Цели
обучающие:
- формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; повторить орфограмму "Не с глаголом");
развивающие:
- развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие);
воспитательные:
- воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование:
- ПК.
- Презентация.
- Учебник, тетради обучающихся.
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам у доски (3 человека):
1. Расскажи об именах существительных общего рода. Из данного предложения выпиши имена существительные общего рода:
Старика старуха забранила: "Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!"
2. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание окончаний имен существительных:
В пламен__ свечи, поехать к дочер__, поехали в воскресень__, поклялся на знамен__, стоит на пут__, расположился у дорог__.
3. Из данного предложения выпиши существительное (существительные) 3 склонения, произведи морфологический разбор одного из выписанных слов:
Сейчас на наших улицах нечасто можно встретить лошадей, а сто лет назад редкостью были автомобили.
Фронтальный опрос (проводится в то время, пока 3 ученика выполняют задания по карточкам у доски).
Слайд 2
Закончи предложения.
Возможны различные варианты работы: а) на слайде появляется по одному предложению, и ученики заканчивают каждое предложение по очереди; б) на слайде все предложения, ученики имеют возможность выбрать для себя то определение, которое знают лучше.
- Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая :
- Если существительное называет живой предмет, оно называется :, если неживой - ...
- Изменение существительного по падежам и числам называется :
- В русском языке : склонения. К первому склонению относятся :, ко второму :, к третьему :
- Есть особая группа слов, которые в разных падежах имеют окончания разных склонений. Это : существительные. К ним относятся :
- Существительные общего рода - это такие существительные, :
- Знания об имени существительном как части речи нужны, чтобы :
(Чтобы отличать существительные от других частей речи).
Проверка выполненных на доске заданий.
3. Актуализация знаний (распределительный диктант).
Слайд 3
не расслышать, невнимание, неправда, не годовать, невежа, невежда, не выучить.
Задания и вопросы к слайду:
- Найдите орфографическую ошибку.
- Почему негодовать надо писать слитно? (Это глагол, который не употребляется без не).
- По какому принципу вы разделили слова на две группы? (по частям речи - существительные и глаголы).
- Назовите существительные.
- Назовите глаголы.
- Как пишется не с глаголом? Вспомните, какие еще глаголы не употребляются без не? (недоумевать, нездоровится, ненавидеть).
Слайд 4
(проверка задания)
4. Изучение новой темы.
Знание об имени существительном как части речи и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: "Не с существительными". Запишите её в тетрадь.
Слайд 5
(тема урока)
Слайд 6
- Я знаю: (правила написания не с глаголом)
- Я хочу узнать : (как пишется не с сущ.) - это и есть цель нашего сегодняшнего урока.
- Я буду знать : (это предложение мы закончим в конце урока)
Выполним словарную работу. Часто путают два слова - невежа и невежда. Каких людей мы называем невежа (грубиян)? А каких - невежда (необразованный человек)?
Слайд 7
Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение
Как вы думаете, ребята, почему слова "невежа" и "невежда" пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).
Правильно! Вот мы и вывели первое правило.
Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.
Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.
В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без "не", жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени:
Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без "не" и поэтому остаётся хорошим?..
- Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).
- Как они пишутся с не?
- В каких же еще случаях не с сущ. пишется слитно? Может ли не с существительными писаться раздельно?
Работа с учебником (стр. 100, орфограмма № 32).
Давайте вместе попробуем составить алгоритм применения правила.
Слайд 8
- Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом А?
- Если есть - не с сущ. пиши раздельно.
- Если нет, проверь, употребляется ли слово без не.
- Если нет, не с сущ. пиши слитно.
- Если да, проверь, можно ли подобрать синоним без не.
- Если можно, не с сущ. пиши слитно.
5. Закрепление изученного.
Тест на первичное усвоение темы "Не с существительными"
А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
- Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
- Полная (не)лепица.
- Причины (не)успеваемости.
А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
- Прилив (не)нависти.
- (Не)знание предмета.
- Жизнь красна (не)днями, а делами.
А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
- Видно (не)ряху по грязной рубахе.
- Говорить (не)правду некрасиво.
- Говорить (не)правду, а ложь.
Б. Не с существительными пишется раздельно.
- (Не)везение преследовало меня.
- (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
- (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
В. Не с существительными пишется раздельно.
- Учение - красота, а (не)учение - слепота.
- Сила с (не)правдою не уживаются.
- Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Слайд 9
(Ключ к тесту "Проверь себя!")
А 1 - 2; А 2 - 2; А 3 - 3; Б - 2; В - 3
Работа с учебником (упр. 237, 238).
6. Итоги урока.
Итак, вернемся к слайду, на котором у нас одно предложение осталось незаконченным:
Я знаю :
Слайд 10
Сформулируйте, пожалуйста, новое знание, которое вы получили сегодня. Приведите свои примеры.
7. Домашнее задание.
Слайд 11
- Параграф 43, орфограмма № 32.
- Стр. 101, упр. 242.
- Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.