Сон и его значение. Урок по естествознанию

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • выяснить значение сна в жизни человека
  • сформулировать важные условия полноценного сна
  • формировать здоровый образ жизни

Оборудование: Учебник "Естествознание" (И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева), экран, проектор

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Тест по теме "Органы чувств" с взаимопроверкой

А. Как называется отверстие в радужной оболочке глаза?

Б. Назови органы, защищающие глазное яблоко.

В. Какая часть языка определяет вкус мороженого?

Г. Какой орган можно повредить, ковыряя в ухе острым предметом?

Д. Какой орган помогает нам при закрытых глазах чувствовать, повороты, верх - низ?

Е. Назови орган обоняния.

Ж. Что чувствует орган осязания?

1 Боль

2 Кончик языка

3 Веки

4 Орган равновесия

5 Ресницы

6 Кожа

7 Нос

8 Барабанная перепонка

9 Зрачок

III. Постановка проблемы

- Сегодня мы будем обсуждать очень интересную тему, но определить ее название попробуйте сами.

Загадка:

1) Есть такая страна, в которой происходят разные чудеса. В этой стране все происходит само собой, там все необычно и интересно.

2) Не стукнет, не брякнет, а ко всему подойдет. (Сон)

IV. Работа по теме

- Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? - Ребята, а зачем мы спим ночью?

Чтобы отдохнуть, набраться сил. За день мы устаем.

Работа по учебнику. (стр.128)

- Давайте прочитаем, что написано о сне в нашем учебнике

Чтение текста про себя

Что узнали? (Ответы детей)

Во время сна центральная нервная система отдыхает. Прекращается любой вид деятельности. Сон снимает утомление, дает чувство бодрости, человек чувствует себя здоровым.

Работа по картинке "Мозг человека"

- Сон со сновидениями (мысли хаотичны)

- Сон без сновидений

- Во сне (мозг регулирует работу всего организма)

Лишение сна приводит к болезням. Страдает нервная система. Поэтому необходимо спать: дети - 9-11 часов, 20-50 лет - 8 часов, старше 50 лет - 6-7 часов

- Различают 2 вида сна: медленный (75%) и быстрый (25%).

- Как вы думаете, какие симптомы определяют быстрый и медленный сон? (Движение глаз, ритм сердца замедляется, повышается давление, учащается пульс, дыхание становится медленным, сердцебиение)

V. Игра 1. "Отгадайте слово"

НОИСВЕИДНЕ (сновидение)

- Сновидения происходят в период быстрого сна. Они носят защитный характер, т.е. продлевают жизнь человека.

- А что такое бессонница? (Возникает при стрессовых состояниях, когда употребляешь кофе, лекарства, при ушибах головы, заболеваниях, способствует голодный желудок, неудобная постель, свет, шум, душное помещение, просмотр телепередач перед сном, плотная еда)

- Кто из вас видит сны? Какие?

Есть приемы, как справиться с неприятными сновидениями. Надо придумать выход и преодолеть страх. Выход должен быть необычным, интересным. Перед сном нужно придумать фильм с хорошим концом. Тогда можно изменить сновидение

Игра 2. А теперь решим кроссворд "Сон"

- Найдите в данном кроссворде слова, способствующие здоровому сну либо мешающие ему.

Ответ: кровать, одеяло, ужин, кошмар, боль, кино, подушка, игрушка, полотенце, сон.

Игра 3. "Помогите ребенку заснуть"

VI. Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня?

- Как сделать сон полезным?

(Перечисление важных условий крепкого сна и причин, приводящих к его нарушению).

- Спасибо за урок.

Презентация.