А.П. Гайдар. "Тимур и его команда"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить с жизнью и творчеством А.П. Гайдара;
  • Учить размышлять на философские вопросы жизни
  • на основе произведения и поступков героев;
  • Воспитывать интерес к чтению литературных произведений.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Ребята сегодня на уроке мы начнем с вами знакомство с повестью А.П. Гайдара “Тимур и его команда” (Слайд 1)

2. Знакомство с биографией.

Кто такой Гайдар?

Когда идет в далекий трудный путь корабль, на носу его, зорко вглядываясь вдаль, не сводя глаз с горизонта, несут свою службу впередсмотрящие. Самым бдительным, верным и опытным доверяют моряки этот пост.

Когда в давние времена шли в походы воины – конники, они посылали вперед всадника.

Это всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.

Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар (настоящая его фамилия Голиков). (Слайд 2).

Не случайно, должно быть, он взял себе для писательской работы этот звучный многоговорящий псевдоним.

Немного о биографии Гайдара вам расскажут ваши одноклассники.

1 ученик.

А.П. Гайдар родился 22 января 1904 года. С малых лет он приучался к самостоятельности и рыцарству. Юноша жил в необычное время. Ему было 13 лет, когда свершилась Октябрьская революция, затем началась Гражданская война.

В ноябре 1918 года Гайдар уходит добровольцем в Красную Армию, ему было только 14 лет. (Слайд 3)

2 ученик.

Он мечтал всю свою жизнь посвятить армии. Но тут его сразила болезнь: сказались ранения. Врачи признают его непригодным к военной службе.

В 20 лет молодой человек остался не у дел. Гайдар решает попробовать себя в литературе.

Он становится детским писателем.

3 ученик.

Гайдар подарил нам много интересных книг, в которых призывал бороться против разгильдяев и жуликов. (Слайд 4)

Гайдар жил как солдат и умер на боевом посту.

В октябре 1941 года по заданию редакции он оказался в партизанском отряде. Однажды небольшой отряд отправился на разведку. Гайдар шел впереди. Неожиданно отряд напоролся на фашистскую засаду. Пулеметная очередь пробила его сердце. Так погиб Гайдар.

Учитель. Повесть “Тимур и его команда” была написана в 1940 году, книга вышла в свет в 1941 году. В 40 – м году в Европе уже шла война с фашистами. Через год гитлеровские войска вторглись в нашу страну. Упали первые бомбы, прогремели первые выстрелы.

Наступило трудное, горькое, героическое время.
Встал вопрос: что же должен делать каждый человек?
Вопрос этот волновал не только взрослых, но и детей.
Повесть А.П. Гайдара помогла детям ответить на этот вопрос.
Прочитав эту повесть, мы с вами узнаем о жизни детей в те далекие времена.

3. Работа над произведением.

а) чтение 1 части (стр.7,8)

С какими героями мы познакомились, прочитав отрывок?

Что вы узнали о Жене и Ольге?

Где был их отец?

Что должна была сделать Женя?

Словарная работа. (Слайд 5)

В тексте вы встретили слова керосинка и примус. Знакомы ли они вам?

Керосинка – нагревательный прибор с фитилем

Фитиль (греч.) – рыхло свитая веревка, пропитанная керосином, горит медленно, но хорошо держит огонь.

Примус – прибор для приготовления пищи.

Что вы можете сказать об этих словах? (архаизмы)

б) Ольга поехала на дачу, а Женя пока осталась в городе. Хочется ли вам узнать, что произойдет дальше?

Чтение произведения (стр. 8 – 15)

Проверка восприятия.

А сейчас мы проведем небольшую самопроверку того, как внимательно вы читали текст.

Тест: (Слайд 6)

1. Грузовик мчался по широкой солнечной дороге. Ольга сидела в плетеном кресле. На коленях у нее лежал

а) рыжий котенок;

б) букет цветов;

в) чемодан.

2. Ольга открыла террасу. Отсюда был виден запущенный сад. Над крышею сарая развевался маленький

а) белый флаг; б) красный флаг; в) синий флаг.

3. Ольга вернулась к машине. Тут к ней подскочила

а) маленькая девочка;

б) бойкая старая женщина.

4. Ольга пробралась в орешник. Что такое? Флага уже не было, там

а) сидел мальчишка; б) торчала только палка; в) был флажок другого цвета.

5. Она вернулась к крыльцу. Молочница ей объяснила:

а) это ребятишки по чужим огородам озоруют; б) в деревне объявились странные люди.

6. В сумерки, когда уборка была окончена, Ольга вышла на крыльцо и достала

а) аккордеон; б) гитару; в) скрипку.

7 Из-за куста вышел человек

а) в белом костюме; б) военной форме; в) спортивном костюме.

8. Он сказал, что его зовут

а) Георгий Гараев; б) Николай Гараев; в) Евгений Гараев.

9. Ольга и молодой человек

а) встретили Женю; б) не дождались девочку.

Проверка по ключу. (Слайд 7)

Почему же Ольга и Георгий не встретили Женю? Что с ней случилось?

Вспомните, какой случай произошел на перроне?

У нас появляются новые герои: Георгий и Мишка Квакин.

Понравился ли вам Квакин? Почему?

Из слов Квакина мы узнали, что у Георгия есть племянник Тимка Гараев.

Что сказал Квакин про Тимку?

Физминутка.

Итак, мы остановились с вами на эпизоде, в котором рассказывается, что Женя крепко уснула в чужом доме. Продолжим чтение.

Чтение (стр. 15 – 16)

Работа по прочитанному.

Можете ли вы предположить, в чьем же доме оказалась Женя?

Да, действительно, по – видимому. Тимур это и есть тот Тимка, о котором говорил Мишка Квакин.

Мы еще не знаем этого героя, но можете ли вы про него что – нибудь сказать?

Какой он?

Но с Женей снова приключается неприятность. Какая?

Как дальше поступит девочка?

Прочитаем об этом дальше.

Чтение (стр. 16 – 19)

Проверка восприятия.

От кого Женя получает записку? Что в ней написано?

Итог урока.

Понравилось ли вам начало повести А.П. Гайдара “Тимур и его команда”?

Перечислите героев, с которыми мы познакомились?

(Ольга, Женя, Георгий, Тимур, Мишка Квакин) (Слайд 8)

Два мальчика: Тимур и Мишка Квакин. Что вы можете о них сказать?

Тимур – олицетворение хорошего, доброго.

Мишка Квакин – злого.

Вероятно добру и злу предстоит столкнутся.

Кто же одержит победу в этом противостоянии? Мы с вами узнаем, прочитав повесть

“Тимур и его команда”

Презентация