Народное искусство Тверской земли. 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


Пояснительная записка

Любовь к родному краю. Знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Д. С. Лихачев.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Развитие современного общества обусловлено уровнем его отношения к культуре. Введение в культуру как осуществление социального наследования - важнейшая функция, смысл образования. Причем культура представляется не как линейный процесс необратимой временной последовательности, а как система, в которой существует прошлое, настоящее и будущее.

Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия.

Тверская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная история. При огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако, и это необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты. Таким образом, сложились основные виды местного народного творчества:

  • резьба и роспись по дереву;
  • кованый металл;
  • плетение;
  • керамика;
  • набойка;
  • одежда;
  • ткачество;
  • кружево;
  • вышивка.

Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров Торжка, Твери, Калязина, Лихославля, Максатихи, Андреаполя, Вышнего Волочка, Конакова, Осташкова не только украшают быт. В них душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура.

Изучение культурно-бытовых традиций, традиций народных промыслов и декоративно-прикладного искусства Тверской земли на уроках технологии содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно-практического и художественно-эстетического аспектов деятельности учащихся. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.

При изучении культурно-бытовых традиций на уроках технологии необходимо решить задачу органичного соединения в технологическом обучении на основе декоративно-прикладного искусства двух видов художественной активности учащихся: восприятия искусства (потребления) и овладения навыками (производства).

Так же как культура неотделима от образования, так и технологическое обучение не должно идти в отрыве от художественно-эстетического развития. Технологическое обучение в общеобразовательной школе должно носить художественно-развивающий характер, а не рассматриваться только как изучение ремесла с его технической стороны, когда акцент делается на репродуктивной, механической стороне декоративно-прикладного творчества. На уроках технологии должно целенаправленно и эффективно осуществляться творческое развитие учащихся.

Данный курс предполагает знакомство и изучение народных промыслов Тверской области. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают о творчестве и эстетике Тверского края. Мы так много говорим о природе нашей местности, художниках, писателях, ученых и совсем мало уделяем внимания простым людям, которые своими руками создают шедевры. Именно народ трудится на заводах и фабриках, расписывая посуду, вышивая тонкими нитками великолепные узоры. Народные ремесла во все времена считались ценными, красивыми и модными. Наш края богат умельцами и мастерами. Изучая этот курс, мы совершим путешествие по города Тверской области, где издавна существуют и процветают народные промыслы.

Цели курса:

  • Расширить знания учащихся о Тверском крае, изучая основные виды народных промыслов.
  • Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
  • Дать представление о народных промыслах и промышленных зонах Тверского края; труде и творчестве людей, которые создают предметы быта и украшения интерьера;
  • Знать историю возникновения и технологию изготовления изделий народных промыслов;
  • Уметь самим создавать и разрабатывать серию форм и содержаний изделий, а также изготавливать своими руками разные виды народного ремесла;
  • Владеть навыками работы с текстилем, глиной, исторической и художественной литературой;
  • Вызвать интерес к народному творчеству, профессиям в сфере "человек-художественный образ";
  • Воспитывать любовь, гордость и уважение к родному краю, Родине, быть патриотом своей страны;
  • Развивать воображение, творчество, активизировать мыслительные процессы. Самостоятельное воплощение своих идей.

Задачи программы

  • Познавательная: развить познавательный интерес учащихся, включив их в деятельность по освоению техник декоративной работы.
  • Развивающая: развить личность учащихся, их активность, самостоятельность, умение общаться.
  • Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив учащихся в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия.
  • Обучающая:
    • сформировать знания о художественных народных промыслах, их функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности:
    • безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений.
    • владение различными видами декоративной работы(лепка, папье-маше, выжигание, инкрустация, вышивка;
    • различение видов промыслов Тверского края;
    • выполнение различных видов декоративной работ.
  • Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Курс предназначен для учащихся 8 классов общеобразовательных школ. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю). Всего 35 часов. Программа связана с общеобразовательной программой по техническому краеведению и является дополнением темы "Народные промыслы".

Предполагаемый результат:

Творческие задания и проекты в процессе изучения курса должны вызвать заинтересованность и увлечение рукоделием, желание внести свою лепту в историю развития промыслов Тверского края.

Основные принципы обучения:

  • адаптивность;
  • сотворчество и ответственность;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • доброжелательность и достоинство;
  • природосообразность и учет возрастных особенностей.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Формы и методы.

  • Приоритет отдается активным формам преподавания:
  • Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;
  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, ярмарки.

Дидактический материал.

  • Журналы, статьи;
  • Публикации с описанием техники изготовления различных изделий;
  • Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий;
  • Интернет.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучения учащиеся будут:

ЗНАТЬ:

  • виды декоративного творчества Тверского края;
  • историю возникновения промыслов;
  • инструменты и принадлежности;
  • основные приемы работы: лепка, папье-маше, вышивка, инкрустация;
  • основные приемы работы при выжигании;
  • приемы декорирования ткани;
  • правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

УМЕТЬ:

  • графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках ;
  • грамотно и эстетично выполнять а;
  • использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;
  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.

СТАНУТ:

  • способными к поиску знания, постановке и решению проблем, рефлексии;
  • гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.

ПОЗНАКОМЯТСЯ:

  • с профессиями "швея-ручница", "вышивальщица", "дизайнер", " гончар", "резчик по дереву", "строитель".

Особенности построения курса:

Программа состоит из 9 модулей разного содержания.

I. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы Тверского края. Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.

II. "Гончарное производство" познакомит учащихся с технологией производства глиняной посуды; дает возможность учащимся попробовать разработать и изготовить свою игрушку, указать ее назначение, изучить особенности игрушек Тверского края. Предполагает творческую работу по разработке эскизов и изготовлению изделий; росписи посуды и игрушек.

III. "Резьба и роспись по дереву" познакомит учащихся с разновидностью резьбы и ее особенностями, историей возникновения, ее ценностью и уникальностью.

IV. "Кузнечное ремесло" познакомит учащихся с технологией художественной обработки металлов. Предполагает творческую работу по разработке эскизов изделий; а также исследовательскую деятельность в виде докладов о мастерах кузнечного дела.

V. "Кубовая набойка" познакомит учащихся с разновидностью Тверской набойки и ее особенностями, историей возникновения набойки, ее ценностью и уникальностью.

VI. "Народная одежда" дает возможность учащимся попробовать разработать народный костюм , указать его назначение, изучить особенности костюма Тверского края.

 VII. Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края. Познакомит учащихся с народной вышивкой, её традициями и особенностями, историей возникновения.

VIII. Кружевоплетение Тверского края. Познакомит учащихся с кружевоплетением, традициями и особенностями, историей возникновения, ее ценностью и уникальностью. Видами кружев.

IX. Плетеные изделия, изделия из стекла. Познакомит учащихся с особенностями плетеных изделий, видами. Историей возникновения и продукцией завода "Красный май", старинного изготовителя стекольных изделий.

X. "Итоговое занятие", который включает обзорный материал, состоящий из докладов учащихся на тему "Народные промыслы Тверского края". Целью данного занятия является знакомство учащихся с другими видами промыслов и расширение их кругозора.

В курс также включены экскурсии: в местный краеведческий музей.

 Программное содержание

1.Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы Тверского края. (1 час)

Теоретическое обучение. Виды декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел: крестьянские жилые постройки, резьба и роспись по дереву. Гончарное производство, народная одежда, ручное ткачество, кружево, вышивка.

2."Гончарное производство" (7 часов)

Теоретическое обучение. История возникновения гончарного производства. Развитие фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи. (конаковский фаянс, торжокская игрушка, лихославльская керамика).

Отличительные особенности промыслов.

Практическое обучение. Изготовление проекта(презентация, буклет)по темам: конаковского фаянса, торжокской игрушки, лихославльской керамики.

3."Резьба и роспись по дереву"(4часа)

Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву. Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи. Орнаментальные мотивы резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской земли. Тверская матрешка.

Практическое обучение. На основе теоретических знаний разработать серию эскизов Тверских прялок.

4."Кузнечное ремесло" (3 часа)

Теоретическое обучение. История возникновения художественной обработки металлов. Развитие, технология выполнения кованых изделий (кувшины, котлы, светцы, хомуты).

Практическое обучение. Разработка проекта по темам.

5."Кубовая набойка" (3 часа)

Теоретическое обучение. Необходимость и история возникновения и развития кубовой набойки. Уникальность, ценность и назначение изделий, изготовленных набойкой. Технология кубовой набойки, подбор материала.

Практическое обучение. Выполнение эскизов и элементов кубовой набойки (платки, скатерти).

6."Народная одежда" (3 часа)

Теоретическое обучение. История народного костюма, развитие, технология выполнения костюма. Предметы женского и мужкого нарядов. Головные уборы, способы их изготовления.

Практическое обучение. учащиеся попробуют разработать народный костюм, указать его назначение, изучив особенности костюма Тверского края.

7.Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края. (5ч)

Теоретическое обучение. Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика, стиль, характер в Тверской вышивке. Орнаментальные мотивы вышивки. Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли. . Необходимость и история возникновения и развития золотошвейной фабрики. Уникальность, ценность и назначение изделий, украшенных золотым шитьем. Знаменитые изделия, технология вышивки золотыми нитками, подбор материала.

Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.

8. Кружевоплетение Тверского края (3 часа)

Теоретические сведения. История создания кружева. Возможности кружевоплетения. Демонстрация образцов, готовых изделий. Способы и виды кружевоплетения (кружево на картоне, на пяльцах, узелковое или смирнское, вязание крючком в технике макраме). Калязинское кружево.

Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.

9. Плетеные изделия, изделия из стекла (2 часа)

Теоретические сведения. Особенности простых плетеных изделий. Принадлежности хозяйственного инвентаря: рыболовные верши, кузова, рогожи, корзинки, короба. Вышневолоцкое стекло. Стекольный завод" Красный май".

Практическое обучение. Выполнение индивидуальных проектов.

10."Итоговое занятие: Народные промыслы Тверского края" (1час)

Теоретическое обучение Обзорные доклады на тему "Народные промыслы Тверского края", цель которых дать знания о разнообразии народного ремесла, места происхождения, отличительных особенностях, в подборе материала, технологии изготовления.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Дата проведения занятия Количество часов
теория практика
1 Введение. Декоративно-прикладное искусство, его виды. Народные художественные промыслы Тверского края.      
Раздел №1. Гончарное производство Тверской области.(7 ч)
2 Развитие гончарного производства. Глиняные изделия.   1  
3 Виды глиняной посуды.   1  
4 Жанровые фигурки, игрушки.   1  
5 Конаковский фаянс - гордость Тверской земли.

История возникновения фабрики Ауэрбаха. Развитие фаянсовой промышленности и особенности производства, росписи.

  1  
6 Лихославльска керамика. ЗАО "Художественные промыслы".      
7 Отличительные особенности Тверской игрушки, ее возникновение и развитие. Технология изготовления игрушки.     1
8 Торжокская игрушка (декоративная свистулька- фантастические птицы-павы, уточки, пеночки, зяблики)     1
9 Изготовление коллективного проекта "Ярмарка".     1
Раздел №2. Резьба и роспись по дереву (4 час)
10 Эстетическая и историческая ценность резьбы по дереву. Семантика, стиль, характер в Тверской резьбе и росписи.   1  
11 Орнаментальные мотивы резьбы и росписи. Художественно-стилевые приемы резьбы и росписи Тверской земли.     1
12 Тверские прялки, рубели, пряничные доски     1
13 Изготовление проекта по теме (презентация, буклет)      
Раздел №3. Кузнечное ремесло Тверской земли ( 3 часа)
14 История возникновения художественной обработки металлов.   1  
15 Развитие, технология выполнения кованых изделий (кувшины, котлы, светцы)   1  
16 Конские хомуты и сбруи.

Изготовление проекта по теме (презентация, буклет)

    1
Раздел № 4."Кубовая набойка".(3 часа)
17 Необходимость и история возникновения и развития кубовой набойки. Уникальность, ценность и назначение изделий, изготовленных набойкой. Основные центры набойки      
18 Технология кубовой набойки, подбор материала.

Построение орнаментов.

     
19 Изготовление проекта по теме (презентация, буклет)      
Раздел № 5.Народная одежда" (5 часов)
20 История народного костюма, развитие, технология выполнения костюма. Предметы женского и мужского нарядов.   1  
21 Головные уборы, способы их изготовления.   1  
22 Женский костюм. (Рубаха, сарафан)     2
23 Мужской костюм.     4
24 Изготовление проекта по теме (презентация, буклет)      
Раздел №6. Художественная вышивка, ее виды.

Народная вышивка Тверского края.(5 часов)

25 Художественная вышивка, ее виды. Народная вышивка Тверского края.

Эстетическая и историческая ценность вышивки. Семантика, стиль, характер в Тверской вышивке.

  1  
26 Художественно-стилевые приемы шитья Тверской земли. Орнаментальные мотивы вышивки.   1  
27 Свадебные полотенца.   1  
28 Торжокское золотое шитье. Основные элементы вышивки: ромбы, круги, квадраты, зигзаги, сетка.   1  
29 Изготовление проекта по теме (презентация, буклет)      
Раздел №7. Кружевоплетение Тверской земли.(3 часа)
30 Кружевоплетение Тверской земли. Виды и особенности. Изготовление эскиза      
31 Калязинские кружева.   1  
32 Изготовление проекта по теме (презентация, буклет)      
Раздел №8. Плетеные изделия, изделия из стекла.(2 часа)
33 Особенности простых плетеных изделий. Принадлежности хозяйственного инвентаря: рыболовные верши, кузова, рогожи, корзинки, короба.      
34 Вышневолоцкое стекло. Стекольный завод" Красный май".      
35 Итоговое занятие: "Народные промыслы Тверского края"

Обзорные доклады на тему "Народные промыслы Тверского края", цель которых дать знания о разнообразии народного ремесла, места происхождения, отличительных особенностях, в подборе материала, технологии изготовления

     

Литература.

  1. А.Н.Вершинский, Д.А.Золотарев. Население Тверского края. Тверь, 1929.
  2. Доскиева Е.Н.Узоры Тверского края.Тверь, 2001
  3. А.Н.Островский. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода. Т.13 - М.: Художественная литература, 1952.
  4. Буклет "Секреты Тверской кухни". Калинин, "Детский полиграфкомбинат", 1988.
  5. В.Даль. Толковый словарь великорусского языка. В 4-х томах. Т.3. М., 1994.
  6. В.И. Лавренов. "Герб Твери". Тверское агенство "Созвездие", 1994г.
  7. Земля Калининская. Калининский полиграфический комбинат. 1980.
  8. "ЗИК" - Завод имени М.И.Калинина. Калининский полиграфический комбинат. 1980.
  9. И.Г.Толок, Р.Т.Богомолова. История тверского села. М., 1996.
  10. История Тверского края./Под ред. В.М.Воробьева. Тверь, 2005.
  11. К.В.Хилевская. Золотой узор. М., 1959.
  12. Калмыкова Л.Э. "Народная вышивка Тверской земли", Тверь,1980.
  13. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. Тверь. АНТЭК. 1995.
  14. Комплект открыток "Русская кухня" (Учебное издание). М., "Русский язык", 1981.
  15. Костюм русских крестьянок Тверской губернии 19-20 веков. Коллективная монография./Под. ред. Н.П.Гончаровой. Тверь, 2007.
  16. М.Майстровский. Земля мастеров. М., Московский рабочий. 1986.
  17. М.Н. Арцев, В.И. Лавренов. "Моя золотая Тверь". Изд. Алексей Ушаков, г. Тверь, 2007г.
  18. Месецеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день. / Сост. О.В.Степкинаю - М.: РИПОЛ классик, 2007.
  19. Н.И.Ковалев. Рассказы о русской кухне. М., "Исида", 1992.
  20. Н.П.Гринкова Старая и новая свадьба в Ржевском уезде Тверской губернии//Ржевский край. (Сборник Ржевского общества краеведения). Ржев, 1926.
  21. Народные промыслы. Белый город. М., 2004.
  22. Новожилова Н. "Старинная Тверская вышивка и народный костюм",- изд-во М.Леонтьевой, 2005 г.
  23. Я.Яковлева. Калининская вышивка. М., КОИЗ, 1955.