Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели:
- Обобщение и закрепление знаний учащихся о разделительном мягком и твердом знаках. Наблюдение над словами с разделительным мягким и твердым знаками.
- Развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, обогащение словарного запаса через работу с пословицами, этимологический анализ слов.
- Активизация познавательной деятельности через игровую форму.
- Воспитание эмоциональной культуры через сказку, игру.
- Создание атмосферы доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися, стимулирование активной деятельности учащихся через игровые задания и приемы.
Оборудование: карта, на которой изображено Царство Лени, изображение царицы Графики и царицы Фонетики, дерево с листьями, раздаточный материал: разделительные знаки Ь и Ъ для каждого обучающегося, таблица для игры «Пройди по лесенке!».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Запись на доске:
Оба знака хороши,
Достойны оба чести,
Когда стоят они в нужном месте.Прозвенел звонок! Внимание!
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
2. Введение в сказку
– Ребята, сегодня наш урок будет похож на
волшебную сказку. Как и всякая сказка, урок наш
начинается с колдовства.
В стране Словография случилось несчастье.
Лохматая и злобная Лень заколдовала прекрасную
принцессу Графику и принцессу Фонетику. И начало
твориться неладное. Стали пропадать буквы.
Убедитесь сами:
Было съезд – стало с-езд
Была вьюга – стало в-га
Было съели – стало с-елиДогадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновник всех преград?
И что это за знаки
Потерялись в наших словах?
– Разделительные мягкий и твердый знаки.
– Правильно. Но надо спасти Графику и Фонетику, чтобы вернулись разделительные знаки в свои слова, а если не спасем, то от безграмотности сами навсегда останемся в царстве Лени. Лень боится умных и трудолюбивых учеников, поэтому постарается нам помешать при выполнении заданий. А если вы все правильно будете выполнять, Лень со страху будет исчезать. Сейчас давайте расскажем, что мы знаем о разделительном твердом и мягком знаках.
3. Актуализация знаний учащихся о Ь и Ъ знаках
– Расскажите, когда пишется разделительный
мягкий знак?
– Что вы знаете о правописании разделительного
твердого знака?
– Почему мы называем Ъ подсказчиком?
– Чем отличаются разделительные Ь и Ъ знаки?
– Посмотрите, ребята, Лень уже тает, исчезает на
глазах (убирается одна часть Лени). Она уже нас
боится, но все равно все пуще злится, и отправила
к нам своих слуг – Жуков-Буквоедов. Они обглодали
некоторые буквы в словах с непроверяемой
безударной гласной. Давайте попытаемся
прочитать эти слова и рассказать, что мы о них
знаем.
4. Словарная работа
На доске слова: медведь, заяц, еж, лисица.
Письмо слов с комментированием, объяснение всех орфограмм. Этимологический анализ слов.
– Почему слова медведь и ведьма являются
родственными?
– Медведь – ведающий мед, ведать –
знать.
– Почему лисицу так называют?
– Лиса образовано от лис-. До сих пор кое-где
у нас бытуют выражения лисый (желтоватый),
залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей
зверя прозвали за желтую шерсть.
– А сейчас образуйте при помощи корня -еж- и
приставки -с- однокоренное слово. Образуйте
новые слова с помощью приставок с- , под-, об-
и корня -ел- новые слова.
Подведение итогов.
– Мы еще раз вспомнили, когда пишется разделительный Ъ, словарные слова вы знаете хорошо и даже знаете происхождение этих слов. Своими знаниями вы побеждаете Лень. Она исчезает, но не успокаивается (убирается второе полотно Лени)
5. Зрительно-слуховой диктант
– Внимание! Лень приготовила нам новые
испытания!
– Сейчас отправляемся в Заколдованный лес.
Испугались слова и спрятались за ели? Догадаться
вы сумели, что же это за слова?
Ущелье
Подземелье
Ожерелье
Капелью
Свирелью
Акварелью
– Какие опасные места встретились во всех этих словах? Давайте запишем эти слова по памятке №1.
Подведение итогов. С этим испытанием
вы справились. Боится нас Лень, исчезает
(убирается третье полотно Лени). Напустила такой
сильный ураган, что он сорвал с деревца все
листочки и разбросал их на поляне. На листочках
записаны слова из пословицы, все они
разлетелись. Давайте составим пословицу, что у
вас получилось?
«Маленькое дело лучше большого безделья»
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Какие
еще пословицы вы знаете о трудолюбии?
– Какую работу выполняет мягкий знак –
показатель мягкости, а какую – разделительный
мягкий знак?
– Запишите эти пословицы, пользуясь памяткой №1.
Подведение итогов.
– Молодцы! Вы много знаете пословиц о трудолюбии, значит, вы уже никогда не захотите оказаться в царстве Лени. И опять посмотрите, Лень исчезает, ее становится все меньше и меньше.
6. Физкультминутка
Мы в сказку к злой Колдунье
Собрались в дальний путь
Летели, плыли, ехали,
Пора и отдохнуть.
А в сказке той увидим мы
И прудик, и цветы.
Про разделительные знаки
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретились
Лисица, заяц, еж.
Дорогу в царство Графики,
Фонетики, Грамматики
Немедля ты найдешь.
Все любят сказки добрые!
Довольна детвора,
Скорее все за дело
Вновь в сказку нам пора!
7. Задание на развитие внимания и наблюдательности
– Лень решила проверить, кто из вас внимательный и наблюдательный.
Злая Лень на доске
Написала такое:Я села кашу. Я пю воду.
Я веду семку. Я забила коля.Итак, написала, прочла
Но ошибок не нашла.
Она решила запутать нас.
Кто исправит весь рассказ?
– Запишите все предложения правильно.
Взаимопроверка.
Подведение итогов.
– Молодцы! Вы нашли все ошибки и грамотно списали предложения. Коварной Лени уже осталось совсем мало. Лень приготовила для нас еще одно испытание. Нужно правильно выбрать знаки Ь или Ъ. Я буду называть слова, а вы должны выбрать карточку с нужным знаком.
8. Слуховой диктант
Счастье, съезд, объявление, льется, обезьяна, съела, вьется, подъем.
– Молодцы! А теперь давайте пробежим по лесенке вверх к знаниям и победим Лень.
8. ---ь--- ульи
7. ---ъ--- семья
6. ---ь--- бульон
5. ---ъ--- объедки
4. ---ъ--- подъезд
3. ---ь--- варенье
2. ---ъ--- съедобный
1. ---ъ--- объяснить
– Посмотрите, Лень исчезла, растаяла на глазах благодаря вашим стараниям, усилиям и знаниям. Вы победили Лень и спасли царицу Графику и царицу Фонетику.
(На доске под плакатом Лени были спрятаны царицы. Появляются царица Графики и царица Фонетики).
– Мы спасли Графику и Фонетику, и посмотрите, вернулись знаки в свои слова: съезд, вьюга, съели и другие.
– Давайте вспомним, что изучают эти науки?
Графика – наука, которая изучает буквы (от греч.
«графо» – пишу)
Фонетика – наука, которая изучает звуки (от греч.
«фоне» – звук)
Герб в стране Графика – «Глаз»
Герб в стране Фонетика – «Ухо»
9. Подведение итогов урока
– Ребята, вы все молодцы! Надеюсь, вы никогда не окажетесь в царстве Лени, будете всегда такими же старательными и трудолюбивыми. А слова со знаками Ь и Ъ всегда будете правильно писать.
Ученики читают стихотворения про разделительные Ь и Ъ знаки.
«Оба знака хороши.
Достойны оба чести,
Когда стоят они в нужном месте!»Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок!
Перемены ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
Урок окончен, желаю всем успехов!
Литература: Я познаю мир: Детская энциклопедия. Русский язык. Автор В.В.Волина