Математическое ралли. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

  • закрепить умение применять знания, умения и навыки при преобразовании выражений;
  • расширить знания учащихся о памятниках природы нашего района;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать активность, любознательность;
  • содействовать побуждению интереса к математики.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор,
  • карточки, листки с заданиями,
  • часы, экран ралли.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний (устный опрос)
  3. Работа над материалом (игра – путешествие)
  4. Итог урока
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс предварительно разделен на 3 команды по 5 человек. Каждая команда сидит за отдельным столом. Для каждой команды приготовлены задания, которые находятся в конверте.

Учитель: Приветствует учащихся. Сообщает тему урока, цели урока, план урока.

Объясняет правила путешествия.

Урок-путешествие “Математическое ралли” пройдет по Кармаскалинскому району. Будут 3 остановки. Команда, пришедшая первой на конечный пункт, является победителем нашего ралли. Очки засчитываются за правильный ответ, за быстроту, четкость, поддержку.

II. Актуализация знаний.

Прежде чем начать путешествие необходимо машины заправить топливом. Что мы и сейчас сделаем.

Устный счет.

  1. Какое выражение называется числовым?
  2. Какие математические законы необходимы при нахождении значения числового выражения?

Переместительный закон а +в=в+а, ав=ва.

Сочетательный закон (а+в)+с=а+(в+с), авс=а(вс).

Распределительный закон а(в+с)=ав+ас.

3. Вычислите наиболее рациональным способом.

    1/2 + 2 2/3 +1 1/2 +11/3

    4,16+2,5+6,04+3,5

    7,8*6,3+7,8*13,7

    17,96*0,1-0,1*81,96

    4,03*27,9-17,9*4,03

III. Работа над материалом.

Первая остановка “Карламанская пещера”

В нашей республике немало пещер, образованных в гипсах. Одной из таких является Карламанская пещера, находящаяся в Кармаскалинском районе. Среди известных в Башкирии гипсовых пещер она занимает второе место по длине после Куэшты и представляет интерес как памятник природы.

Карламанская пещера расположена в Уршак-Бельском междуречье, в бассейне карстовой речки Карламан — левого притока р. Белой. От ближайшего села Старый Карламан она находится в 3 км вверх по карстово-эрозионному суходолу Сагыл-Елга.

Пещера имеет два входных отверстия, расположенных на одном и том же уровне на расстоянии 8 метров друг от друга. Левое, более широкое отверстие размером 4,5– х 3 метра завалено опавшими со скалы глыбами. Заходить в него неудобно, и поэтому следует воспользоваться правым – удобным и доступным. В метрах 10 от начала ,образуя резкий поворот влево, он выходит в коридор, простирающийся на 198 метров. Карламанская пещера и ее окрестности представляет большой интерес и как памятник природы должна быть сохранена в неприкосновенности. К сожалению, охрана пещеры в настоящее время почти не осуществляется. Часть скалы поблизости от входа в пещеру была взорвана с целью добычи камня для строительства дороги. Всюду здесь пасется скот.

Задания для команд на карточках. По одному представителю от команды выходят решать к доске.

1 карточка. (1 1/2 + 2 2/3 ): 3 3/4 -2/5

5,73:10+8,5*0,01

2 карточка. 1 1/10 + 7: (3 1/12 – 1 5/8)

8,94:100++6,34*0,01

3 карточка. 3 1/10 – 1 5/9 *(2 1/4 – 1 7/8)

6,37*10+2631:100

Подведение итогов первого этапа. Выставление в экран баллов.

Вторая остановка. “Голубое озеро”.

В 2-х километрах от с. Новомусино есть озеро “Зэнгэр-Куль”, что в переводе на русский означает “Голубое озеро”. Это один из мощнейших источников в республике после “Красного ключа”, “Кургазак” и Ибрагимовского родника в Ишимбайском районе. В состав памятников природы РБ он был включён в 2003 году.

Вода голубая. Оттенок дает растворенный гипс. Глубина около 5-ти метров. Из-за подземных источников зимой вода в озере не замерзает, она круглый год постоянной температуры +8оС.

В его воде содержится немало полезных для человека микроэлементов. По мнению специалистов, эту воду можно применять для лечения ряда заболеваний.

Задания для команд на карточках. По одному представителю от команд.

Раскройте скобки.

1 карточка. x+ (в+с+а)-d

a-(b+c-d)

2x+9=13-x

2 карточка. x+a+(b-d)

m-(n+p-q)

14-y=19-11y

3карточка. x+(b-a+d)

a-(d+c-k)

0,8x+14=2-1,6x

Подведение итогов. Выставление оценок на экране.

Третья остановка. “Аксаковское озеро и его окрестности”.

Озеро Киешки расположено в 30 километрах от г. Уфы в Кармаскалинском районе около д. Старые Киешки.

В Башкирии имеется много других озер, которые по своей красоте не уступают Киешкам, однако последнее заслуживает особого интереса в связи с тем, что картины этой местности описаны более 110 лет назад замечательным художником слова и талантливым натуралистом Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в его книге “Детские годы Багрова-внука”.

Озеро Киешки представляет собой старицу р. Белой, оно и сейчас весной заливается водами реки и сообщается с ней.

Однако окружающая озеро местность сильно изменилась. Берег озера почти безлесый.

Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в его книге “Детские годы Багрова-внука”.

Детские годы С. Т. Аксакова прошли около этого озера в их имении. Он описывает его как многоводное, богатое рыбой.

Задания для команд.

1 карточка. Турист, прошел в первый день 3у км, а во второй день на 2х км больше. Какое расстояние прошел турист за два дня? Вычислите это расстояние при у=3,4 и х=2,5.

2 карточка. Найдите площадь прямоугольного участка земли, если его длина равна х м, а ширина на у м меньше. Вычислите эту площадь при х=10, у=2,1.

3 карточка. Токарь за один час может изготовить 3а деталей, а его ученик изготавливает на в деталей меньше. Сколько  деталей они могут изготовить вместе за 1 час? Найдите это количество при а=5, в=4.

Подведение итогов на этой остановке.

Последняя остановка. Финиш. Самостоятельная работа.

  1. Найдите значение выражения
  2. 3,4*6,8+3,5*3,2
    3,17+10,2+0,83++9,8

  3. Решите уравнение.
  4. 2,5х+15=30

  5. Найдите значение выражения.
    Х2 -5У, при Х=-2, У=1,6

Выполним самопроверку заданий .(ответы на экране)

IV. Итог урока.

– Что вы сегодня нового узнали на нашем уроке?

– Понравился ли вам урок?

V. Домашнее задание.

Подготовить свои интересные факты и свяжите их с математикой.

Презентация