Образ Емельяна Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел

Разделы: Литература


Цели урока:

Образовательные:

  • узнать историческую правду и особенности художественного вымысла;
  • установить причины изменения образа Емельяна Пугачёва.

Развивающие:

  • создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации.

Воспитательные:

  • помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;
  • -способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "добро", "милосердие", "честь".

Методы обучения:

  • проблемный;
  • исследовательский.

Педагогические технологии:

  • проблемного обучения;
  • компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • А.С.Пушкин "Капитанская дочка"
  • Видеофрагменты художественного фильма "Русский бунт"
  • Иллюстрации к повести "Капитанская дочка". Альбом "А.С.Пушкин",
  • 8 класс
  • Презентация "Емельян Пугачёв в исторических документах"
  • Музыкальная записи А.Малинина.

Словарная работа: обречённость, противоречивость, непредсказуемость.

Ход урока

1. Организационный момент.

Кто ты, странник? Что бродишь долом?
То тревожишь ты ночи гладь?
Отчего, словно яблоко тяжёлое,
Виснет с шеи твоя голова?
С.Есенин "Пугачёв"

Просмотр фрагмента из фильма "Русский бунт"

Сегодняшний урок посвящён Емельяну Пугачёву. Человеку - легенде, человеку загадке.

В литературе образ Пугачёва трактуется по - разному.

Наша задача - рассмотреть:

  • соответствует ли образ Пугачёва в повести реальной исторической личности;
  • каковы особенности художественного вымысла в произведении.

2. Проверка домашнего задания.

Первая группа учащихся.

Исторические факты. Презентация учащихся.

Выводы.

Бедный донской казак; арестован, бежал; скрывался в заволжских степях; умный, отважный предводитель восстания; принял имя императора

Петра III, взятие городов; безуспешная осада Оренбурга; подавление восстания, выдали сообщники, был привезён в Москву и казнён.

Пугачёв в исторических документах 19 века. Сообщения учащихся.

Выводы.

Грамоте не обучен, пьяница, грубиян, раскольник, вор, изменник, бунтовщик, тиран, грабитель, вандал. Пятый самозванец. Принял имя императора

Петра III.

Вторая группа учащихся.

Емельян Пугачёв в исторических песнях.

Песни: "Как за барами житьё было привольное", "В стане Пугачёва", "Пугачёв", "Ты звезда ли, моя звёздочка". (Чтение и обсуждение)

Основные мотивы: оправдание восстания, поддержка восстания, плач по Пугачёву, горе после казни Пугачёва".

Образ Пугачёва: Царь - батюшка, преемник Разина, "Емельян ты наш, родной батюшка!".

Звучит песня в исполнении А.Малинина "Емельян Пугачёв".

3. Закрепление материала и применения знаний и умений.

Историческая личность и образ Пугачёва в произведении.

Учитель напоминает историю создания произведения. Предлагает обратиться к цитатным характеристикам и определить основные черты характера Е.Пугачёва, жизненные принципы.

Работа с текстом повести "Капитанская дочка"

Работа с таблицей (заполняется в процессе работы над произведением)

Историческая правда. Художественный вымысел.
"Мужицкий царь", предводитель бунта.

Служили и те, кто ему не верили.

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга.

Умный, отважный, энергичный.

Жестокий.

Трагическая судьба.

Взаимоотношения с Гринёвым.

"В Пугачёве разбойнике одолевает человек":

- способен проявить милость;

- может быть благородным: на добро отвечает милостью;

- способен оценить честь и мужество противника.

Выводы:

1. А.С.Пушкин не изменил исторической правде.

2. Характер Пугачёва противоречивый.

3. В "Капитанской дочке" в Пугачёве - разбойнике "одолевает человек":

  • способен проявить милость и благородство;
  • способен оценить честь и мужество противника.

Ответить на вопрос:

- Почему автор изменил характер исторической личности в повести "Капитанская дочка"?

Зачитать обращение рассказчика к читателю (гл.6 "Пугачёвщина")

- В каком контексте звучит обращение?

- С чьей стороны применялось насилие?

- Как должны строиться отношения людей, чтобы действительно было улучшение нравов?

Идея повести: Человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении и милосердии. Добро жизнетворно.

Изменение характера героя продиктовано стремлением раскрыть проблематику и идею произведения.

4. Повесть А.С.Пушкина и фильм "Русский бунт".

Просмотр видеофрагмента.

Беседа по вопросам:

- Какие сцены фильма соответствуют повести?

- Какие эпизоды фильма являются вымыслом по отношению к повести?

- С какой целью они введены фильм?

Вывод о характере Емельяна Пугачёва в фильме.

Создатели фильма стремятся подчеркнуть противоречия в образе Пугачёва: крайнюю, порой звериную жестокость и способность совершать милость.

5. Подведение итогов урока.

В исторических трудах Пугачёв, как правило, изображается злодеем. Пушкин, как он сам говорил, стремился к объективности. По словам А.С. Пушкина, его задача - изобразить Пугачёва в соответствии с "истиной исторической, для чего писатель долго работал над документальными источниками.

В повести "Капитанская дочка" образ Пугачёва, с одной стороны, дан как историческая личность - талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773 - 1774гг.

С другой стороны, автор обращает внимание на человеческие качества Пугачёва, которые раскрываются во взаимоотношениях с Гринёвым: эта линия вымышленная, субъективная.

1. "Капитанская дочка" - духовное завещание писателя. (19 октября 1836 г.)

Чему учится дворянство?

А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.

2. Изменение характера героя продиктовано стремлением раскрыть проблематику и идею произведения: человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении и милосердии.

Домашнее задание:

Составить план к теме "Образ Пугачёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".