НЕ с существительными. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели

обучающие:

  • формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании не с существительным; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; повторить орфограмму "Не с глаголом");

развивающие:

  • развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие);

воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование:

Ход урока

Презентация.

Слайд 1

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Работа по карточкам у доски (3 человека):

1. Расскажи об именах существительных общего рода. Из данного предложения выпиши имена существительные общего рода:

Старика старуха забранила: "Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!"

2. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание окончаний имен существительных:

В пламен__ свечи, поехать к дочер__, поехали в воскресень__, поклялся на знамен__, стоит на пут__, расположился у дорог__.

3. Из данного предложения выпиши существительное (существительные) 3 склонения, произведи морфологический разбор одного из выписанных слов:

Сейчас на наших улицах нечасто можно встретить лошадей, а сто лет назад редкостью были автомобили.

Фронтальный опрос (проводится в то время, пока 3 ученика выполняют задания по карточкам у доски).

Слайд 2

Закончи предложения.

Возможны различные варианты работы: а) на слайде появляется по одному предложению, и ученики заканчивают каждое предложение по очереди; б) на слайде все предложения, ученики имеют возможность выбрать для себя то определение, которое знают лучше.

  • Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая :
  • Если существительное называет живой предмет, оно называется :, если неживой - ...
  • Изменение существительного по падежам и числам называется :
  • В русском языке : склонения. К первому склонению относятся :, ко второму :, к третьему :
  • Есть особая группа слов, которые в разных падежах имеют окончания разных склонений. Это : существительные. К ним относятся :
  • Существительные общего рода - это такие существительные, :
  • Знания об имени существительном как части речи нужны, чтобы :

(Чтобы отличать существительные от других частей речи).

Проверка выполненных на доске заданий.

3. Актуализация знаний (распределительный диктант).

Слайд 3

не расслышать, невнимание, неправда, не годовать, невежа, невежда, не выучить.

Задания и вопросы к слайду:

  1. Найдите орфографическую ошибку.
  2. Почему негодовать надо писать слитно? (Это глагол, который не употребляется без не).
  3. По какому принципу вы разделили слова на две группы? (по частям речи - существительные и глаголы).
  4. Назовите существительные.
  5. Назовите глаголы.
  6. Как пишется не с глаголом? Вспомните, какие еще глаголы не употребляются без не? (недоумевать, нездоровится, ненавидеть).

Слайд 4

(проверка задания)

4. Изучение новой темы.

Знание об имени существительном как части речи и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: "Не с существительными". Запишите её в тетрадь.

Слайд 5

(тема урока)

Слайд 6

  • Я знаю: (правила написания не с глаголом)
  • Я хочу узнать : (как пишется не с сущ.) - это и есть цель нашего сегодняшнего урока.
  • Я буду знать : (это предложение мы закончим в конце урока)

Выполним словарную работу. Часто путают два слова - невежа и невежда. Каких людей мы называем невежа (грубиян)? А каких - невежда (необразованный человек)?

Слайд 7

Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение

Как вы думаете, ребята, почему слова "невежа" и "невежда" пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).

Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.

В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без "не", жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени:

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без "не" и поэтому остаётся хорошим?..

  • Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).
  • Как они пишутся с не?
  • В каких же еще случаях не с сущ. пишется слитно? Может ли не с существительными писаться раздельно?

Работа с учебником (стр. 100, орфограмма № 32).

Давайте вместе попробуем составить алгоритм применения правила.

Слайд 8

  1. Посмотри, есть ли в предложении противопоставление с союзом А?
  2. Если есть - не с сущ. пиши раздельно.
  3. Если нет, проверь, употребляется ли слово без не.
  4. Если нет, не с сущ. пиши слитно.
  5. Если да, проверь, можно ли подобрать синоним без не.
  6. Если можно, не с сущ. пиши слитно.

5. Закрепление изученного.

Тест на первичное усвоение темы "Не с существительными"

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

  1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
  2. Полная (не)лепица.
  3. Причины (не)успеваемости.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б. Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение - красота, а (не)учение - слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Слайд 9

(Ключ к тесту "Проверь себя!")

А 1 - 2; А 2 - 2; А 3 - 3; Б - 2; В - 3

Работа с учебником (упр. 237, 238).

6. Итоги урока.

Итак, вернемся к слайду, на котором у нас одно предложение осталось незаконченным:

Я знаю :

Слайд 10

Сформулируйте, пожалуйста, новое знание, которое вы получили сегодня. Приведите свои примеры.

7. Домашнее задание.

Слайд 11

  1. Параграф 43, орфограмма № 32.
  2. Стр. 101, упр. 242.
  3. Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.