Цели урока. Познакомить детей с графическим написанием строчной буквы р. Разобрать все виды соединений с этой буквой. Упражнять в письме слов и предложений, повторить правила оформления предложения на письме. Развивать графические навыки, глазомер учащихся, их внимание, память, сосредоточенность, логическое мышление. Обогащать словарный запас. Закреплять навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Оборудование. Пропись №2, демонстрационная таблица с буквами Р, р, Р, р; карточки – элементы букв, карточка со слогами, изографом, карточки – фишки для звукового анализа, альбом обратной связи “Фантазия”, кроссворд со звуковыми схемами слов, иллюстрации – рак, рысь, курица, крот, кролик, карточки с лицами человечков (грустным и весёлым) для каждого ученика.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Добрый день! Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас учителя нашей школы. Они хотят увидеть, чему вы научились на уроках русского языка. Давайте поздороваемся с ними. (Дети, поворачиваются к гостям и приветствуют их. Затем садятся за парты и проговаривают…)
Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу подведем.
Руку левую на стол,
Сверху правую кладём.
2. Актуализация знаний учащихся и постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку.
Под водой усач живёт,
Носит ножницы в руках,
Ходит задом наперёд
На восьми кривых ногах.
Там, где тишь да полумрак,
Не спеша, гуляет…!
(Рак).
(На доску вывешивается иллюстрация рака).
– Ребята, что вам известно об этом животном?
(Ответы детей.)
– Рак имеет огромные цепкие клешни, одет в кольчугу (показ на иллюстрации), но, тем не менее, очень мирное создание: поедает личинок комаров, улиток, ест растения, подбирает мертвых животных и тем самым выполняет роль санитара в реке. Раки обитают в водоёмах на глубине от полуметра до 3 метров. Предпочитает каменистое дно, где лежат валуны, затонувшие коряги, где в обрывах есть подмытые корни деревьев. Рак роет норку около 20 сантиметров или находит убежище под корягами, сидит в нем весь день, никого к себе не подпускает и лишь поздним вечером выходит на кормёжку.
– Предлагаю составить звуковую схему слова рак.
(Один ученик работает на доске, используя звуковые фишки, остальные составляют схемы на столах).
– Выделите и произнесите первый звук этого слова.
[p]
– Расскажите о нём.
– Какой буквой на письме обозначается звук [p]?
– А какой ещё звук обозначает буква эр? Какой он?
[p’] Согласный, звонкий, мягкий.
– Сегодня на уроке буква Р именинница. Но у нас так много людей, что буква Р застеснялась и спряталась среди своих подружек – букв. Давайте её попробуем отыскать.
(На доске карточка с изографом. Ребёнок выходит к доске и показывает букву Р).
– Это печатная буква. Где мы её можем встретить? (В книгах, на вывесках…)
– А мы должны научиться писать строчную рукописную букву Р. Соединять её с другими буквами, писать слоги и слова.
3. Санитарно-гигиенические правила письма.
Повторение правил посадки, положения тетради, руки и ручки при письме. Исправление нарушений.
4. Разминка. Пальчиковая гимнастика.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
- Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев мизинца. Проделать то же левой рукой.
- Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
- Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
5. Работа над новым материалом.
а) Рассматривание образца письменной буквы.
На доске демонстрационная карточка с буквами “Р,р”.
– Рассмотрите строчную букву “эр”.
– Из скольких элементов состоит буква “эр”?
– Назовите первый элемент. (Длинная прямая наклонная линия).
– Назовите второй элемент. (Наклонная прямая с закруглением вверху и внизу).
– Найдите их среди элементов, данных на доске, и сконструируйте из них нашу именинницу.
(На доске находятся элементы букв. Выходит ученик, находит элементы и составляет букву).
б) Показ учителем образца написания буквы на доске.
Откройте прописи с. 8. Рассмотрите букву “эр” вверху на середине страницы.
– Ребята, на что указывает точка? (Начало движения руки).
– На что указывают стрелочки? (Направление движения руки).
– Итак, “Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной прямой наклонной линии вниз до середины нерабочей строки, снимаем ручку, ставим на 1/3 сверху, бугорком уходим вправо – вверх, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины”.
Письмо в воздухе с проговариванием.
Письмо в альбомах “Фантазия”. (Исправление ошибок).
Письмо в прописи по бледному шрифту.
Самостоятельное письмо строчной буквы р.
в) Письмо буквосочетаний. Разбор всех приёмов соединений с последующими буквами.
Давайте нашу именинницу подружим с гласными буквами.
Р – протянула руку букве А – получилось РА,
(Дети находят слог в прописи. Показываю на доске написание этого слога, обращая внимание на способ соединения. Запись детьми слога в прописи по бледному шрифту, самостоятельно на свободной строке).
А потом и букве У – получилось РУ
Подружилась с буквой И – получилось РИ,
И с буквой о – получилось ОР.
Физкультминутка “Мы писали, мы писали…”
г) Письмо слов.
– Ребята, на следующей строке записаны слова с новой буквой. Прочитаем их.
ра (на) ра (ма) Ири (на)
– Кто догадался, какое задание нам нужно выполнить? (Надо дописать слова, заменяя слог, записанный печатными буквами, рукописными).
(К доске выходит ученик и дописывает слог рукописными буквами).
– Почему последнее слово написано с заглавной буквы?
– Разделим слова на слоги, выделим ударный слог, обозначим безударную гласную.
д) Работа над предложением.
о н у р
Лиса рыла …
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Кто на ней изображен? (Лиса.)
– Прочитаем о ней предложение.
– Понятен вам его смысл? (Нет). Почему? (Не хватает слова)
– Попробуйте составить его из данных букв, опираясь на схему.
– Какое же предложение у вас получилось?
Лиса рыла нору
– Сколько слов в предложении?
– Прочитайте первое слово.
– С какой буквы оно написано? Почему?
– Прочитайте второе слово, третье.
– Что надо поставить в конце предложения?
– Запишите предложение по бледному шрифту, самостоятельно написав последнее слово. (Один ученик дописывает предложение на доске).
Гимнастика для глаз
- Часто поморгайте несколько раз. Закройте глаза и спокойно сосчитайте до 5. Повторить упражнение 2раза.
- Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 3. Затем откройте глаза и посмотрите вдаль, сосчитайте до 5. Повторить2раза.
- Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. Повторить 2 раза.
- “Письмо носом”. Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите букву эр в воздухе. Глаза мягко прикрыты.
е) Составление звуковых домиков.
– Посмотрите, кто пришёл к нашей имениннице. Назовите (На доске иллюстрации рыси, кролика, крота, курицы и звуковые схемы к этим словам.)
– А почему именно эти животные. Кто догадался? (В названии этих животных есть звуки [p], [p’], которые обозначаются на письме буквой “эр”).
– Составим звуковые домики этих слов. (Один ученик у доски, остальные в прописи).
6. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие звуки она обозначает?
7. Рефлексия.
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Что было особенно интересно?
– А что было трудно?
– Оцените свою работу на уроке. Если вы работали на уроке с желанием, были уверенны в себе, вам было интересно и в ваших прописях чистота и порядок, то поднимите карточку с лицом весёлого человечка.
– Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите карточку с лицом грустного человечка.
– Я рада, что большинству из вас понравилось на уроке, и вы остались довольны своей работой.