Класс: 3.
Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”.
Цели урока:
1) Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.
2) Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.
3) Воспитывать чувства доброты и сострадания.
Тип урока: Комбинированный урок.
Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2007.
Используемое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация, DVD проигрыватель.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Выразительное чтение отрывка о бабушке.
2) Краткий пересказ рассказа бабушки о Мите.
3) Рассказ о своей бабушке (прослушивание сочинения).
III. Речевая разминка.
1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)
- Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
2. Работа над правильным выразительным чтением.
- Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
IV. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
- Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.
Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.
- “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)
- А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)
V. Физкультминутка.
VI. Работа с текстом во время чтения.
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Уточняющие вопросы на понимание, словарная работа). Вопросы учителя – вопросы к автору: ответы надо искать или уже в прочитанной части, или читать дальше. Комментарии ёмкие / дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.
1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?
- Сколько лет было деду Титу?
- Сколько лет было Афоне?
- От чего у деда глаза слабые стали?
2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)
- Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.
3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)
4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)
- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Будет ли Афоня будить деда дальше?
5) - Как заснул Афоня возле деда?
- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?
6) - Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)
- Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?
7) - Что значит осерчал?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?
- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?
VII. Работа с текстом после чтения.
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)
1. Определение главной мысли рассказа.
- Определите, какая же главная мысль рассказа.
(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)
/Тема, идея/
2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.
- Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.
- Как вы думаете, что это? (План)
- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
- На печи рядом с дедом.
- Скучно Афоне жить на свете.
- Дед Тит.
- Опять скучно жить на свете.
- Пошли “белый свет пытать”.
- Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
- Проснулся ненадолго.
- Гребешок для деда.
- Прочитайте план. Проверяем все у себя.
3. Беседа по содержанию текста в целом.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.
VIII. Знакомство с биографией писателя.
1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации)
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.
Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.
Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.
Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.
С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.
IX. Итог урока.
- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?
X. Оценки.
XI. Домашнее задание.
Выберите эпизоды, описывающие дедушку, и подготовьте выразительное чтение этих эпизодов.
Подготовьте текст – описание своего дедушки и запишите в тетрадь.