Интегрированный урок по ИЗО, технологии и краеведению. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Вид урока: Введение в раздел. Изучение нового материала. Художественно-изобразительного и прикладного характера.

Оборудование урока:

  • Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, солёное тесто, стеки, кисточки для рисования, акварельные краски, палитра, вода, тряпочка для рук.
  • Для учителя: портреты известных, выдающихся людей; скульптурная статуэтка; мультимедийная презентация “Удачливое солнце”, компьютер, экран, проектор; опорные вопросы.

Цели и задачи урока.

  1. Развитие пространственных представлений, художественно-образного мышления детей, воображения, фантазии.
  2. Знакомство с новыми понятиями “парадный портрет”, “парный портрет”; с творчеством Даши Намдакова.
  3. Овладение умением изображения человека в портрете; обобщённое представление о пропорциях человеческого тела.
  4. Комбинирование разных техник: изобразительного и прикладного характера.
  5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, уважения к творчеству художника, патриотизма.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Повернитесь друг другу, пожелайте удачи.

Запись на доске: ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВО

– Как вы понимаете смысл данных слов?
– Как эти два слова могут быть связаны друг с другом?

Проблема урока.

Можно ли изобразить человека в искусстве? Как может быть изображён человек в искусстве?

II. Введение в проблему.

1). Беседа по экспозиции из портретов.

Доска. Портреты

– С именами, каких людей, изображенных на картинках, вы знакомы?
– Чем они прославились?
– В каких позах запечатлены люди? В одинаковых или разных?
– Можно ли судить по этим изображениям, какие характеры у этих людей, какое настроение передал художник, их изображавший?
– При помощи чего художники создали изображения этих людей?

2). Пластический этюд “Художник – портрет”.

– Договоритесь в паре с соседом по парте, кто будет художником, а кто – моделью (тот, кого рисуют). Повернитесь друг к другу. Дети-“художники” представьте, что у вас в руке палитра с красками и кисть. Нарисуйте рисунок с изображением соседа по воображаемому контуру.
– Какое у вас получилось изображение? Кого вы нарисовали? Как вы назовёте свою картину (по имени, по фамилии или как-то иначе)?
– Сейчас вы писали воображаемую картину с натуры, а можно писать по памяти, не видя человека.

3). Речевой этюд “Словесный портрет”.

– Например, я попрошу вас нарисовать картину с изображением мамы. Расскажите о ней по опорным вопросам:

  1. Кто изображен?
  2. Какова внешность: глаза, волосы, овал лица, руки, особенные черты, одежда?
  3. Каковы характер, настроение?
  4. Что в этом человеке особенного?
  5. Чем нравится этот человек?

Опросить 2–3 человек.

– Сейчас вы рисовали картины: одну воображаемую, другую словесную. А кого вы изображали на своих картинах? – Какова же тема сегодняшнего урока?

III. Сообщение темы и цели урока.

Учебник с.34.

IV. “Открытие” новых знаний и первичное закрепление.

1). Изображение человека в живописи.

1). Работа по учебнику.

Ученики зачитывают текст на с.34.

– Художники создают свои произведения не только для нас, но и для всех людей. Художники разных эпох могут отражать мир таким, каким его видели, слышали, чувствовали.

2). Работа с текстом учебника.

Ученики зачитывают текст внизу на с. 34 (последний абзац).

– Изображение человека в парадной одежде в парадной обстановке называется парадным портретом. Изображение двоих людей называется парным портретом.

2). Скульптурное изображение человека.

1). Упражнение на восприятие круглой скульптуры.

– В какой позе изображён человек?
– Какие характерные черты?
– Какая одежда, причёска?

(Медленно поворачивает скульптурку и просит ответить на эти же вопросы.)

– Какое это изображение человека: плоское или объёмное? Объясните почему?
– Как надо рассматривать объёмное изображение?
– С какой точки зрения (ракурса) вам больше нравится данное изображение?
– С какой точки зрения изображение человека передано точнее?
– Объёмное изображение человека более точно передаёт внешность человека, причём его можно рассмотреть со всех сторон.

2). Парный этюд “Рассматриваем скульптуру”.

– С соседом по парте поменяйтесь ролями – один встанет статично, приняв какую-нибудь позу, другой рассмотрит данную “скульптуру” со всех точек зрения.
– Можно ли оценить объёмное изображение, увидев его с одной стороны (с одной точки зрения)?

3). Работа по учебнику.

Ученики зачитываю текст на с.36.

– В каких материалах может быть изображён человек?
– С какими материалами вы уже знакомы (работали)?
– Вы видели изображение человека из камня, из дерева? Где?
– Какие памятники великим людям или землякам вы знаете в нашем городе?

4). Упражнение на восприятие рельефного изображения.

– Какое это изображение: плоское или объёмное?
– Как надо рассматривать это объёмное изображение?

Рельеф – это один из видов искусства. В отличие от круглой скульптуры, которую можно обойти со всех сторон, рельеф располагается на плоскости и рассчитан в основном на фронтальное восприятие. Выпуклый рельеф – барельеф.

V. Обобщение.

– Можно ли изобразить человека в искусстве?
– Как может быть изображен человек в искусстве?

VI. Знакомство с творчеством Дашинимы Намдакова.

Рассказ учителя (Приложение 1) с демонстрацией презентации.

VII. Художественно-практическая работа.

1). Вводная беседа. Знакомство с новым знанием. Работа по рабочей тетради.

– Хотите ли вы научиться рисовать портрет человека?
– Сложно ли это сделать?

а) Общие закономерности при рисовании лица человека. (см.с.30 рабочей тетради).
б) Разные формы лица (см.с.31 рабочей тетради).

2). Демонстрация панно.

– Как можно использовать данное панно?
– Что изображено на панно?

3). Анализ конструкции и технологии изготовления.

– Рассмотрите внимательно, как устроено изделие, из каких частей оно состоит.

Основные детали: рамка, панно с изображение мальчика и девочки. Панно выполнено на картонной основе, обтянутой ситцем. Детали, из которых состоят мальчик и девочка выполнены из комбинации разных материалов. Голова – рельефная скульптура из солёного теста. Силуэт тела образован из кусочков ткани, вырезанных и сформированных в виде рубашек, сарафанов, штанов.

4 ). Практическая работа.

а) Лепка головы из солёного теста.
– Вылепите самостоятельно голову человека.
б) Уборка рабочих мест.
в) Оценка выполненной работы.

VIII. Итог урока.

– Какими новыми знаниями и умениями вы сегодня обогатились?
– Как по-разному художники передают образ человека?

IX. Домашнее задание.

– К следующему уроку приготовить необходимые материалы для завершения работы над панно.

При подготовке к уроку была использована литература:

  1. Прекрасное рядом с тобой. 2 класс. Методические рекомендации для учителя, М. Баласс, 2004
  2. Е.А.Коростина. Изобразительное искусство. 2 класс. Методические рекомендации. Волгоград, Учитель-АСТ