Урок-сказка "Прочь с дороги, Лень!". Тема: "Разделительный мягкий и твердый знаки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • Обобщение и закрепление знаний учащихся о разделительном мягком и твердом знаках. Наблюдение над словами с разделительным мягким и твердым  знаками.
  • Развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, обогащение словарного запаса  через работу с пословицами, этимологический анализ слов.
  • Активизация познавательной деятельности через игровую форму.
  • Воспитание эмоциональной культуры через сказку, игру.
  • Создание  атмосферы доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися, стимулирование активной деятельности учащихся через игровые задания и приемы.

Оборудование: карта, на которой изображено Царство Лени, изображение царицы Графики и царицы Фонетики, дерево с листьями, раздаточный материал: разделительные знаки Ь и Ъ для каждого обучающегося, таблица для игры «Пройди по лесенке!».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Запись на доске:

Оба знака хороши,
Достойны оба чести,
Когда стоят они в нужном месте.

Прозвенел звонок! Внимание!
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

2. Введение в сказку

– Ребята, сегодня наш урок будет похож на волшебную сказку. Как и всякая сказка, урок наш начинается с колдовства.
В стране Словография случилось несчастье. Лохматая и злобная Лень заколдовала прекрасную принцессу Графику и принцессу Фонетику. И начало твориться неладное. Стали пропадать буквы. Убедитесь сами:

Было съезд – стало с-езд
Была вьюга – стало в-га
Было съели – стало с-ели

Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновник всех преград?
И что это за знаки
Потерялись в наших словах?

– Разделительные мягкий и твердый знаки.

– Правильно. Но надо спасти Графику и Фонетику, чтобы вернулись разделительные знаки в свои слова, а если не спасем, то от безграмотности сами навсегда останемся в царстве Лени. Лень боится умных и трудолюбивых  учеников, поэтому постарается нам помешать при выполнении заданий. А если вы все правильно будете выполнять, Лень со страху будет исчезать. Сейчас давайте расскажем, что мы знаем о разделительном твердом и мягком знаках.

3. Актуализация знаний учащихся  о Ь и Ъ знаках

– Расскажите, когда пишется разделительный мягкий знак?
– Что вы знаете о правописании разделительного твердого знака?
– Почему мы называем Ъ подсказчиком?
– Чем отличаются разделительные Ь и Ъ знаки?
– Посмотрите, ребята, Лень уже тает, исчезает на глазах (убирается одна часть Лени). Она уже нас боится, но все равно все пуще злится, и отправила к нам своих слуг – Жуков-Буквоедов. Они обглодали некоторые буквы в словах с непроверяемой безударной  гласной. Давайте попытаемся прочитать эти слова и рассказать, что мы о них знаем.

4. Словарная работа

На доске слова: медведь, заяц, еж, лисица.

Письмо слов с комментированием, объяснение всех орфограмм. Этимологический анализ слов.

– Почему слова медведь и ведьма являются родственными?
Медведь – ведающий мед, ведать –  знать.
– Почему лисицу так называют?
– Лиса образовано от лис-. До сих пор кое-где у нас бытуют выражения  лисый (желтоватый), залисеть (пожелтеть). Следовательно, лисицей зверя прозвали за желтую шерсть.
– А сейчас образуйте при помощи корня -еж- и приставки -с- однокоренное слово. Образуйте новые слова с помощью приставок  с- , под-, об- и корня -ел- новые слова.

Подведение итогов.

– Мы еще раз вспомнили, когда пишется разделительный Ъ, словарные слова вы знаете хорошо и даже знаете происхождение этих слов. Своими знаниями вы побеждаете Лень. Она исчезает, но не успокаивается (убирается второе полотно Лени)

5. Зрительно-слуховой диктант

– Внимание! Лень приготовила нам новые испытания!
– Сейчас отправляемся в Заколдованный лес.  Испугались слова и спрятались за ели? Догадаться вы сумели, что же это за слова?

Ущелье
Подземелье
Ожерелье
Капелью
Свирелью
Акварелью

– Какие опасные места встретились во всех этих словах? Давайте запишем эти слова по памятке №1.

Подведение итогов. С этим испытанием вы справились. Боится нас Лень, исчезает (убирается третье полотно Лени). Напустила такой сильный ураган, что он сорвал с деревца все листочки и разбросал их на поляне. На листочках записаны слова из пословицы,  все они разлетелись. Давайте составим пословицу, что у вас получилось?
«Маленькое дело лучше большого безделья»

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Какие еще пословицы вы знаете о трудолюбии?
– Какую работу выполняет мягкий знак – показатель мягкости, а какую – разделительный мягкий знак?
– Запишите эти пословицы, пользуясь памяткой №1.

Подведение итогов.

– Молодцы! Вы много знаете пословиц о трудолюбии, значит, вы уже никогда не захотите оказаться  в царстве Лени. И опять посмотрите, Лень исчезает, ее становится все меньше и меньше.

6. Физкультминутка

Мы в сказку к злой Колдунье
Собрались в дальний путь
Летели, плыли, ехали,
Пора и отдохнуть.
А в сказке той увидим мы
И прудик, и цветы.
Про разделительные знаки
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретились
Лисица, заяц, еж.
Дорогу в царство Графики,
Фонетики, Грамматики
Немедля ты найдешь.
Все любят сказки добрые!
Довольна детвора,
Скорее все за дело
Вновь в сказку нам пора!

7. Задание на развитие внимания и наблюдательности

– Лень решила проверить, кто из вас внимательный и наблюдательный.

Злая Лень на доске
Написала такое:

Я села кашу. Я пю воду.
Я веду семку. Я забила коля.

Итак, написала, прочла
Но ошибок не нашла.
Она решила запутать нас.
Кто исправит весь рассказ?

– Запишите все предложения правильно.

Взаимопроверка.

Подведение итогов.

– Молодцы! Вы нашли все ошибки и грамотно списали предложения.  Коварной Лени уже осталось совсем мало. Лень приготовила для нас еще одно испытание. Нужно правильно выбрать знаки Ь или Ъ. Я буду называть слова, а вы должны выбрать карточку с нужным знаком.

8. Слуховой диктант

Счастье, съезд, объявление, льется, обезьяна, съела, вьется, подъем.

– Молодцы!  А теперь давайте пробежим по лесенке вверх к знаниям и победим Лень.

8. ---ь---                      ульи
7. ---ъ---                      семья
6. ---ь---                      бульон
5. ---ъ---                      объедки
4. ---ъ---                      подъезд
3. ---ь---                      варенье
2. ---ъ---                      съедобный
1. ---ъ---                      объяснить

– Посмотрите, Лень исчезла, растаяла на глазах благодаря вашим стараниям, усилиям и знаниям. Вы победили Лень и спасли царицу Графику и царицу Фонетику.

(На доске под плакатом Лени были спрятаны царицы. Появляются царица Графики и царица Фонетики).

– Мы спасли Графику и Фонетику, и посмотрите, вернулись знаки в свои слова: съезд, вьюга, съели и другие.

– Давайте вспомним, что изучают эти науки?

Графика – наука, которая изучает буквы (от греч. «графо» – пишу)
Фонетика – наука, которая изучает звуки (от греч. «фоне» – звук)
Герб в стране Графика – «Глаз»
Герб в стране Фонетика – «Ухо»

9. Подведение итогов урока

– Ребята, вы все молодцы! Надеюсь, вы никогда не окажетесь в царстве Лени, будете всегда такими же старательными и трудолюбивыми. А слова со знаками Ь и Ъ всегда будете правильно писать.

Ученики читают стихотворения про разделительные Ь и Ъ знаки.

«Оба знака хороши.
Достойны оба чести,
Когда стоят они в нужном месте!»

Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок!
Перемены ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
Урок окончен, желаю всем успехов!

Литература: Я познаю мир: Детская энциклопедия. Русский язык. Автор В.В.Волина