До и после, или Почему детям стало интереснее учиться (об использовании интерактивной доски на уроках физики)

Разделы: Физика


Творческую жизнь учителя можно разделить на два этапа: первый – до появления и использования интерактивной доски, второй – после. Ведь школьная доска всегда была неотъемлемым атрибутом любого учебного класса. Доска – это не просто поверхность, на которой может писать и взрослый, и ребёнок, это поле информационного обмена между учителем и учеником. Раньше были доски, на которых можно было писать только мелом. На смену им пришли доски с магнитной поверхностью. Они более удобны и эстетичны. До появления компьютера, интерактивной доски и другой мультимедийной техники и дидактический материал приходилось писать от руки, и диагностику результатов учащихся тоже делать вручную.

С появлением интерактивной доски все изменилось. Интерактивная доска – это доска нового поколения, доска огромных возможностей.

Работа с такой доской экономит время на уроке, оживляет его. Это создаёт ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске. Она заменяет многие функции классной доски с мелом и тряпкой. При изложении нового материала компьютер позволяет сопровождать его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами, видеофрагментами. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. Например, явления микромира, быстро протекающие процессы. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.

Компьютерное моделирование на интерактивной доске всегда вызывает у учащихся интерес. Компьютерную модель можно рассматривать как аналог действующей экспериментальной установки, в которой можно изменять условия опыта, вмешиваться в ход эксперимента. Кроме того, использование наглядных моделей, интерактивных анимаций на уроке, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты.

Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые вопросы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Квантовая физика". Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую, персональный компьютер.

В отличие от обычной доски, при работе на интерактивной доске, учитель имеет неограниченное пространство и возможность возврата к предыдущим записям при помощи управляющих кнопок. Это позволяет существенно экономить время и более эффективно конструировать урок.

На уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства при объяснении нового материала (подбор текстового и графического материала, создание учебной презентации); при повторении материала, при закреплении и контроле знаний; при организации внеклассной работы, при моделировании физических процессов и явлений, при осуществлении контроля успеваемости учащихся (с помощью электронных таблиц), при подготовке к экзаменам.

Ребята очень любят работать с интерактивными тренажерами, используя электромагнитный маркер. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает неподдельный интерес. Работу с доской, как с экраном, я использую и тогда, когда необходимо просто просмотреть видеоэксперимент, невключённый в презентацию. Так же эту функцию я использую для просмотра работ учеников, их выступлений, с использованием презентаций, не требующих дополнительной работы в них в интерактивном режиме.

 На своих уроках я использую следующие мультимедийные продукты:

  • «Открытая физика» («Физикон»)
  • Библиотека наглядных пособий. Физика
  • Подготовка к ЕГЭ. Физика
  • Видеозадачник по физике
  • Кирилл и Мефодий Физика 7-11
  • Физика в школе (электронные уроки и тесты)
  • Лабораторные работы по физике (виртуальная физическая лаборатория) (10, 11 класс) и другие.

Помимо предлагаемых дисков использую собственные презентации. Мои ученики с удовольствием готовят к урокам физики творческие работы в виде презентаций, видеороликов. Многие работы получаются очень интересными, красивыми. Такие работы мы с ребятами отбираем в “Банк творческих работ ”.

В нашей гимназии работает творческая группа по разработке игр по физике с использованием интерактивной доски для урочной и внеурочной деятельности.

Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию ребят к процессу обучения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира. Однозначно детям стало интереснее учиться.