Цели:
- Дать определения альдегидам и кетонам, как органическим веществам;
- Вывести общие формулы альдегидов и кетонов;
- Номенклатура и изомерия данных классов веществ;
- Классификация альдегидов;
- Биологическое значение альдегидов и кетонов.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: карточки с формулами альдегидов и кетонов (приложение 1), тесты (приложение 3), компьютер, презентация к уроку, проекты учащихся по теме «Биологическая роль альдегидов и кетонов»
Ход урока.
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Фронтальный опрос по вопросам:
- Какие классы кислородсодержащих веществ мы изучили?
- Какие органические вещества называют спиртами?
- Какую общую формулу имеют предельные одноатомные спирты?
- Классификации спиртов по разным признакам.
- Какие органические вещества называют фенолами?
- Какую общую формулу имеют одноатомные фенолы?
2. Индивидуальная работа у доски.
Задание: осуществите цепочку превращений, назовите вещества.
С2Н6 → С2Н5Сl → С2Н5ОН → С2Н5НО
3. Переход к изучению нового материала.
Ребята, посмотрите на формулу уксусного альдегида. Это вещество тоже является кислородсодержащим и относится к классу альдегиды. Сегодня на уроке мы познакомимся с этим классом – классом альдегиды, и с изомерным ему классом – кетоны. Для этого мы рассмотрим следующие вопросы:
- Определение альдегидов и кетонов;
- Их общие формулы;
- Номенклатура и изомерия данных классов веществ;
- Классификация альдегидов;
- Биологическая роль альдегидов и кетонов.
Тема сегодняшнего урока «Альдегиды и кетоны» (Слайд 1)
4. Изучение нового материала.
Перед вами формулы альдегидов и кетонов (Приложение 1) Скажите, что у них общего? Покажите эту группу на формулах.
Группа С=О называется карбонильной группой и является функциональной группой альдегидов и кетонов (Слайд 2).
А чем отличаются альдегиды от кетонов?
Исходя из того, что мы сказали, давайте выведем общие формулы для альдегидов и кетонов и дадим каждому классу веществ определение. Начнем с альдегидов.
Альдегиды – органические вещества, у которых карбонильная группа С=О соединена с атомом водорода и углеводородным радикалом. ( сравнить данное учащимися определение с определением в учебнике)
Общая формула альдегидов (Слайд 3)
У альдегидов группу СНО часто называют альдегидной группой.
В природе существует альдегид, который является исключением из определения, данного нами. Это муравьиный альдегид (Слайд 4). У него функциональная группа соединена с двумя атомами водорода.
Теперь перейдем к кетонам.
Кетоны – органические вещества, у которых карбонильная группа С=О соединена с углеводородными радикалами.
(сравнить данное учащимися определение с определением в учебнике)
Общая формула кетонов (Слайд 5)
У кетонов группу С=О называют еще кетогруппой.
Для альдегидов характерен только один вид структурной изомерии – изомерия углеродного скелета, которая возможна с бутаналя. Для кетонов характерна так же изомерия положения карбонильной группы. Кроме этого, для них характерна межклассовая изомерия. Общая формула для таких изомеров СпН2пО (Слайд 6).
Теперь рассмотрим классификацию альдегидов. В зависимости от строения углеводородного радикала, связанного с альдегидной группой, различают предельные, непредельные, ароматические и другие альдегиды (Слайд 7)
Сегодня на уроке мы употребляли слова «уксусный альдегид», «муравьиный альдегид». Это тривиальные названия данных веществ. А как же называют альдегиды и кетоны по систематической номенклатуре?
Алгоритм названия альдегидов (Слайд 8):
- Пронумеровать самую длинную углеродную цепь, начиная с атома углерода в карбонильной группе.
- Указать положение радикала и его название.
- Назвать углеводород, то есть пронумерованную цепь.
- Принадлежность к классу альдегиды указать с помощью суффикса аль.
Алгоритм названия кетонов (Слайд 9):
- Пронумеровать самую длинную углеродную цепь, начиная с того конца цепи, где ближе карбонильная группа.
- Указать положение радикала и его название.
- Назвать углеводород, то есть пронумерованную цепь.
- Принадлежность к классу кетоны указать с помощью суффикса он.
- Указать положение функциональной группы.
Последний вопрос, который нам предстоит рассмотреть, касается биологической роли альдегидов и кетонов. Вы дома готовили проекты по данному вопросу. Просмотрев презентации своих товарищей и выслушав их сообщения, ответьте на вопрос: «Какова биологическая роль альдегидов и кетонов?» (Защита учащимися проектов. Приложение 2).
5. Выводы по изученному материалу.
6. Домашнее задание.
7. Закрепление изученного материала.
- Фронтальная беседа по вопросам.
- Выполнение теста (Приложение 3).