предложение о Маше, с изображением мальчика – о Мише, а помогут вам рисунки в “Азбуке”.
У Маши плюшевый медвежонок.
У Миши красная машина.
(Ребята составляют предложение, а затем модель предложения, указывая слова-помощники, слова-предметы, слова-признаки и слова-действия)
Проверка работы групп.
Дети одной группы составляют у доски модель и озвучивают предложение, выясняется, у кого такое же предложение, исправляются ошибки.
9. Подведение итогов урока
У. Что узнали нового на уроке? Что вас порадовало, а что огорчило? Какие трудности вы испытывали на уроке?
- Я уверена, что все трудности мы преодолеем, потому что стараемся работать дружно, выручаем друг друга.