Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей

Разделы: Биология


Цель урока: познакомить учащихся с основными видами травм, связанных с опорно-двигательной системой, и способами оказания первой медицинской помощи (ПМП).

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с типами повреждений опорно-двигательной системы: растяжением связок, вывихами, переломами; ввести соответствующие понятия;
  • рассмотреть признаки растяжения связок, вывиха, перелома и типы переломов;
  • сформулировать правила адекватного поведения в экстремальной ситуации;
  • изучить способы оказания ПМП (наложение фиксирующих повязок, шин, возможные способы транспортировки пострадавших);
  • обобщить знания учащихся об опорно-двигательной системе; на основе знаний о составе костей выяснить причины переломов у различных возрастных групп;
  • установить связь между строением суставов, костей и признаками их повреждения.

Развивающие:

  • развивать знания учащихся о безопасном поведении;
  • способствовать развитию интереса к анатомии.

Воспитательные:

  • формировать научное мировоззрение;
  • способствовать профессиональной ориентации учащихся;
  • гигиеническое воспитание.

Оборудование: учебные таблицы, стенды, схемы наложения повязок, схема типов переломов, схема “Неотложные действия”; бинты, шины.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядные (показ таблиц, схем, рисунков);
  • демонстрационные (способ наложения повязки, шины);
  • практические (оказание учащимися помощи условно пострадавшему).

Комментарий: на уроке, предшествующем данному, класс делится на 5 – 6 групп по 5 человек в каждой, причем устанавливается следующий состав участников:

Участник №1 – специалист по суставам.

Участник №2 – специалист по составу и строению костей.

Участник №3 и №4 – специалисты по наложению повязок на верхнюю и нижнюю конечности.

Участник №5 – представитель информационного агентства “Медицинские новости”.

Помимо общего задания (повторить материал об опорно-двигательной системе) каждый участник получает специальное: по рисунку (раздаточный материал) отработать дома наложение повязок; участник №5 каждой команды готовит краткие сообщения о достижениях современной медицины в лечении переломов (применение аппарата Илизарова, о внедрении имплантов, о достижении нанотехнологий в области восстановления костной ткани и т.п.).

Такая организация нацелена на обеспечение дифференцированного подхода.

Уроку предшествует объявление (на этапе домашнего задания предыдущего урока) о том, он пройдет в форме “Медицинского турнира”. Задача каждой команды – набрать максимальное количество баллов, по сумме которых определится победитель. Оценивается выполнение индивидуальных и коллективных заданий. Общее задание для каждой команды – подобрать название, соответствующее теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Контроль знаний.

Приветствую всех участников Медицинского турнира. Наша цель сегодня – научиться правильно вести себя в экстремальной ситуации: сохранять спокойствие и выдержку, правильно оказывать ПМП пострадавшему и, конечно, сохранить ему жизнь.

Оценивается каждое задание, причем заработанные жетоны учитываются как в личном, так и в командном зачете. Последний уже взял старт с точки отсчета благодаря индивидуальным работам специалистов по суставам и костям. Первые результаты будут объявлены после представления команд.

В качестве независимых экспертов сегодня выступают:

Врач-педиатр / медицинская сестра …

Учитель биологии …

Учитель ОБЖ …

Итак, представление команд (каждой команде отводится по 2 минуты).

Пока эксперты совещаются, проведем блиц-проверку.

  1. Для выполнение заданий по дидактическим карточкам приглашаются специалисты по связкам и соединению костей.  Приложение 1
  2. Заполнить схему на доске (участвуют все, кроме специалистов по костям). Приложение 2.

Итак, команды снова в полном составе. Эксперты объявляют промежуточные результаты.

Продолжение нашего турнира – викторина “Вопрос – ответ”. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Если команда затрудняется с ответом, вопрос переходит следующей команде.

  1. Почему темя – наиболее уязвимая часть черепа? (Остатки самого большого родничка)
  2. Почему удар в височную область опаснее, чем в лобную? (Височная кость наиболее тонкая)
  3. Какая часть преобладает в черепе человека: лицевая или мозговая? (Мозговая)
  4. Почему берцовая кость может выдержать тяжесть автомобиля? (Внутри расположены волокна, придающие прочность)
  5. Какое значение имеет свод стопы? (Свод стопы нужен, чтобы походка человека была более пружинистой, т.к. именно свод стопы выдерживает всю тяжесть скелета и внутренних органов)
  6. С точки зрения строения скелета объясните, почему подросткам нельзя носить тяжелые вещи. (У подростков в скелете сохраняется большое количество хрящей, поэтому при ношении тяжестей может развиться искривление позвоночника и плоскостопие)
  7. Какой из суставов имеет сложное строение и наиболее уязвим? (Коленный сустав)
  8. Как с возрастом изменяется состав костей?
  9. Назовите функцию суставной жидкости. (Суставная жидкость выполняет роль смазки, уменьшающей трение)
  10. Почему с возрастом подвижность суставов уменьшается? (Происходит замена органических веществ на минеральные; уменьшается количество синовиальной жидкости, суставы теряют свою эластичность)
  11. Почему утром рост человека на 1– 2 см длиннее, чем вечером? (Межпозвоночные диски, состоящие из хряща, уплощаются, т.к. выдерживают всю тяжесть тела)

Эксперты снова подсчитывают промежуточные результаты, а мы готовы к выполнению основной задачи.

III. Изучение нового материала

Для выполнения практической части вам потребуется много информации.

Как ни крепок наш скелет, но и он иногда повреждается. Назовите возможные причины получения травм. Если человек поскользнулся, оступился, неудачно упал, подвернул ногу или руку, вдруг почувствовал резкую боль в локте, колен, стопе, стоит задуматься о возможной травме.

Травмы и несчастные случаи частые спутники нарушений правил техники безопасности, неосторожности, небрежности самих пострадавших.

Различают закрытые и открытые повреждения. Наиболее часто встречаются закрытые.

Запишем

Типы повреждений

закрытые

открытые

  • растяжения и разрывы связок и суставов;

  • вывихи;

  • переломы костей

переломы костей

Первый тип, который рассмотрим, – растяжения и разрывы связок суставов.

Все данные будем заносить в таблицу “Повреждения опорно-двигательной системы”.

Растяжения и разрывы связок возникают в результате резких и быстрых движений. Эти повреждения чаще отмечаются в голеностопном, коленном и лучезапястном суставах.

Появляется резкая боль, особенно в первый момент, быстро развивающаяся припухлость, кровоподтек, ограничение и болезненность движений в суставе. В качестве первой помощи необходимо обеспечить полный покой и возвышенное положение пострадавшей конечности, холодные примочки и лед.

При растяжении связок рекомендуется повязка на сустав, но очень тугие повязки накладывать нельзя. Почему? (Предупреждает кровотечение). Дальнейшее лечение должно проводиться по указанию врача. На голеностопный сустав накладывается стремевидная повязка. Рассмотрите ее на стенде, а правила наложения продемонстрируют в процессе выполнения практической работы наши специалисты.

Повреждения опорно-двигательной системы

Тип повреждения

Характерные признаки

Доврачебная помощь

Растяжение связок Резкая болезненность в суставе при движении, его припухлость; при разрыве – кровоподтек Давящая повязка, холод
Вывих Сильная боль, неподвижность сустава, изменение формы сустава Обеспечить суставу покой, наложить шину, холод; обезболивающее
Переломы  
  1. Закрытый
Резкая боль, обширный кровоподтек, припухлость, невозможность движения или ненормальная подвижность или деформация кости Обездвижить – наложить шину; обезболивающие
  • Открытый
Резкая боль, повреждение кожных покровов, возможно, из раны видны осколки кости. Осколки кости не вправлять! При кровотечении – наложить жгут; стерильная марлевая повязка (помним о правилах асептики и антисептики); шина; обезболивающие

Следуем дальше – вывих.

При прыжках и падениях с большой высоты, сильных ударах и ушибах вдруг перестает действовать какой-то сустав или вся конечность. Кожа вокруг сустава вздувается, а попытки двигать им вызывают сильную боль. Обычно это связано с нарушением расположения костей в суставе – вывихом. Что делать? Ни в коем случае не пытаться “ вправлять” сустав. Нужно обеспечить его полную неподвижность, покой. Руку следует прибинтовать к телу или использовать повязку “косынка”, на ногу наложить шину. Шиной называют специально изготовляемые приспособления для обеспечения неподвижности при переломах. Существуют специальные медицинские шины, которые принимают форму конечности.

**Демонстрация (если есть возможность).

А как поступить в случае ее отсутствия? (Можно использовать подручные средства: фанера, палка, ветка дерева, картон, лыжа). Очень важно уменьшить боль. Для этого применяют обезболивающие и холод. При вывихах верхних конечностей пострадавшие могут прийти сами в медицинское учреждение или могут быть доставлены на любом транспорте в положении сидя. Больных с вывихом нижних конечностей транспортируют в положении лежа.

Следующий тип повреждения – перелом. Из самого названия повреждения попробуйте дать определение.

Переломом называется нарушение целостности кости.

Перелом может быть полным и неполным. При неполном переломе нарушается какая-нибудь часть поперечника кости, чаще в виде продольной щели – трещина кости. Рассмотрим схему:

Переломы бывают самой разнообразной формы: поперечные, косые, осколочные, по типу “зеленой веточки” (Демонстрация таблицы).

Рассмотрите внимательно схемы. Какой тип резко отличается? Чем? Это открытый перелом. Он опасен прежде всего возможностью инфицирования раны и кровотечением. Потому важно помнить два правила об асептике и антисептике.

Асептика – это профилактическое уничтожение микробов и предупреждение их внедрения в рану. Асептика достигается строгим соблюдением основного правила – все, что соприкасается с раной, должно быть стерильным (не иметь микробов). Нельзя трогать рану руками, удалять из нее осколки, обрывки одежды, использовать нестерильный материал для закрытия раны.

Антисептика – метод (способ) лечения бактериального загрязнения и инфицированных ран путем борьбы с возбудителями инфекции, внедрившимися в рану или ткани.

  • Какое правило важно соблюдать при наложении повязки при открытом переломе (об асептике).

Закрытый перелом кажется менее опасным, но это заблуждение. Например, осколочный требует обязательного хирургического вмешательства – операции. Для предохранения кожи от давления при наложении шин под них подкладывают вату или мягкую ткань. Проводить шинирование лучше всего, имея двух помощников для поддержки и закрепления шины при бинтовании. Теперь ваша задача в течение 2х минут ознакомиться с первой медицинской помощью при переломах различных костей (учащимся предоставляются распечатки).

  • Можно ли выделить сложные и простые переломы?

IV. Закрепление изученного материала.

Итак, вам предстоит реализовать свои знания. Из каждой команды выбирается один условно пострадавший, который получает карточку – поражение с описанием повреждения. Пострадавшие попадают в другие команды и пытаются изобразить в пределах возможностей травму.

№1

Сильная резкая боль в области левой голени, пухлость. Ненормальная подвижность ноги. При этом наблюдается опухоль и боль в голеностопном суставе.

Определить диагноз. Оказать помощь; определить транспортировку.

№2 Ноющая боль в коленном суставе (правая нога). Постепенно развивается отек, боль при движении. Кроме того, пострадавший жалуется на боль в плече (правом) после падения, но, хотя движения рукой болезненны, других внешних признаков не наблюдается. Определить диагноз. Оказать помощь. Определить способ транспортировки.

№3

После резкого прыжка и падения на бок пострадавший чувствует сильную боль в правом бедре, двигать ногой невозможно. Левый сустав (голеностопный) сильно припух и посинел. Предположите тип и степень повреждения. Окажите помощь; способ транспортировки.

№4 Пострадавший упал на вытянутую руку. Правый локтевой сустав отек, чувствует сильную боль. Отечность также на указательном пальце правой руки. Оказать помощь. Предложить способ транспортировки.

№5

Пострадавший жалуется на боль в предплечье. Из раны торча осколки кости. Больной периодически теряет сознание.

Определить тип повреждения.

Оказать помощь.

Предложить способ транспортировки. **Правильность выполнения задания оценивается медицинским работником, “специалистами по повязкам из других команд”.

Дополнительные вопросы на закрепление:

1. Почему в юности переломы менее опасны, чем в пожилом возрасте? (В юности в скелете еще много хрящевых тканей, а в костях органических веществ, поэтому костная ткань быстро восстанавливается).

2. Почему при растяжении или разрыве связок появляется опухоль? (Вытекает суставная жидкость, происходит кровоизлияние – воспалительный эффект).

3.Что такое “привычный вывих”? У кого он бывает? (У спортсменов. Очень большая нагрузка на суставы, поэтому связки удлиняются и кости выходят из суставов).

Современная медицина способна бороться за жизнь и здоровье человека даже в крайне тяжелых ситуациях. Ряд достижений касается нашей темы. О них нам расскажут агенты “Медицинских новостей”.

** Заслушивание 2х наиболее интересных сообщений.

V. Подведение итогов – обобщение.

  • Скажите, какое значение анатомия приобретает в повседневной жизни человека?
  • Почему важно владеть информацией, знаниями о строении человеческого тела?

Итак, подводим итог турнира:

  • выставление оценок;
  • объявление и награждение победителей.

VI. Домашнее задание: § 8.

Литература:

  1. Драгомилов, А.Г., Маш, Р.Д. Биология. Человек [Текст] : Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М. : Вентана-Графф, 2008.
  2. Лернер, Г.И. Биология. Тема “Человек” (8 – 9 классы) [Текст] : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. – М. : Эксмо, 2007. – 192 с. – (Мастер-класс для учителя).
  3. Маш, Р.Д. Человек и его здоровье [Текст] : Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 (8) кл. общеобразоват. учреждений / Р.Д. Маш. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мнемозина, 2000. – 206 с. : ил.