Психологическая игра "Необитаемый остров"

Разделы: Школьная психологическая служба


Данная игра была разработана для группы подростков в возрасте 12-15 лет с девиантным поведением, проходивших курс социальной адаптации в центре защиты прав несовершеннолетних “Душа”. В ней принимали участие педагоги, непосредственно работающие с подростками. К началу проведения игры участники были знакомы друг с другом примерно месяц.

В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.

В отечественной литературе часть подобных тренинговых упражнений впервые описана А.Лутошкиным, за рубежом в основе аналогичных программ лежит “Outdoor Ropes Course” – экстремальный курс американского психолога Карла Ронке. В основу упражнений использованных нами в игре легли материалы, представленные в списке литературы.

Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.

Задачи:

  1. Подготовка площадки для проведения игры (совместно с подростками).
  2. Знакомство участников с правилами игры.
  3. Проведение этапов игры на сплочение участников.
  4. Обсуждение каждого этапа с участниками.

Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.

Продолжительность: 1-1,5 часа

Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.

План игры

Обсуждение правил игры

1.Предэтап
1.1 Гнездо с “золотыми” яйцами
1.2 Путешествие на корабле

2.Основная часть игры
2.1 Легенда – “Поляна разговоров”
2.2 “Лабиринт”
2.3 “Убежище”
2.4 “Паутинка”
2.5 “Сигнал о спасении”
2.6 “Болото”

3.Завершение занятия

Предварительная подготовка к игре:

До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:

  • место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
  • веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
  • место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
  • место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
  • обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
  • сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м

Ход игры

Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.

Обсуждение правил игры:

  1. Время на подготовку задания не ограничено, разрешается в этот период разговаривать.
  2. Выполнение задания начинается после того, как вся группа говорит: “Мы готовы”.
  3. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть один участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
  4. Во время самого выполнения задания все участники должны молчать, если кто-то начинает говорить, группа возвращается на исходную позицию.
  5. Если кто-либо из участников не может выполнить задание, команда может его откупить за счет бонусов, полученных на предэтапе.
  6. Если команда после нескольких попыток не справляется с заданием, участники могут отказаться от выполнения только в том случае, если вся группа говорит: “Мы сдаемся”.

1. Предэтап:

1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”

Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).

Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми

яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.

1.2. “Путешествие на корабле”

Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.

Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.

Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).

2.Основная часть игры:

2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)

Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.

2.2. “Лабиринт”

Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.

Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.3. “Убежище”

Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.

Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.4. “Паутинка”

Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.

Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

2.5. “Сигнал о спасении”

Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.

Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.

При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.

После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

  1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
  2. Что помогло справиться с заданием?
  3. Что мешало при выполнении задания?
  4. Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?

2.6. “Болото”

Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.

Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.

3. Завершение занятия:

Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.

После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.

Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”, “Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни – дома, в школе, на работе?”

Литература:

  1. Бурмако Е.П., Уймановой Е.А. “Веревочный курс” (разработан американской фирмой Barron Adventures), г. Владивосток.
  2. Клименко Н.Г. Сборник методических материалов в помощь организаторам инициативного веревочного курса, “ОРЛЕНОК” – 1999.
  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Москва. Просвещение, 1986.
  4. Савинов Д.В., Фоменко Т.С., Иванов С.В., Щур К.Ю., Кривенко А.В., Стеценко А.А. Веревочный курс: от простого к сложному. Эффективные инструменты работы с персоналом 2008 г.
  5. Упражнения ВК. Экстремальный Курс Командообразования. 2008 – http://www.ekko-team.ru/46