Создание и применение мультимедийного многоуровневого пособия на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить школьный курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся. Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя. Учебное пособие учитель может сделать сам или вместе с детьми в качестве проектной работы.

Изучая обрядовый фольклор на уроке литературы в 8 классе, дети удивились тому, что было время, когда жизнь человека от рождения до смерти сопровождалась песней. Ведь сейчас-то редко можно услышать русскую народную песню. Дети заинтересовались этой темой, захотели узнать больше об обрядах старины и песнях, сопровождавших сами обряды. Так родилась идея проекта «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор».

Опросив своих одноклассников, ученики пришли к выводу, что обряды и обрядовые песни их ровесники не знают, исключение составляют хороводные песни (новогодние хороводы и на день рождения) и колыбельные песни. Поэтому решили собрать материал по обрядовым песням и систематизировать его, а потом познакомить со своей работой одноклассников.

На наш взгляд, проблема заключается в том, что время изменяется, изменяется и общество, моральные устои, и забываются обряды, сопровождавшие раньше человека всю жизнь. Но остаются жить песни, собранные учеными-фольклористами. Мы считаем наш проект актуальным, потому что традиции предков не должны забываться.

Цель работы – создать учебное пособие «УНТ. Обрядовый фольклор» для работы на уроках литературы, средствами учебного предмета воспитывать стремление беречь традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры.

Задачи проектной работы:

  1. узнать, как связана жизнь народа с обрядовыми песнями;
  2. познакомиться с образцами обрядового фольклора и старинной русской обрядовой поэзией;
  3. изучить календарно-обрядовый русский народный цикл;
  4. собрать теоретический материал по данной теме в различных источниках и обобщить его в электронном виде.

Начинали мы с классификации русских народных песен. За основу взяли классификацию фольклориста П.В.Киреевского и его песни, собранные в 1860 году. Русская и вообще славянская народная лирика может быть подразделена на два отдела: песни обрядовые и бытовые.

  1. Бытовые.
  2. Обрядовые.
    а) Свадебные (величальные, заклинательные, корильные);
    б) Колыбельные;
    в) Хороводные;
    г) Игорные и плясовые;
    д) Причитания;
    е) Праздничные:
    - зимние (овсеневые, колядские, подблюдные);
    - летние (петровские, на Иванов день, семицкие, Троицкие);
    - весенние (веснянки, на Красную горку, вознесенские, благовещенские);
    - осенние (жатвенные).

Первый шаг - поиск текстовой информации об обрядах. Необходимый базовый теоретический, иллюстративный материал мы взяли из всевозможных медиа-ресурсов, образовательных программ по курсу литературы, образовательных сайтов, электронных библиотек. В основном мы пользовались поисковыми системами Интернет. В каждый текстовый документ обязательно вставляли гиперссылку на тот сайт, откуда брали информацию.

Затем для поиска песен и видео воспользовались программой VKMusic (это бесплатная программа, рассчитанная на поиск и скачивание медиа-файлов (музыка и видео) с сайта ВКонтакте и известных видеохостингов).

Для усиления наглядности использовали цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher) с описанием праздников и обрядов.

Мы решили сделать проект в виде презентации PowerPoint, вставили звуковые файлы с обрядовыми песнями, видеофайлы, добавили гиперссылки на тексты песен и статьи о них, и в итоге у нас получился проект «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор», сделанный по технологии многоуровневой презентации.

Таким образом, электронная форма пособия позволила совместить

  1. Иллюстративный материал по теме: портреты, фотографии, иллюстрации.
  2. Биографические сведения.
  3. Хрестоматию (тексты песен или фрагменты текстов, анализ их художественного своеобразия).
  4. Статьи о праздниках и обрядах.
  5. Цифровые образовательные ресурсы о праздниках и обрядах.
  6. Видеофрагменты.
  7. Аудиофрагменты (исполнение обрядовых песен).

В работе над проектом мы использовали средства мультимедиа: объединение в интерактивный продукт нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (видео) и звук (цифровой).

Как построен наш проект? По гиперссылке мы переходим с классификации песен на интересующий нас вид песен, открывается слайд, на котором содержится информация об обряде и песнях, исполняемых во время совершения обряда. По гиперссылкам можно перейти к звуковым файлам, послушать песни, а также к текстовым файлам, прочитать описание обряда.

При описании праздничных песен мы использовали ЦОРы, в которых даётся подробная наглядная информация об обрядах. Все праздничные песни поделены на зимние, весенние, летние и осенние.

Причитания фольклорист П.В.Киреевский не включил в свою классификацию, а мы посчитали нужным о них рассказать. Сюда же мы добавили гиперссылку на текстовый документ о плакальщице Ирине Федосовой и похоронных песнях, аудиофайл с записью плача.

Наша работа была представлена на городской и областной Научно-практической конференции школьников, на школьном празднике «День проекта» в мае 2010 года, где мои ученики в театрализованной форме знакомили гостей с праздником Троицы и троицкими песнями. Все загадывали желание и завязывали ленточки на березке, а затем водили хоровод. Таким образом, благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации и т.д.) процесс обучения и познания становится более эффективным и интересным. Дети не только теоретически познакомились с материалом, но и сами смогли поучаствовать в обряде, получили незабываемые впечатления.

Также созданное электронное пособие используется мной на уроках литературы в 6 и 8 классах при изучении обрядового фольклора. Я считаю, что в наше такое нетрадиционное время, когда уклад и ритмы жизни существенно изменились, не должны исчезнуть нравственные устои и ценности русского человека: способность сочувствовать, сопереживать, жить в ладу с природой, людьми и самим собой, помнить о прошлом, верить в будущее. Все это именно традиционная русская народная песня помогает сохранить в душе каждого человека. Созданное нами в ходе проектной деятельности мультимедийное пособие призвано сохранить традиции предков, имеет большую практическую ценность и огромное воспитательное значение.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Аверин Д.В. Рекомендации по созданию электронных учебных пособий //Мир Русского слова. - 2002. - №1.
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
  3. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) http://feb-web.ru