Модифицированная программа курса для дошколят "Информатика + логика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. С каждым новым месяцем и годом жизни ребенок приобретает всё больше навыков, умений и опыта. Как известно, дети познают окружающий мир через игры. Интеллектуальное развитие дошкольника невозможно представить сегодня без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и развития.

На протяжении нескольких лет в нашей школе, начиная с октября месяца, работает школа выходного дня для будущих первоклассников “Капитошка”. Работая третий год в “Капитошке”, мною была разработана программа курса "Информатика + логика". Данный курс направлен на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Задачами данного курса являются развитие кругозора ребенка, любознательности, логики, внимания, освоение основ работы с компьютером. Для ребят занятия являются самыми интересными и занимательными.

Пояснительная записка.

Введение этого курса дает возможность расширить и углубить у детей умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, классифицировать, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям, уметь использовать знания в практических работах.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.

Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:

  • развитию у учащихся мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;
  • формированию способов действий: обобщения, классификации;
  • проявлению творческой инициативы, интуиции;
  • формированию умений практически применять полученные знания в конкретной ситуации.

Задачи:

  • Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности.
  • Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и умение использовать полученные знания на практике.
  • Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам.

Программа рассчитана на 24 часа (1 час в неделю). Период обучения октябрь – март месяцы. Возраст детей – будущие первоклассники (6–7 лет). Длительность одного занятия – 30 минут.

Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения:

  1. Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение.
  2. Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.
  3. Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям, метод программированного обучения.
  4. Индуктивный и дедуктивный методы.
  5. Частично-поисковый или эвристический метод.
  6. Исследовательский метод.
  7. Контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, выполнение творческих заданий.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

  1. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
  2. Групповые формы работы.
  3. Самооценка выполненной работы.
  4. Дидактическая игра.
  5. Соревнование.

Каждое занятие сопровождается компьютерной презентацией, работой на интерактивной доске, как учителя, так и ребят. Выбор дидактического материала осуществляется к каждому занятию к конкретной теме. Все выполненные задания дошколят сохраняются до конца учебного курса. На последнем занятии каждому ребенку вручается сертификат об окончании программного курса и созданное первое портфолио выполненных заданий.

Тематическое планирование.

Тема Кол-во часов Дата
1 Знакомство с курсом “Информатика и развитие логики и воображения”. Первое знакомство с компьютером. 1  
2 Анализ, классификация предметов. 1  
3 Обучение основам работы с мышкой и клавиатурой. 1  
4 Обобщение по заданному признаку. 1  
5 Знакомство с графическим редактором Paint. 1  
6 Сравнение и выделение главного. 1  
7 Первый рисунок с помощью графического редактора Paint. 1  
8 Простые умозаключения. 1  
9 Компьютерные игры (домино). 1  
10 Действия по предложенной схеме-алгоритму. 1  
11 Рисуем паутинку, замок, звездное небо. 1  
12 Лабиринты. 1  
13 Разделить предметы по признакам (компьютерная презентация) 1  
14 Веселые дидактические игры. 1  
15 Компьютерная игра “Найти логические связи” 1  
16 Сравнение предметов по форме и величине. 1  
17 Создаем своё лото. 1  
18 Построение ряда по заданным параметрам. 1  
19 Играя, обучаясь. 1  
20 Увлекательные словесные игры. 1  
21 Интерактивные пазлы. 1  
22 Исправление ошибок. 1  
23 Создаем сравнительную картинку. 1  
24 Заключительное занятие. Первое портфолио. 1  

Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать.

Основные результаты обучения.

В результате обучения к концу курса дошколята
должны знать:

  • принципы построения закономерностей, предметов, явлений;
  • принципы строения лабиринтов;
  • названия геометрических фигур и их свойства;
  • принцип программирования и составления алгоритма действий.

должны уметь:

  • определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и анализировать;
  • путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические;
  • решать алгоритмические задачи;
  • быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
  • выполнять задания на тренировку внимания;
  • уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата;
  • уметь работать на компьютере управляя мышкой;
  • уметь рисовать в графическом редакторе Paint.

Приложение.

Список литературы:

  1. Л.З. Зак “Как развивать логическое мышление?”.
  2. Л.А сатов “500 задач на сообразительность”.
  3. Л.З. Зак “600 игровых задач для развития логического мышления детей (развивающее обучение, практические задания)”.
  4. Н.Копытов “Лучшие задачи для развития логики”.