Групповой игровой сеанс в Службе ранней помощи "Зима. Учимся играть"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Групповые коррекционно-развивающие игровые сеансы в Службе ранней помощи предназначены для детей в возрасте от 1,5 до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих детский сад. Рассчитаны на 2 – 4 детей с родителями.

Цель занятия. Целью данного занятия является психолого–педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Задачи

  • Расширение представлений о себе, других, окружающем мире.
  • Адаптация ребенка в коллективе сверстников.
  • Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком. Формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания.

Структура занятия

Занятие включает 7 этапов.

Все переходы от этапа к этапу проводятся с использованием песен – маркеров, помогающих ребенку структурировать занятие, запомнить последовательность этапов, быстрее перестроиться на другой вид деятельности.

1 Этап. Организационный момент. Зона общей моторики. 10 минут.

«Вход» в помещение для занятий. Приветствие, зарядка, хоровод, пальчиковая игра.

2 этап. Свободная игра. Игровая зона. 20 минут.

В игровой зоне к занятию подготовлена предметная среда, соответствующая задачам занятия, возрасту и уровню развития малышей.

На этом этапе ребенку предоставляется возможность свободного выбора заинтересовавших его предметов и игрушек, способов действия с ними. Педагог, следуя за ребенком, направляет его активность, демонстрирует маме недирективные эффективные способы взаимодействия с ребенком в предметной среде.

3 этап. Полоса препятствий. Зона общей моторики. 10 минут.

К моменту перехода в зону общей моторики здесь организовывается полоса препятствий из скамейки, вестибулярного тренажера, шарикового бассейна, цветных кочек и др. Все упражнения этого этапа направлены на развитие сенсомоторной координации, произвольной регуляции деятельности, умения начинать движение по команде.

4 этап. Игра с мячом. Зона общей моторики. 5 минут.

 Игра с мячом в кругу – важный элемент занятия. В этой игре мы формируем навыки произвольной регуляции деятельности, принятие правил, стимулируем речевую активность.

5 этап. Приобщение к культуре. Семейная зона. 15 минут.

На этом этапе педагогами разыгрывается кукольная инсценировка, затем рисование.

6 этап. Чаепитие. Семейная зона. 15 минут.

Родители вместе с детьми накрывают на стол, затем пьют чай. В ходе чаепития проходит формирование и закрепление навыков самообслуживания, правил социально приемлемого поведения, общение родителей с педагогом.

7 этап. Организационный момент. Зона общей моторики. 5 минут.

Подведение итогов занятия. Прощание в кругу родителей и детей.

По окончании занятия педагоги в присутствии детей и родителей вывешивают работы на выставку.

Основные материалы и оборудование.

  1. Просторное помещение или групповая комната детского сада.
  2. Стол для рисования и чаепития.
  3. Игрушки и игровое оборудование, песочница.
  4. Шариковый бассейн, скамейки, вестибулярный тренажер, арка, кочки, мяч, красный нескользкий коврик диаметром ок. 25-35см, и другое физкультурное оборудование, которое подбирается в зависимости от возраста и развития общемоторных навыков детей.
  5. Стол, мольберт, ткани голубого, коричневого, белого цветов; мягкая игрушка «медведь», соломенная корзинка по размеру медведя или проволочный каркас берлоги, ветка дерева на подставке, предварительно «заснеженная» манной крупой для показа сказки.
  6. Музыкальные инструменты: треугольник, колокольчик, сампоня, металлофон.
  7. Цветной картон синего или фиолетового цвета формата А4, восковые или жировые мелки коричневого цвета, белая пальчиковая гуашь для рисования, фартуки для рисования, бумажные полотенца.
  8. К чаепитию: скатерть, свеча в прозрачной вазе или стакане, печенье, чашки с блюдцами для детей, родителей и педагогов; салфетки бумажные, чайник с приготовленным чаем; желательно использовать травяной чай.

Ход занятия

1 этап. Вход в помещение для занятий организовывается таким образом, чтобы ребенку и маме необходимо было преодолеть небольшое препятствие, например, в младшей группе это может быть скамейка, через которую нужно перелезть; в старшей – вестибулярный тренажер или тоннель.

Один из педагогов встречает детей и мам с треугольником, все по очереди звонят.

Приветствие. Взрослые с детьми и педагоги сидят в кругу. Один ребенок стучит по бубну, а все хлопают в ладоши в такт песне и поют:

Поиграй нам, Саша, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Даше бубен передай.

Бубен передается по кругу, меняются имена детей.

Педагог: все поздоровались, теперь будем делать зарядку.

Зарядка «Я проснулся».

Руками показываем называемые части тела.

Здравствуйте, глазки! Вы проснулись?
Здравствуйте, ушки! Вы проснулись?
Здравствуйте, ручки! Вы проснулись?
Здравствуйте, ножки! Вы проснулись?
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Я проснулся! (ручки вверх)

Педагог: Маму за руку берем и все вместе мы встаем! (все встают в хоровод)

Хоровод. «Выпал беленький снежок».

Выпал беленький снежок. (водим хоровод, далее движения по тексту)

Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем! (2 раза)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать,
Мы похлопаем, мы похлопаем! (2 раза)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей,
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (2 раза)

Педагог: напрыгались, устали, нужно немножко отдохнуть.

Все садятся в кружок.

Пальчиковая игра «Замок».

На двери висел замок. (ручки в замке)
Кто его открыть бы мог?
Постучали (стучим основанием ладоней),
Покрутили (крутим руками, не разъединяя замка),
Потянули (тянем руки, держась пальцами) и открыли (расцепляем руки, широко раскрыли)!

Педагог: замок открыт, можно бежать играть.

2 этап. В зоне, условно названной нами «Зона мелкой моторики и решения практических задач» на невысоких стеллажах расставлены развивающие игрушки: вкладыши, пирамидки, ящики с крупами, коробочки с вкладывающимися фигурками, тренажер для проката шаров, музыкальный центр с шумовыми инструментами, детская посуда, набор овощей для резки, кукольный стульчик, кровать с куклой, деревянная железная дорога с паровозиками, кубики, прозрачные и звучащие блоки, баночки с отвинчивающимися крышками, тренажер с открывающимися замками, песочница и др.

На этом этапе ребенку предоставляется возможность свободного выбора заинтересовавших его предметов и игрушек, способов действия с ними. Педагог, следуя за ребенком, мягко направляет его активность, демонстрирует маме эффективные способы взаимодействия с ребенком в предметной среде.

Сигналом для окончания этой деятельности служит песенка «Ту-ру-ру, ту-ру-ру, все игрушки соберу». Педагог играет на дудочке и поет песенку. Все мамы с детьми и педагоги убирают игрушки по местам.

3 этап. На большом ковре в зоне общей моторики собрана полоса препятствий с таким расчетом, чтобы, проходя через нее, ребенок испытывал разнообразные ощущения и применял различные умения: гимнастическая скамейка сменяется тоннелем, вестибулярный тренажер лесенкой, также мы используем шариковый бассейн, лестницу и горку. Разнообразные упражнения помогают формированию схемы тела, способствуют развитию пространственного восприятия, навыков общей моторики. Начинается полоса препятствий с красного кружка – «старта». Педагог подводит ребенка к красному кружку и зовет: «на старт», затем, делая паузу и удерживая ребенка на месте «внимание»; учит начинать движение по команде «марш!».

Каждый ребенок, в зависимости от темпа деятельности, может пройти полосу один или несколько раз, по желанию задержаться в шариковом бассейне.

4 этап. Игра с мячом «Шел Бабай».

Педагог: Собирайся, народ, во широкий хоровод.

Все участники садятся в круг, широко расставив ноги (ребенок перед мамой), мяч у педагога. Педагог ритмично произносит речевку и в такт стучит перед собой мячом:

Шел бабай по стене,
Нес мешок на спине.
Что в мешке, то…(педагог делает паузу)
- мне! (ребенок или мама за него просит мяч или протягивает ручки)

Мячик катится к тому ребенку, кто первый попросил мяч.

Мама с ребенком продолжают игру.

Конец игры: один из педагогов, получив мяч, прячет его.

Педагог зовет детей «Ту - ту! Чух – чух - чух», начинает движение по кругу. Дети и родители собираются в паровозик.

Паровозик, делая круг, «уезжает» в «семейную зону».

Вот поезд наш едет, колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят.
Тук-тук, тук-тук, стучит паровоз
Далеко – далеко ребят он повез.
Но вот остановка, пора вылезать
Пора нам сказку начинать…

Паровозик приезжает на место, все рассаживаются вокруг стола, где уже педагогами подготовлена следующая часть занятия.

5 этап. На детском мольберте из ткани голубого цвета сделан задник - небо. На столике перед мольбертом расстелена коричневая ткань - земля, на ней снег из белой ткани, берлога медведя (под белой тканью корзинка, чтобы было удобнее накрывать медведя), между складками белой ткани закреплено заснеженное деревце.

Педагог играет на флейте и поет:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Я играю во дуду.
Дуда точеная, позолоченная.
Брошу я в дуду трубить,
Да буду сказку говорить.

Выходит мишка, поет «Мишка косолапый по лесу идет», здоровается.

- Пришла зима, снег идет, ветер холодный дует.

Как ветер дует?

Дети дуют, изображая ветер, педагог играет на сампоне.

- Что же это такое? (лапкой трогает снег)

Дети, родители:

 - Это снег!

Мишка:

- Белый! Холодный!

- Ох, я замерз, пойду в нору греться, под снегом тепло. Лягу и буду спать до весны.

Мишка ложится в берлогу на бочок, укрывается снегом и засыпает.

Педагог поет: Баю-бай, баю-бай, спи наш мишка, засыпай.

Тихо, шепотом:

Как на горке снег, снег (руками показываем горку).
Как под горкой снег, снег (руками показываем ямку).
А под снегом спит медведь (ладошки под щекой).
Тише, тише, не шуметь! (указательным пальцем у губ)

Педагоги раздают материалы для рисования: цветной картон, мелки, гуашь в плоском широком контейнере.

Продуктивная деятельность: на цветном картоне синего или фиолетового цвета родители рисуют спящего мишку коричневым восковым мелком. Ребенок пальчиками белой гуашью «укрывает», закрашивает его. Контуры мишки проступают сквозь краску. Мишка спит в норе под снегом, ему тепло.

Педагоги вместе с детьми рассматривают работы, подписывают их.

Дети с родителями идут мыть руки.

6 этап. Педагог застилает стол скатертью, зажигает свечу. На подносе рядом со столом по числу участников группы приготовлены чашки с блюдцами. Дети вместе с родителями накрывают на стол, педагоги разливают чай. Печенье в корзинке ставится на стол в последний момент.

Дети с родителями и педагоги берутся за руки и хором говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,
Кушать будем начинать.
Приятного аппетита!

По окончании чаепития дети с родителями и педагоги берутся за руки и хором говорят:

Ай, спасибо тому, кто хозяин во дому!
Ай, спасибо тому, кто хозяин во дому!
Ай, спасибо тому, кто хозяин во дому!
Ту-ру-ру, ту-ру-ру, со стола я уберу.

Дети вместе со взрослыми идут мыть посуду и убирают ее на поднос.

7 этап. Педагог начинает песню.

Родители с детьми педагоги рассаживаются в зоне общей моторики на ковре. Мамы обнимают деток, прижимают к себе, качаются в такт песне.

Качи, качи за зыбою,
Ушел отец за рыбою,
А матушка – кувшин таскать,
А дедушка – дрова рубить,
А бабушка – уху варить.
Уха кипит, ворочится,
Ребята домой торопятся.

Педагоги подводят итоги занятия.

Прощание.

До свидания, до свидания,
Приходите к нам опять.
До свидания, до свидания,
Будем вместе мы играть.
И Наташа, до свидания,
Мама Лена, до свидания,
И Сережа, до свидания,
Мама Лиза, до свидания…

Называются имена всех присутствующих.

При словах «до свидания» педагог, дети и родители машут рукой на прощание.

В конце песни звенит колокольчик.

Педагог: Занятие закончено.