Цели урока: сформировать целостное представление о романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, воспитывать человеческое в человеке, развивать ассоциативно-логическое мышление.
Оборудование: мультимедиа, компьютеры (с текстами романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”), отрывки из кинофильма по роману М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, аудиозапись романа.
Методы и приёмы:
- проблемный,
- исследовательский.
Домашнее задание: Знать содержание всего романа. Перечитать указанные учителем главы, определить значение деталей, встречаемых в них.
I группа – Часть 1. Глава 1 “Никогда не разговаривайте с неизвестными”.
Часть 1. Глава 2 “Понтий Пилат” и глава 16 “Казнь”
II группа – Часть 2. Глава 26 “Погребение”, Часть 2. Глава 30 “Пора! Пора!”
Часть 2. Глава 31 “На Воробьёвых горах”, глава 32 “Прощение и вечный приют”
III группа – Выявить наиболее часто встречаемые в тексте романа цвета, дать им психологическую характеристику. См. Приложение 1.
Ход урока
1. Введение. Мотивация
После прочтения романа некоторым это произведение покажется фантастичным, других привлекут отношения Мастера и Маргариты, третьи сочтут, что роман полон мистического, необъяснимого.
/Запись на экране мультимедиа./
Мистика – 1. Вера в божественное, в таинственный смысл, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.
2. Нечто загадочное, необъяснимое.
2. Постановка проблемы. Сообщение темы урока, эпиграфа
– В каком же значении слово мистика раскрывается на страницах произведения? Ответ на этот вопрос мы попытаемся получить сегодня на уроке, рассматривая и находя символы в романе и пытаясь объяснить, в чём заключается их функция в произведении.
– Итак, тема сегодняшнего урока “Роль символов в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. А эпиграфом к уроку мы возьмём слова М.А.Булгакова: “Каждому будет дано по его вере…”
3. Новый материал
– “Каждому будет дано по его вере”, – утверждает Булгаков устами Воланда. Как вы понимаете значение слова “вера”?
(Убеждённость, уверенность в ком-чём-нибудь; убеждённость в существование Бога, высших божественных сил.)
– Во что верит Иешуа? (в добро)
– Во что верит Понтий Пилат? (в силу власти)
– Во что верят москвичи? (в советскую власть, в самих себя)
– Во что верит Маргарита? (в силу любви)
– Во что верите вы? (самостоятельные ответы учащихся)
– Во что верил Мастер? (в свой талант)
– Но он сжег свой роман, значит, потерял эту веру.
–
Страшно потерять веру, страшно этой веры никогда не иметь, что свойственно Ивану Бездомному в начале романа. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность, что свойственно Берлиозу.– Всякая вера имеет свой предмет, т.е. человек не просто верит, а верит во что-то.
Предметом же религиозной веры является сверхъестественное, которое не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход.
– Приведите примеры сверхъестественного, выходящего за рамки обычного, которые встречаются в романе.
(Необычное появление иностранца, предугаданная смерть Берлиоза, злополучная квартира, представление в варьете, удивительные перемещения героев и т.д.)
– А между тем, всё развивалось банально просто:
//Прослушивается отрывок из аудиокниги до слов: “Этого не может быть!..” //(4 мин.)
– К чему может привести разговор атеистов по поводу существования Бога? Конечно же, к тому, что Бога нет. Но так ли это? Усомниться в собственной правоте очень сложно…
Чтение эпизода. Читает учитель.
“-…Ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще порядком на земле?
– Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
– Виноват,– мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть какой-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?”
– Что же заставит людей поверить в необъяснимое? (То, что они сами удостоверяются в существовании этого необъяснимого.)
– А после в их душе появляется сомнение и вера в существование необъяснимого.
– Необъяснимое происходит в вполне реальных, обычных условиях, но за этой обычностью нужно увидеть исключительность ситуации.
– Когда Воланд и его свита появляются в городе?
(За неделю до Пасхи, в момент разговора между Иваном Бездомным и Берлиозом о существовании Бога.)
– Как изображается природа в момент, когда казнят Иешуа Га-Ноцри и когда Мастер покидает землю? (Картина повторяется.)
– Специфика религии, верования проявляется в том, что предметы и объекты верования приобретают в ней символический характер.
Символ – особая разновидность знаков, обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом.
Выделим символы из нескольких эпизодов романа.
Работа в группах. Выступление групп
/Дома учащиеся должны были перечитать данные главы, выделить основные символы (это может сделать и учитель) и попытаться их объяснить./
Первая группа.
Часть 1. Глава 1 “Никогда не разговаривайте с неизвестными”
Жаркий закат – приближение смерти.
Деревья – символ жизни, познания добра и зла.
Знойный воздух – символ невидимого мира, символ свободы.
Вода – учение Христа, привлекает жаждой и распространяется по всей земле.
– Сделаем вывод по этой главе. Что стремился донести до читателей автор, используя данную символику?
Вывод: человек в своей жизни должен стремиться познать добро и зло, но не умереть духовно, наслаждаясь своей свободой, а утолить свою жажду, следуя учению Христа.
Учитель: Банальное стечение обстоятельств. Берлиоз и Бездомный встречаются при жарком закате, прячась от него в тени деревьев, знойный воздух заставляет их утолить жажду.
Часть 1. Глава 2 “Понтий Пилат” и глава 16 “Казнь”
Зелень сада – символ возделанного сознания.
Солнце – небесный глаз, ведёт к очищению и страданию, солнце – символ Христа, по символике, идущей из Книги пророка Малахии.
Гроза начнётся к вечеру – очищение земли
Волосок – символ силы.
Город – символ цивилизации.
Луна – сила, управляющая превращениями в природе. Новолунию приписывались магические средства исцеления от болезней, а полнолунию – активизацию тёмных сил.
Ночь – один из символов умирания, ночь души.
Кровь – символ места души и жизненных сил.
Крест – образ Страстей Господних.
– Эта ершалаимская глава тоже полна смысла.
– На чём основано сознание человека?
(На вере.)
– Но все ли способны к истинной вере?
– Что влияет на это?
(Слабость воли, души.)
– Что человек получает за своё нежелание постичь истинную веру?
(Урок жизни.)
Вывод, к которому должны прийти сами ученики: сознание человека основано на вере, но человек слаб душой, грешен, цивилизация парализует его активность, а за этим следует расплата.
Вторая группа
Часть 2. Глава 26 “Погребение”
Пёс-символ преданности и верности, страж загробного мира.
Тишина – одиночество
Мрак– один из символов умирания, ночь души.
Деньги-символ материального благополучия.
– Значение ершалаимской главы второй части…
– Многие люди, стремясь к материальному благополучию, теряют главное. Что?(душу)
– И взамен получают…( вечные страдания, одиночество)
– Которые преследуют их где? В какой жизни?
Вывод: материальное благополучие не всегда спасает душу, человека преследует одиночество, недоверие к людям.
Часть 2. Глава 30 “Пора! Пора!”
Огонь – символ очищения.
Вино – источник воодушевления, энергии и опьянения.
– Кто нуждается в очищении?
– В чём он пытается найти утешение?
– Он достигает желаемого успокоения?
– Что же ему нужно сделать, чтобы обрести покой?
Вывод: вечно мятущийся, неспокойный, нерешительный грешник должен найти в себе силы и очиститься от тех неправедных дел, которые он совершил.
Часть 2. Глава 31 “На Воробьёвых горах”, глава 32 “Прощение и вечный приют”
Тьма – один из символов умирания, ночь души.
Гроза – жизненная сила, проливающаяся с неба, символизирует благословение и откровение Бога, может быть проявлением гнева Бога.
Разноцветная радуга пила воду из Москвы-реки – символизирует связь между небом и землёй. Согласно Библии радуга была создана Богом после всемирного потопа, как знак его обещания никогда не насылать на людей потоп.
Река – символ необратимого потока времени, потерь и забвения.
Туманы – неясное будущее
Тишина – одиночество
Вечный дом – Космос, небытие
Свечи – символизируют каналы связи с Богом,
Космосом, другими мирами.
Сон-смерть, забвение.
– Особым значением полны последние главы.
– Человек предполагает, а Бог располагает. Эта народная мудрость помогает постичь суть данной главы.
– Что вечно? (космос, поток времени, небытие)
– Остальное все взаимодействует друг с другом.
– Человек частица этого сложного механизма, которая находится в неведении и подвергается испытаниям. Каким?
Вывод: поток времени не остановить, как не разорвать связи между землёй и небом, человек может многое приобрести и многое потерять, и только небытие вечно, оно всё предаёт забвению.
Третья группа
– Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются в произведении очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя, как Булгаков, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.
– Вы должны были выделить наиболее часто встречаемые в тексте цвета. Дать психологическую характеристику цвету.
Жёлтые цветы в руках Маргариты, яркий солнечный цвет, блеск глаз героев, желтоватое лицо прокуратора… Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности.
Одним из самых повторяющихся является красный цвет. В романе он имеет множество оттенков, поэтому и трактоваться может по-разному. Кровавый цвет густого красного вина, которое пьёт прокуратор. Красный цвет означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание),страдание, возвышение, любовь. Белый плащ с кровавым подбоем – соединение противоположностей в человеке. Тёмно-красная невысыхающая лужа у ног прокуратора свидетельствовала, что грех его неискупим, что он должен вечно жить, помня о том, что совершил. Розовое масло, запах которого ненавидел прокуратор -нехороший день.
В романе встречается ещё и зелёный цвет. Зелёный – цвет защиты, покрова. Зелень деревьев и травы – отдых для Понтия Пилата. Зелень сада исчезает, меркнет, когда Пилат принимает решение Синедриона о казни Иешуа , он начинает ненавидеть не только город, но и сад, в котором любил предаваться размышлениям.
Возможно, голубой и синий цвета – символы истины. Голубая дорога, которая снилась прокуратору Иудеи когда-нибудь приведёт его к истине. Голубой хитон Иешуа уже настраивает на то, что он несёт истину.
Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность(Чёрные кони несут в неизвестность, чёрный плащ мастера – какую судьбу он пророчит? Чёрный кот, трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя,чёрная туча, которая окутывает город…)
Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали (белая повязка с ремешком вокруг лба на голове Иешуа, белые халаты врачей в клинике для умалишенных). Чёрные, пустые глаза Азазелло, белое, холодное лицо – лишен души, мёртв душевно. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный-
В романе встречается и серый цвет. Например, одежда иностранца (серые костюм, туфли).Этот цвет характерен для эмоционально скованного общества. “Серый” человек боится громко заявить о себе, не желает себя выдавать. А герой, конечно, не таков. Да, герой хотел на время быть незаметным.
Булгаков удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в эпилоге опять появляются зелёный, чёрный, синий (лунный) цвет.
// Просмотр эпизода по главе 32.//
4. Подведение итогов урока
– В окончательном варианте романа Левий Матвей говорит Воланду: “Он (то есть Иешуа) прочитал сочинение Мастера и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем”. Между тем в раннем варианте романа (“Великий канцлер”, 1934) Воланд исполнял приказ Иешуа. Почему приказ сменился просьбой? (По Булгакову, в мире зла столько же, сколько и добра.)
– Почему мастеру дарован покой, а не свет?(В какой-то момент он испугался жизни: отказался от любви, от борьбы, от Маргариты; заставил её страдать, возненавидел свой роман. Он отказывается от своего призвания художника, он предал любовь – высшую ценность для Булгакова.)
– Что символизирует свет?(Высшая награда в мире Иешуа, вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.)
– Кто из героев романа достоин света?(Маргарита, именно она отрекается от себя ради спасения возлюбленного).
– Вспомните знаменитую сцену в Варьете. Что думает Булгаков о природе человека? Добр ли человек, по мнению писателя, или зол? (Зол.)
– Что же делает его добрым?(Добро, идущее от другого человека. То есть то, чего так не хватает “московскому” обществу.)
– Означает ли призыв писателя к милосердию, что нужно прощать всех подряд, независимо от того, раскаивается человек или нет? Можно ли найти ответ на этот вопрос в тексте романа?
– Да, Булгаков стремится, чтобы люди стали добрее, тем самым, провозглашая заповедь Господа: “Возлюби ближнего своего”.
– В чём же тогда убеждает нас Булгаков, прибегая к мистификации?(Мистификация – намеренное введение в обман, в заблуждение.)
– “Каждому будет дано по его вере”, – утверждает Булгаков устами Воланда. Убеждает в существовании необъяснимого, божественного, в существовании Бога.
– Воланд фигура загадочная и потому привлекательная именно своей загадочностью. Но в романе Булгакова она второстепенна, без нее не завертелся бы сюжет, не выявились бы отвратительные картины “советской” бездуховности.
5. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: “Воланд со своей свитой наказали тех, кто на самом деле этого был достоин, сделав из них прямо противоположные личности. Иешуа ведь, в сущности, тоже наказал Пилата: он наказал его муками совести. Подумайте, одинаково или по-разному влияют на людей эти два вида наказания?”