Рабочие материалы педагога-психолога

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Тест на школьный стресс

Прочитайте предложения и выберите тот пункт, который наиболее подходит для вас. Долго не раздумывайте. Наиболее искренние ответы приходят первыми.

1. Два человека, хорошо вас знающие, обсуждают вас. Какие из следующих утверждений они, вероятнее всего, стали бы использовать:

а) X - очень замкнутый человек, кажется, что ничто сильно его (ее) не беспокоит.

б) X - великолепный человек, но вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.

в) Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо

г) Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.

д) Чем меньше я вижу X, тем лучше.

2. Присущи ли вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей:

а) чувство, что вам редко удается сделать что-либо правильно;

б) чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;

в) плохое пищеварение;

г) плохой аппетит;

д) плохой сон по ночам;

е) кратковременные головокружения и учащенное сердцебиение;

ж) чрезмерная потливость в отсутствие физической нагрузки и жары;

з) паническое ощущение в толпе или в закрытом помещении;

и) усталость и недостаток энергии;

к) чувство безнадежности ("какая польза во всем этом");

л) слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;

м) очень сильное раздражение по поводу мелких событий;

н) неспособность расслабиться по вечерам;

о) регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;

п) трудности в принятии решения;

р) невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня; слезливость;

с) убеждение, что вы ни с чем толком не можете справиться;

т) недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;

у) нежелание встречаться с новыми людьми и изучать что-то новое;

3. Насколько вы оптимистичны в настоящее время:

а) больше, чем обычно;

б) как обычно;

в) меньше, чем обычно.

4. Нравится ли вам смотреть спортивные состязания?

5. Можете ли вы позволить себе понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины, что вы ещё не всё подготовили для школы?

6. Можете ли вы в разумных пределах говорить откровенно:

а) с учителями;

б) с друзьями;

в) с членами семьи.

7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в вашей жизни:

а) вы сами;

б) кто-то другой.

8. Когда вас критикуют в школе учителя, как вы обычно чувствуете себя:

а) сильно огорченным;

б) умеренно огорченным;

в) слабо огорченным

9. Вы оканчиваете день с чувством удовлетворения от достигнутого:

а) часто;

б) иногда;

в) только изредка.

10. Испытываете ли вы большую часть времени чувство, что у вас есть неулаженные конфликты с друзьями?

11. Объем выполняемой вами домашней работы превышает отведенное для этого время:

а) постоянно;

б) иногда;

в) только изредка.

12. Часто ли вы представляете себе, какие у вас перспективы в учебе:

а) как правило, да;

б) иногда;

в) лишь изредка.

13. Могли ли бы вы сказать, что обычно у вас достаточно времени, которое вы тратите на себя?

14. Если вы хотите обсудить с кем-либо свои проблемы, легко ли нам обычно найти слушателя?

15. Находитесь ли вы на пути, более или менее обеспечивающем достижения ваших главных жизненных целей?

16. Вы скучаете в школе:

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

17. Вы с удовольствием собираетесь школу:

а) в большинстве случаев;

б) в некоторые дни;

в) лишь изредка.

18. Чувствуете ли вы, что в школе по достоинству ценят ваши способности и дела?

19. Чувствуете ли вы себя по достоинству вознагражденным в школе за ваши способности и дела?

20. Есть ли у вас чувство, что ваши учителя:

а) не активно помогают именно вам в учебе,

б) активно помогают вам в учебе?

21. Если бы вы должны были оценить в баллах симпатии - самому себе по шкале от 5 (максимум) до 1 (минимум), какой балл вы бы поставили сами себе?

Ключи к ответам:

Поставьте себе баллы в соответствии с приведенными ключами и просуммируйте их:

1.а) 0; 6) 1; в) 2; г) 3; д) 4.

2. За каждое "да" по 1 баллу.

3. 9, 12, 17, 20. а)0; б)2; в)1.

4. 5,13,14,15,18,19. "да" - 0, "нет" - 1.

6. За каждый "да" - 0, за каждый "нет" - по 1 баллу.

7. а) 0; 6) 1.

8. 11,16 а)2; 6)1; в)0.

10. "нет" - 0, "да" - 1.

21.За "5" - 0, за "4" - 1, за "3" - 2, за "2" - 1, за "1" - 4.

Просуммируйте баллы. Если вы получили:

  • От 0 до 15 баллов, то стресс не является проблемой вашей жизни;
  • От 16 до 30 баллов, то у вас умеренный уровень стресса для занятого и много работающего хорошо успевающего учащегося. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.
  • От 31 до 45 баллов, стресс представляет безусловную проблему. Очевидна необходимость коррекционных действий. Чем больше вы будете находиться в школе при таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа вашей школьной жизни.
  • От 46 до 60 баллов. На этом уровне стресс представляет собой главную проблему, и что-то должно быть сделано немедленно Вы можете оказаться очень близки, к стадии истощения в общем адаптационном синдроме (стрессе). Напряжение должно быть ослаблено.

Психологическое здоровье учителя.

Профилактика эмоционального сгорания

Главная цель использования здоровьесберегающих технологий - здоровье школьников, но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима. И дело не только в том, что нездоровый учитель не может обеспечить тот уровень внимания к учащемуся, который необходим для эффективной заботы о его здоровье, но и в воспитательном воздействии педагога. Аксиома, что не занимающийся воспитанием учитель превращается в "урокодателя". А полноценное воспитание - это формирование и культуры здоровья, в том числе своим примером.

Ни для кого не секрет, что профессия учителя относиться к разделу стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Психофизическая усталость - первотолчок в развитии патологии души и тела, психосоматических заболеваний; она постепенно переходит в психологическую и телесную депрессию.

Успешная профессиональная деятельность педагогов предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню их психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию.

Однако довольно большой процент педагогов отличается состоянием эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Постоянное воздействие напряженных факторов профессионального труда ведет к ухудшению результатов их деятельности, к снижению работоспособности, снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, воображения). В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критических моментов и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности является профессионально значимым качеством личности педагога.

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами и учениками. Существует несколько уровней проявления эмоционального сгорания. Приведем их в порядке усилении:

Физиологический (начальный уровень) - проявляется в виде головных болей, болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах, горле, нарушении сна и т.д., возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий уровень эмоционального сгорания.

Эмоциональный - выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, агрессии (депрессии), раздражительности.

Поведенческий уровень. О его наступлении свидетельствуют: бурные неадекватные реакции, опоздания на работу, стремление уйти пораньше, частые перерывы в работе, стереотипность восприятия учеников и т.д.

Смысловой уровень. Утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.

Таким образом, можно сделать вывод, что задача повышения грамотности учителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных, что в интересах здоровья и самих учителей, и их воспитанников. Каждому педагогу необходимо владеть умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности.

Стресс - неспецифическая реакция организма на любое к нему требование.

Существуют объективные (не зависят от личностных особенностей человека) и субъективные (индивидуальные и ситуативные особенности) стресс-факторы.

К индивидуальным особенностям можно отнести определенные характерологические особенности. В психологической литературе описан тип личности А, который наиболее подвержен стрессу. У людей типа А высокая мотивация достижения. Как известно, существует разделение людей на два типа: один из них мотивирован на достижения, а другой - на избегание неудачи. Люди типа А - это те, кто за ценой не постоят. Цена же - собственное здоровье.

Опросник, диагностирующий личность типа А

На следующие вопросы дайте ответ "да" или "нет". Долго не раздумывайте, наиболее искренними бывают те ответы, которые приходят первыми.

1. Характерно ли для вас заниматься сразу несколькими вещами (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте и одновременно раскачиваться в кресле)?

2. Испытываете ли вы чувство вины в минуты отдыха от сознания, что не все дела завершены?

3. Возникает ли у вас желание, когда говорят другие, прервать их, закончить фразу или еще каким-либо способом ускорить беседу?

4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей?

5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы иметь возможность перейти к следующему виду работы?

6. Наблюдательны ли вы, если происходящее непосредственно не связано с вашими интересами?

7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь (т.е. обладать чем-либо), чем быть (т.е. испытывать себя)?

8. Стремительны ли вы, как правило, в еде, разговоре, ходьбе и т.д.?

9. Возникает ли у вас чувство раздражения при общении с теми, кто слоняется без дела?

10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения и напористости?

11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат, чем удовольствие от процесса?

12. Трудно ли вам смеяться над самим собой?

13. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?

14. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на собрании не выступить на нем?

15. Предпочитаете ли вы пассивный отдых (сон, релаксация) активному?

16. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчиненных, близких), стремиться к достижению ваших собственных стандартов, при этом, не слишком интересуясь тем, чего они хотят на самом деле от жизни?

Ключи:

Поставьте себе по 1 баллу за отрицательный ответ в вопросе 6 и за положительные во всех остальных. Просуммируйте баллы. Если вы набрали 16 баллов, то вы - крайне выраженный тип личности А.

Что можно изменить в поведении людям этого типа, чтобы снизить риск заболеваний:

1) чаще смейтесь, отвлекайтесь от работы;

2) увлекайтесь или увлекитесь чем-либо, помимо работы. Есть много вещей и дел, которые заслуживают вашего внимания, приносят удовольствие, но не относятся к работе.

3) не старайтесь вникать во все дела, часть полномочий передайте помощникам и тем самым:

4) уменьшите нагрузку на себя,

5) замедлите темп речи и жизни,

6) будьте терпимы по отношению к себе и окружающим.

Памятки для педагогов

Первая помощь после воздействия стрессовых факторов

Существует система приемов эмоциональной саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов. К ней относятся следующие приемы:

  • Используйте любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
  • Медленно осмотритесь по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывая их внешний вид, говоря себе: "Коричневый стул, мягкое кресло и т.д.". Сосредоточение на каждом отдельном предмете, послужит отвлечением от внутреннего стрессового напряжения, так как внимание переключается на рациональное восприятие окружающей обстановки.
  • Посмотреть в окно на небе. Сосредоточиться на том, что видите.
  • Набрав в стакан воды, медленно, сосредоточенно выпить. Сконцентрировать внимание на ощущениях в тот момент, когда вода будет течь по горлу.
  • Применить формулу успокоения, например: "Сегодня я не обращаю внимания на пустяки".
  • Существует множество физиологических механизмов разрядки, которые оказывают восстанавливающее действие на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания выговориться и т.д. Не надо блокировать их.
  • Возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: сделать несколько ударов по воображаемому предмету, побоксировать подушку.
  • Разрядить эмоции - выговориться кому-то до конца. После того как человек выговорится, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение.
  • Найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, где можно выплакаться.
  • Переключитесь на интересную деятельность, любимое занятие - создайте новую доминанту.
  • Необходимо помнить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуации. В острой эмоциогенной ситуации не следует принимать никаких решений. Успокойтесь, а затем все обдумайте - по принципу: "Подумаю об этом завтра".

В здоровом теле не плачет дух

"Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана здоровья".
С. Смайлс

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Лучший путь к успеху и сотрудничеству с коллегами - хорошее настроение и положительный подход к решению проблем. Положительные эмоции (так же как и отрицательные) заразительны. И друзья, и семья, и ученики будут вам благодарны за подаренную возможность взглянуть на мир с радостью. Известно также, что люди тянутся к оптимистам и избегают пессимистов.
  • Стремитесь, поборот страх. Жить со страхами - это форма психологической инвалидизации, постепенно поглощает личность. Если побороть нелепые страхи не получается самостоятельно, надо обратиться к специалисту - психологу, психотерапевту.
  • Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Одно дело, помогать другим, когда это вам по силам, и совсем другое, когда друзья и коллеги постоянно вас эксплуатируют. Это может привести к чувству вины, если вы не сможете исполнить чью-то просьбу.
  • Старайтесь реже говорить: "Я этого не могу сделать". Ведь если другие верят в ваши возможности, то почему бы вам действительно не попробовать свои силы. Не упускайте своих возможностей, когда кто-то попросит вас о чем-либо или предложит что-то сделать.
  • Маленькие радости в ваших руках. Стоит ли огорчаться из-за того, что вам редко дарят цветы, которые вы любите? Купите их сами, поставьте на стол, и вы увидите, как улучшиться настроение.
  • Не забывайте, что вы красивы. На работе или дома несколько раз в день мысленно повторяйте себе: " Я - красивая!" и не забывайте подтверждать это внешним видом и поведением. Ваша любимая помада на губах плюс улыбка сделает вас просто неотразимой.