Задачи:
- Закрепить знания об имени существительном (словах, отвечающих на вопросы кто? что?).
- Формировать умение распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- Развивать умение находить в словах орфограммы.
- Развивать навыки каллиграфического письма.
- Развивать мышление, память, внимание, речь учащихся.
- Воспитывать интерес к родному языку.
- Развивать навыки оценивания своей работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Чистописание. (работа по тетради по чистописанию).
БУКВЫ И БУКВОСОЧЕТАНИЯ: Е, Ек, Ем.
- Из каких элементов состоит заглавная буква Е?
- Какие соединения используются в буквосочетаниях?
- Пропишите. (повторяются правила посадки, положения тетради, рук).
СЛОВА: Елена, Евгений, Егор, Ева, Елец.
Прочитайте слова. Что общего?
Почему все слова написаны с заглавной буквы?
Вспомним правило: Имена, фамилии, клички, города-
Все с заглавной буквы пишутся всегда!
- На какие группы можем разделить? (Имена и название города).
- На какие группы можем разделить имена? (Женские и мужские).
- Назовите женские имена. (Елена, Ева).
- Назовите мужские имена. (Егор, Евгений).
- Девочки записывают женские имена, а мальчики - мужские.
3. Сообщение темы урока.
- На какие вопросы отвечают слова в тетради? (кто? что?).
- Сегодня мы продолжим работу над словами, отвечающими на вопросы кто? что? Искать такие слова будем везде. А для этого отправимся на отдых к бабушке в деревню.
4. Словарная работа.
- Послушайте и выпишите слова с непроверяемой орфограммой (один ученик работает у доски).
Папа за рулем сидит.
Машина за город бежит.У бабушки славный огород.
Вот морковь в углу растет.
Яблок полные корзины
Собирает тетя Зина.За рекою луг широкий:
Сколько ягод соберем!
Проверка на доске: машина, огород, корзина, яблоко, ягода, морковь, город.
- На какие вопросы отвечают? (что?).
- Что можем добавить? (неодушевленные).
- Почему неодушевленные?
Закрепление изученного материала.
Задание 1.
- Представьте, что мы на широком лугу, солнце светит. Что можем увидеть, кого встретить? (ответы детей).
На доске разбросаны листки со словами:
- Прочитайте слова. Есть ли среди них незнакомые?
- Уберите слова, которые не отвечают на вопросы кто? что? (дети выходят по одному, задают вопросы и убирают "лишние" слова).
- Как одним словом назвать? (животные).
- На какой вопрос отвечают? (кто?)
- Подставим к ним вопрос и запишем в тетрадях их столбиком.
Задание 2.
- Побудем волшебниками и превратим эти слова в слова, отвечающие на вопрос что?, изменив одну лишь букву!
Работа в парах.
Проверка на доске:
Кто? Что? бык бок, бак, бук. лайка майка, гайка, шайка, лапка корова корона жук лук, бук, сук.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Задание 3.
-Обычно вокруг деревень есть не только поля, луга, но и водоемы. Поищем здесь слова, отвечающие на вопросы кто? что?
- Вставьте подходящие слова в предложения.
Парная работа на листочках.
1. Наша (что?) :. находится на берегу реки.
2. В реке живут (кто?) ::.. .
3. На берегу сидят громкоголосые (кто?) ::.. .
4. (кто?) ::.. любят ловить здесь рыбу.
Проверка. Дети зачитывают по одному предложению. Если допущена ошибка - хлопок.
Учитель выбирает группу, у которой получился текст.
- Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажите!
(Текст - группа слов, связанных по смыслу).
Задание 4.
- За городом можно встретить еще одно громкоголосое животное! Отгадайте его.
Не царь, а в короне.
Не всадник, а со шпорами.
Не часы, а всех будит. (петух).
Слайд 1.
- Найдите "опасные" места. ( по одному ученику выходит к компьютеру, называют и обозначают орфограмму графически).
Запись загадки и отгадки под диктовку.
- Найдите слова, отвечающие на вопросы кто? что? и подпишите над ними вопросы.
Слайд 2.
Взаимопроверка. Сверка с текстом на экране.
- У кого нет ошибок? У кого одна ошибка?
6. Итог урока.
Наш отдых за городом подошел к концу. Вернемся в класс и подумаем:
- что было интересным на уроке?
- с каким заданием было трудно справиться?
- что узнали о словах, отвечающих на вопросы кто? что?
7. Оцените свою работу на уроке сегодня:
- Если все получалось нарисуйте на полях веселое лицо.
- Если было сложно, но вы справились - грустное, а затем веселое лица.
- Если работали и ничего не получилось - грустное лицо.
8. Домашнее задание: Д/М упр.41.