Цели:
- знакомство с прибавлением числа по частям и понятием «удобные слагаемые», формирование вычислительных навыков;
- закрепление умения решать задачи;
- развитие памяти, внимания и логического мышления;
- воспитание чувства коллективизма и товарищества.
Оборудование: О.А.Захарова, Е.П.Юдина «Математика в вопросах и заданиях (тетрадь для самостоятельной работы) слайды, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Подготовка готовности к уроку рабочего места.
– Улыбнулись друг другу, учителю, гостям.
II. Чистописание
Письмо числа 13.
– Что знаете об этом числе? (Это двузначное
число, потому что состоит из двух цифр 1 и 3. В нем 1
десяток и 3 единицы. Его соседи: слева в числовом
ряду стоит число 12, а справа – 14. Разрядные
слагаемые 10 и 3.)
– А вы знаете, ребята, как в народе называют это
число? (Чертова дюжина.)
– Почему его так называют, как вы думаете? (Люди
считают, что это несчастливое число. Оно приносит
людям несчастье. В некоторых странах нет дома №13,
нет квартиры №13, нет 13-го этажа в доме.)
– Так вот, с числом 13 к нам на урок явилась
нечистая сила. Только вспомни о ней, и она тут как
тут.
(Приложение. Слайд 1)
– Как вы думаете, зачем эта нечисть к нам
пожаловала? (Ответы детей.)
– Домовой, Кикимора, Леший, Баба-Яга, Водяной,
Черт и Змей Горыныч хотят померяться с вами
силой. Они думают, что вы еще маленькие, ничего не
знаете, вас легко одолеть.
– Вы согласны?
– А в чем заключается ваша сила? (В знаниях.)
III. Постановка темы и цели урока
– Мы должны сегодня на уроке показать нечисти
чему мы уже научились за все время обучения в
школе, научиться быстро решать примеры с помощью
сложения чисел по частям, познакомиться с
удобными слагаемыми.
– Дети, как вы думаете, сможем мы это?
– Ну, тогда в бой!
IV. Подготовка к изучению новой темы
– Итак, первым с вами решает сразиться Водяной.
(Приложение. Слайд 2)
Чтение текста о водяном со слайда.
– Попробуйте, ребята, развлеките его, чтобы он не утащил вас на дно реки. А для этого нужно вспомнить состав числа 10.
1 + = 10 + 7 = 10
3 + = 10 + 4 = 10
5 + = 10 + 2 = 10
8 + = 10 + 9 = 10
Дети работают в парах. Ввзаимопроверка.
Водяного мы легко одолели отправляемся дальше.
V. Новый материал
– А теперь с вами хочет померяться силами Леший.
(Приложение. Слайд 3)
Чтение текста о Лешем со слайда
– А вот сможет ли он вас сбить с толку мы сейчас посмотрим. Он и задание вам такое подобрал.
Найти значение суммы разными способами
7 + 5
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 3) + 2 = 10 + 2 = 12
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 2) + 3 = 9 + 3 = 12
7 + 5 = 7 + (4 + 1) = (7 + 4) + 1 = 11 + 1 = 12
7 + 5 = 7 + (4 + 1) = (7 + 4) = 1 = 11 + 1 = 12
– Какой способ самый удобный? Почему?
– Как мы прибавили число 5? (Мы прибавили число 5
по частям, разложив его на удобные слагаемые.)
– Справились мы и с заданием Лешего. А на помощь
ему уже спешит его близкая подруга – Кикимора.
(Приложение. Слайд 4)
Чтение текста со слайда
– Не дадим Кикиморе утащить нас на болото и замучить там до смерти.
VI. Закрепление нового материала
«Тетрадь для самостоятельной работы». Задание №2 стр.66
Найти значение суммы чисел 5 и 6 разными способами. Подчеркнуть тот способ, который удобнее для тебя.
Проверка.
– Справились мы и с Кикиморой, но что-то силы нас стали покидать. Надо позвать на помощь Домового.
(Приложение. Слайд 5)
Чтение текста со слайда
– Ребята, давайте мы тоже не будем ссориться с хозяином нашего дома, покажем ему, как мы умеем дружно отдыхать.
Физминутка
Очень сильно разозлилась Баба-Яга, узнав о том, что произошло с Лешим и Кикиморой. Решила она, вот чтобы то ни стало, одолеть вас своими колдовскими чарами.
(Приложение. Слайд 6)
Чтение текста со слайда
Баба-Яга решила проверить умеете ли вы работать
самостоятельно. Справитесь?
«Тетрадь для самостоятельной работы». Задание №3
стр.67.
Вычисли значение сумм способом прибавления по частям
1 вариант. 2 вариант
5 +
7
7 + 5
6 +
9 8
+ 6
Взаимопроверка (в парах)
– Поняла Баба-Яга, что и ей не одолеть таких умных ребятишек и позвала к себе на помощь, кого бы вы думали? Змея-Горыныча.
(Приложение. Слайд 7)
Чтение текста со слайда
– Давайте не будем ждать, пока он обернется кем-нибудь и утащить наших девочек-красавиц, а быстрее решим его задачи.
Задачи на смекалку
- У одноглавого Змея 1 хвост. А сколько хвостов у трехглавого Змея? А у семиглавого?
- Иван-царевич сражался по очереди с тремя Змеями. Всего у него было 6 отрубленных голов. А сколько голов было у каждого Змея?
- «Тетрадь для самостоятельной работы». Задание № 5 стр.67.
– А эту задачу решите самостоятельно.
На столе 8 тетрадей в клетку и столько же тетрадей в линейку. Сколько тетрадей на столе?
Проверка.
– Понял Змей-Горыныч, что и он потерпел поражение, позвал на подмогу самого Черта.
(Приложение. Слайд 8)
Чтение текста со слайда
– Видит Черт, что устали вы, решили вас склонить к лени. Только, что у него из этого выйдет, мы сейчас проверим.
Задание на внимание
– И с этим заданием мы справились. Не перевелись на Руси еще богатыри, только берут они не силой, а знаниями.
VII. Итог урока
– А какие знания вы получили сегодня на уроке?
Рефлексия
– Ребята, посмотрите, какое у меня замечательное настроение, я очень рада за вас. У кого из вас такое же настроение, к веселой мордашке на доске прикрепите свои магнитики с веселыми мордашками.