Лингвистический вечер для учащихся 6-х классов "Фразеологический калейдоскоп"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цели внеклассного мероприятия:

  • обучающая: повторить тему “Фразеологизмы”, расширить и углубить знания о синонимии и антонимии фразеологизмов;
  • развивающая: развивать умение использовать фразеологизмы в речи, умение работать с толковыми и фразеологическими словарями;
  • воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку.

Метод обучения: индуктивно-дедуктивный.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • толковые словари,
  • фразеологические словари.

Предварительные задания:

1) разделиться на две команды, придумать название команды, связанное с темой вечера, и выбрать командира;
2) выяснить значение и происхождение крылатых выражений, связанных с античной мифологией: дары данайцев, двуликий Янус, кануть в Лету, муки Тантала, яблоко раздора, авгиевы конюшни, нить Ариадны, гомерический смех, троянский конь, ящик Пандоры, весы Фемиды, два Аякса, панический страх, рог изобилия, колесо Фортуны.

План внеклассного мероприятия

  1. Вступление.
  2. Представление команд.
  3. Выполнение заданий:

1) Кроссворд “Фразеологизм”.
2) Задание “Части тела человека”.
3) Задание “Домашние животные”.
4) Задание “Антонимы”.
5) Задание “Буквы славянской азбуки”.
6) Задание “Античная мифология” (Проверка домашнего задания).
7) Задание “Контаминация”.

  1. Заключение.

Ход внеклассного мероприятия

1. Вступление.

Добрый день, дорогие ребята! Приглашаю вас на лингвистический вечер “Фразеологический калейдоскоп”. Как вы думаете, что такое калейдоскоп? (Калейдоскоп – 1) трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками, при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры; 2) быстрая смена разнообразных явлений.)

2. Представление команд.

Команды представляются.

– Сегодня вам будет предложено несколько заданий. Надеюсь, что вы выполните их очень быстро. Желаю удачи обеим командам.

3. Выполнение заданий.

Задание 1. Разгадайте кроссворд “Фразеологизм”.

  1. Фальшивый или не имеющий силы документ.
  2. Громко кричать или плакать.
  3. Наиболее уязвимое место.
  4. Зайти в гости к друзьям, знакомым без предупреждения, без приглашения.
  5. Очень тяжёлая работа.
  6. Глупец, тупица, простофиля.
  7. Последнее произведение писателя, композитора.
  8. Невозмутимое спокойствие.
  9. Бездельничать, праздно проводить время.
  10. Какое-либо дело не оправдывает затраченных на него усилий.
  11. Слегка закусить.
  12. Неловкая услуга, приносящая только вред.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 12.

Ответ. 1) Филькина грамота, 2) реветь белугой, 3) ахиллесова пята, 4) зайти на огонёк, 5) египетский труд, 6) олух царя небесного, 7) лебединая песня, 8) олимпийское спокойствие, 9) гонять лодыря, 10) игра не стоит свеч, 11) заморить червячка, 12) медвежья услуга.

Задание 2. “Части тела человека”. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела.

____ в ____ не клади; ____ кровью обливается; ____ не дорос; ____ не моргнул; ____ не поднимается; ____ о ____ не ударить; ____ оближешь; ____ подвешен; ____ вянут; ____ тонка; без задних ____; в ____ не дует; гора с ____; держать себя в ____; душа в ____ ушла; как на ____; лужёная ____; море по ____; уплетать за обе ____; заговаривать ____; мастер на все ____; прижать к _____; раскинуть _____; с гулькин ____; семи пядей во ____; не ударить в грязь _____; чесать _____, надуть ______.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 28.

Ответ. Пальца в рот не клади; сердце кровью обливается; нос не дорос; глазом не моргнул; рука не поднимается; палец о палец не ударить; пальчики оближешь; язык подвешен; уши вянут; кишка тонка; без задних ног; в ус не дует; гора с плеч; держать себя в руках; душа в пятки ушла; как на ладони; лужёная глотка; море по колено; уплетать за обе щеки; заговаривать зубы; мастер на все руки; прижать к ногтю; раскинуть мозгами; с гулькин нос; семи пядей во лбу; не ударить в грязь лицом; чесать языком, надуть губы.

Задание 3. “Домашние животные”. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.

1) как баран на новые ворота а) глупо, неожиданно и против воли (оказался в неприятном положении)
2) козёл отпущения б) купить неизвестно что, рискуя приобрести плохую вещь
3) купить (покупать) кота в мешке в) о бесконечном повторении одного и того же
4) куры денег не клюют г) до начала дела ещё далеко
5) сказка про белого бычка д) петь плохо, неприятным голосом
6) драть как сидорову козу е) о безвольном, бесхарактерном человеке; о человеке, имеющем жалкий вид
7) драть козла ж) о том, на кого сваливают ответственность за всё
8) ещё и конь не валялся з) сечь, пороть сильно, жестоко, безжалостно
9) как кур вo щи (попал) и) не всегда бывают только удовольствия, случаются и неприятности
10) кот наплакал к) смотрит, уставился: ничего не понимая
11) мокрая курица л) о большом количестве денег у кого-либо
12) не мечите бисера перед свиньями м) сделать большую неприятность кому-либо
13) вот где собака зарыта! н) очень мало кого-нибудь или чего-нибудь
14) подложить свинью о) не тратьте понапрасну слов на людей, которые не могут и не хотят понять вас
15) не всё коту масленица п) вот в чём суть дела!

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 15.

Ответ. 1 к, 2 ж, 3 б, 4 л, 5 в, 6 з, 7 д, 8 г, 9 а, 10 н, 11 е, 12 о, 13 п, 14 м, 15 и.

Задание 4. “Антонимы”. К каждому фразеологизму левой колонки найдите противоположный по смыслу фразеологизм правой колонки.

1) кровь с молоком а) черепашьим шагом
2) рукой подать б) жить на широкую ногу
3) во весь дух в) краше в гроб кладут
4) плыть по течению г) хоть отбавляй
5) перебиваться с хлеба на хлеб д) плыть против течения
6) капля в море е) как свинья в апельсинах
7) в рот не возьмёшь ж) у чёрта на куличках
8) собаку съел з) пальчики оближешь
9) бить баклуши и) спину гнуть
10) без задней мысли к) себе на уме

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 10.

Ответ. 1 в, 2 ж, 3 а, 4 д, 5 б, 6 г, 7 з, 8 е, 9 и, 10 к.

Задание 5. “Буквы славянской азбуки”. В составе некоторых фразеологизмов сохранились наименования букв славянской азбуки. Запишите буквы, которые вы найдете в следующих фразеологизмах: ходить фертом; прописать ижицу; не миновать глаголя; азы да буки; выписать мыслете.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 6.

Ответ. Ходить фертом (ф) – важничать, рисоваться; прописать ижицу (?) – проучить, жестоко наказать кого-либо; не миновать глаголя (г) – о неизбежности сурового наказания кому-либо за его дела, поведение; азы (а) да буки (б) – слишком ясно, очевидно; выписать мыслете (м) – идти нетвердым шагом, заплетающейся походкой.

Задание 6. “Античная мифология” (Проверка домашнего задания). Прочитайте крылатые выражения, связанные с античной мифологией. Каково происхождение каждого выражения? Какое значение имеет каждое выражение?

Дары данайцев, двуликий Янус, кануть в Лету, муки Тантала, яблоко раздора, авгиевы конюшни, нить Ариадны, гомерический смех, троянский конь, ящик Пандоры, весы Фемиды, два Аякса, панический страх, рог изобилия, колесо Фортуны.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 30.

Ответ. Дары данайцев – коварное предательство, скрытое под личиной дружбы; двуликий Янус – двуличный человек; кануть в Лету – навсегда исчезнуть, быть забытым; муки Тантала – нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость; яблоко раздора – предмет, причина спора, вражды; авгиевы конюшни – очень грязное помещение, сильная запущенность, засоренность, беспорядок в делах, требующих больших усилий для их устранения; нить Ариадны (Ариаднина нить) – путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос; гомерический смех (хохот) – неудержимый, громкий хохот; троянский конь – обманчивый дар, коварная услуга; ящик Пандоры – источник несчастий, великих бедствий; весы Фемиды – правосудие; два Аякса – два неразлучных друга; панический страх – безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение; рог изобилия (Амалфеин рог) – символ богатства, изобилия; колесо Фортуны – случай, слепое счастье.

Происхождение каждого фразеологизма смотри в следующих книгах:

1) Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1960.

2) Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения / Авт.-сост. И.А. Елисеев, Л.Г. Полякова. – Ростов н/Д., 2002.

3) Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. – М., 1979.

Задание 7. “Контаминация”. Запишите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

Пороть чепуху, ждать ветра в поле, стреляный калач, язык не поднимается, смотреть спустя рукава, забить во все колокола, не стоит выеденного гроша, кошки рвут сердце на части, рассыпался как мыльный пузырь.

Максимальное количество баллов за правильный ответ – 9.

Ответ. Пороть чепуху – пороть галиматью, нести чепуху; ждать ветра в поле – ждать у моря погоды, искать ветра в поле; стреляный калач – стреляный воробей, тёртый калач; язык не поднимается – язык не поворачивается, рука не поднимается; смотреть спустя рукава – работать спустя рукава, смотреть сквозь пальцы; забить во все колокола – забить тревогу, звонить во все колокола; не стоит выеденного гроша – не стоит ломаного гроша, не стоит выеденного яйца; кошки рвут сердце на части – кошки скребут на сердце (на душе), сердце рвётся на части; рассыпался как мыльный пузырь – рассыпался как карточный домик, лопнул как мыльный пузырь.

4. Заключение.

Вот и закончился наш лингвистический вечер “Фразеологический калейдоскоп”. Максимальное количество баллов, которое можно было получить за правильное решение всех заданий, – 110. Победителем стала команда… Поздравляем!

Большое спасибо всем участникам и гостям.

Список использованной литературы:

  1. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике: Учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. – (Образовательный стандарт XXI).
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  3. Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов: Учеб. пособие для филол. специальностей пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1976. – 200 с.
  4. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.