Практические советы начинающему фермеру

Разделы: Химия


Цель урока: обобщение знаний о соединениях азота, их роли в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить знания о физических и химических свойствах азота и его соединений: азотной кислоты, аммиака, гидроксида аммония, солей аммония и солей азотной кислоты - нитратов; углубить изученный материала, выявить уровень теоретических и практических знаний.
  • Развивающие: стимулировать самостоятельную научно-практическую деятельность, познакомить учащихся с профессиями агронома, фермер, технолога, врача, биолога, лаборанта-агрохимика, вызвать интерес к проблемам химизации сельского хозяйства,
  • Воспитательные: внимательное отношение к своему здоровью воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, любовь к родному селу, культуру учебного труда, внимание при проведении эксперимента.

Тип урока: Обобщение и систематизации знаний.

Оборудование: ПК, презентация.ррt к уроку (приложение1), оборудование для лабораторного практикума (1% раствор дифениламина в концентрированной серной кислоте, пипетки, стеклянные палочки, предметные стекла, образцы свежих и вареных овощей(капуста, морковь, картофель).

Эпиграф к уроку: "Жизнь учит только тех, кто ее изучает". В.Ключевский.

План урока.

1. Краткая характеристика соединений азота.

2. Уравнения, тесты.

З. Задачи - неудачи.

4. Выступление специалистов.

5. Агрохимическая лаборатория.

Ход урока

Орг.момент. Класс заранее делится на группы по 5-6 человек.

Актуализация учебного материала (слайд 1)

Учитель:Один мой знакомый молодой человек решил заняться фермерством Он был полон радужных надежд и с жаром говорил о выгодах своего предприятия. Помню наш первый разговор:

- Скажи, а каковы твои взаимоотношения с химией

- Да никакие Обычные. Три балла в школе.

- В таком случае тебя поджидает много неприятностей.

- Что вы со своей химии! В земле поковыряться и без нее можно. К тому же экологически чисто, - блеснул он умным словом.

- Видишь ли, чтобы занятие сельским хозяйством стало прибыльным делом, нужны интенсивные методы, а это прежде всего использование удобрений и ядохимикатов.

- Ничего, как-нибудь разберемся, - бодро заверил он и заспешил. Прошло какое-то время. Мы снова встретились. На этот раз юный фермер уже не выглядел столь самоуверенно.

На нашем уроке мы выясним проблемы молодого фермера и постараемся ему помочь. Назовем наш урок.

Практические советы начинающему фермеру. Учитель объявляет цель урока, эпиграф, план.(слайд 2,3,4)

Учитель.Чтобы дать умный совет необходимо знать теорию.

Так как практика всегда требует теоретической подготовки

Повторение и проверка теоретических знаний.

Несколько учеников вызываются к доске для выполнения индивидуальных заданий.

(приложение 2)

Остальные ученики работают с учителем

Учитель. На магнитной доске изображено дерево с плодами, на которых проставлены степени окисления азота в соединениях, предложены магнитные карточки с формулами соединений азота. (N2, NH3, NH4OH, HNO3, NaNO3, NH4NO3 NO, NO2).

Задание. Необходимо прикрепить карточку с формулой к соответствующей степени окисления и дать краткую характеристику данного соединения азота. (приложение 3)

Ответы учеников.

Учитель. Я не зря нарисовала дерево. Растениям необходимы питательные элементы, а в частности азот. Это установил в начале 19 века Ю.Либих. Отец удобрений. (слайд 4)

Проверка выполнения индивидуальных заданий по карточкам.

Тест для групп (приложение 4)

Учитель.У каждой группы на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, С.

Ответ на вопрос ученики дают при помощи карточки

Учитель. Мы с вами вспомнили свойства соединений азота, я думаю это нам пригодится, так как при новой встрече фермер поведал мне о своих неудачах .Я вам предлагаю помочь фермеру разрешить его задачи - неудачи.

Задачи представлены на слайдах (16-19) (приложение 5) В решение задач участвует вся группа, далее один из участников группы записывает решение задачи на доске и поясняет его.

Учитель.Как мы выяснили, что азот имеет непосредственное отношение к сельскому хозяйству. Для более подробного пояснения мы пригласили специалистов. (Ученики заранее готовят сообщения, согласно выбранной профессии) И, так, небольшая пресс-конференция.

Журналист газеты "Сельский час"

Каждое хозяйство имеет свои посевные площади, поэтому из года в год вынос питательных веществ из почвы увеличивается, да и не все пашни были плодородными. Поэтому легко представить значение удобрений. Но хотелось бы подробнее о значении азотных удобрений для растений и жизни здоровья человека. Для этого мы пригласили биолога, технолога питания, технолога туков, агронома, врача.

Биолог

Азот способствует нарастанию зеленой массы. (слайд 20)Он входит в состав белков, благодаря которым осуществляются важнейшие процессы в организмах живых существ. Качество пшеницы определяется содержание белка в зерновках, а белок образуется в присутствии азота.

Технолог питания.

Азот оказывает влияние на качество картофельной продукции. Повышение доз азотных удобрений снижает крахмалистость клубней, но зато увеличивается количество белка, необходимого людям и животным. При этом улучшаются вкусовые и кулинарные качества картофеля, клубни сохраняют белый цвет мякоти.

Биолог

Однако внесение избыточного количества азотных удобрений под картофель приводит к тому, что клубни израстаются, образуется много столонов. В результате новые клубни появляются поздно, и они мелкие. Когда растению не хватает элемента, меняется окраска, особенно нижних листьев- они становятся бледными, кроме того задерживается рост. Листья, стебли, плоды получаются мельче обычных.

Технолог туков.

Я хочу сказать в защиту удобрений.

Если удобрения использовать по всем правилам, они непременно дадут хорошие результаты. Азотные удобрения выпускают в нитратной и аммиачной форме. Аммоний - хороший источник азота, т.к. путь от аммония до белка короче, чем от нитрата. Однако если в растении наблюдается недостаток углеводов, то аммоний усваивается долго и накапливается в растении. Оно может погибнуть. Нитраты же растениям не вредят.

Агроном. На начальном этапе развития растений листья маленькие, углеводов в процессе фотосинтеза образуется мало, в этот момент нужно воспользоваться нитратными удобрениями. Поэтому их вносят весной, в начале вегетации, как минеральные удобрения-селитры, так и органические - перегной.

Журналист

Вносить удобрения в почву необходимо, но гонка урожаем породила другую проблему - необходимость обеспечения химической безопасности и высокого качества продуктов питания.

Большой интерес в последнее время гигиенисты проявляют к вопросу об остаточном содержании нитратов в продуктах питания (слайд 21) и тем нарушениям в состоянии здоровья человека, которые могут быть вызваны нитратным загрязнением.

Технолог питания

Разрешите напомнить о том, при избыточном внесении в почву азотных удобрений, нитраты могут накапливаться в растениях и, таким образом, попадать в организм человека и вредит его здоровью. В организме нитраты превращаются в токсичные нитриты. На накопление нитратов влияют дозы удобрений и освещение (слайд 22). Тепличные овощи содержат больше нитратов, чем с огорода.

Врач

Особенно они вредны старым да малым, для страдающих сердечно- сосудистыми заболеваниями и органов дыхания.

Допустимая доза нитратов для взрослого человека составляет 320 мг в сутки, 70% поступает с овощами , 20%-с водой, 6%-с мясом и консервированными продуктами.

Перечислю признаки отравления (слайд 23)

  • Головные боли, головокружение,
  • В глазах потемнение,
  • Боли в печени, потливость
  • Что покажут анализы несчастного господина?
  • В крови увеличилось количество холестерина,
  • Снизилось количество белков, блокировался гемоглобин.

Отсюда вывод следует один.

Результатом повышенного содержания нитратов является, кислородное голодание.

На первый взгляд достаточно тяжело отличить пищевое отравление от нитратного. Первая помощь, необходимо промыть желудок большим количеством раствора тёплой воды и соды, либо перманганата калия (КМnО4). Затем, нужно обязательно обратиться к доктору.

Биолог

В силу своих биологических особенностей
есть растений целый ряд,
Где буквально царствует нитрат:
Капуста, укроп, петрушка, крупнолистовая,
Кабачки, тыква, свекла столовая.

Нитратонакопители - так называют эти растения. Определить по внешнему виду содержание нитратов в овощах и фруктах практически невозможно. У растений по интенсивности зеленой окраски листьев и черешков, особенно нижних ярусов, можно лишь ориентировочно судить: чем она темнее, тем больше нитратов. Агробиологи советуют при покупке овощей и фруктов выбирать не самые красивые плоды. В блестящих, как будто искусственных плодах нитратов, как правило, предостаточно. Замечено, что корнеплоды моркови, имеющие более яркую окраску, содержат нитратов меньше, чем корнеплоды, окрашенные менее интенсивно. В арбузах и дынях много нитратов под коркой и в незрелых плодах. В сочных перезревших арбузах наличие нитратов легко определить по пустотам в мякоти, из которых выпадают семена. Нитраты в основном скапливаются в корнях, корнеплодах, стеблях, черешках и крупных жилках листьев, значительно меньше их в плодах.    В свекле и моркови больше нитратов в верхней части корнеплода, а в моркови в сердцевине его. В капусте - в кочерыжке, в черешках листьев. У всех овощей и плодов больше всего нитратов содержатся в их кожице.

Журналист

"Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болеешь".

Большой интерес в последнее время гигиенисты проявляют к вопросу об остаточном содержании нитратов в продуктах питания и тем нарушениям в состоянии здоровья человека, которые могут быть вызваны нитратным загрязнением

Как определить содержание нитратов в овощах?

Что же делать, если содержание нитратов в овощах превышено?

Учитель Наша школа имеет большой пришкольный участок и теплицу, где выращиваются овощи для столовой и на продажу. Мы, как производители, заинтересованы в качестве и безопасности для здоровья потребителя своей продукции. Чтобы создать брэнд, необходимо иметь доказательства экологической чистоты своего товара.

Попробуем определить завышено ли содержание нитратов в овощах выращенных на пришкольном участке, и параллельно проверим в каких частях растения нитратов больше.

Открываем агрохимическую лабораторию. (слайд24)

Цель работы:

Экспериментальное исследование овощей, выращенных на пришкольном участке, на содержание нитратов. Предложить способы уменьшения нитратов в овощах.

Ход работы

Внимание! раствор дифениламина приготовлен в концентрированной серной кислоте!

На предметное стекло положить срез данного растения. Затем на этот срез нанести одну каплю раствора дифениламина и следить за появлением синей окраски, сравнить со шкалой потребности растений в азотных удобрениях. (приложение 6)

(слайд 25)

1 группа

Определить содержание нитратов в капусте:

1) мякоть листа,

2) жилки.

3) стебель

2 группа

Определить содержание нитратов в:

1)сердцевине сырой моркови

2) сердцевине вареной моркови,

3)верхней части корнеплода сырой моркови,

4) нижней части корнеплода сырой моркови

3 группа

Определить содержание нитратов в:

1) сердцевине сырого картофеля,

2) кожуре сырого картофеля,

3) сердцевине вареного картофеля,

4) кожуре вареного картофеля.

Учитель. Подведем итоги нашей работе. Прослушаем отчеты о работе каждой группы.

Выступления учеников

Содержание нитратов в наших овощах в пределах нормы. Но больше их в кожуре, верхней части корнеплода, жилках листа капусты, стебле.

Чтобы уменьшить содержание нитратов необходимо варить овощи, удалять кожуру и верхнюю часть корнеплода.

Подведение итогов, домашнее задание.

Рефлексия. (слайд 26)

  • Что я узнал интересного?
  • Имеют ли знания, полученные на уроке практическое применение, в вашей жизни?
  • Какая из профессий привлекла ваше внимание?

Учитель. Поднимите карточку, оцените пользу для вас данного урока. (слайд 27)

А. Мне было комфортно

Б. Мне было скучно

В. Это мне пригодится в жизни.

Г. Я принимал активное участие.