Грамотеи. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, участники игры, болельщики, члены жюри! Сегодня мы проводим игру-путешествие, а путешествовать будем по стране Русского языка. В путешествие отправляются 3 команды учащихся 6-х классов. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет та команда, которая справится со всеми заданиями. Приглашаем команды!

II. Представление команд, конкурс первый (3 балла).

Команды представляют название, эмблему, девиз команды.

III. Разминка (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Давайте проверим, как команды готовы к путешествию.

Вопросы командам:

  1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка)
  2. В каких словах сто согласных? (Сто-л, сто-н, сто-г, сто-п и т.д.)
  3. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
  4. В каком глаголе «нет» слышится 100 раз? (Сто-нет)
  5. Какую строчку нельзя прочитать? (Строчку, сделанную на швейной машинке)
  6. Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс -ИК-, домик)

Итак, команды готовы к путешествию. Мы отправляемся, и первая станция «В мире слов».

IV. Станция «В мире слов» (6 баллов).

Задание командам: замените устаревшие слова и заимствованные слова современными русскими.

Карточка 1:

Ланиты (щеки), чело (лоб), чадо (ребенок), дефекты (недостатки), шеф (начальник), трасса (дорога).

Карточка 2:

Длань (ладонь), глас (голос), агнец (ягненок), инцидент (случай), дискуссия (спор), глаголет (говорит).

Карточка 3:

Выя (шея), врата (ворота), отрок (юноша), аналогия (сходство), авеню (улица), цирюльник (парикмахер).

V. Станция «Фонетическая» (5 баллов).

Задание: расположите слова в порядке уменьшения в них звуков.

Карточка 1:

Юг, дождь, местный, пятью, я (местный – 6, пятью – 5, дождь – 4, юг – 3, я – 2).

Карточка 2:

Солью, честный, есть, яд, седьмая (седьмая – 7, честный – 6, солью – 5, есть – 4, яд – 3).

Карточка 3:

Съезд, Юлия, вью, пою, синеет (синеет – 7, Юлия – 6, съезд – 5, пою – 4, вью – 3 звука).

VI. Станция «Строительная» (5 баллов).

Задание: «покажи предложение».

В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое, третий – определение, четвертый – обстоятельство, пятый – дополнение, шестой – знак завершения (. ? !) Таблички прикрепляются к одежде. Затем каждая команда выбирает предложение и изображает его.

Карточка 1.

Карточка 2.

Карточка 3.

VII. Станция «Говорливая» (3 + 5 = 8 баллов).

Задание 1: подготовьтесь произнести трижды следующую скороговорку, следите за артикуляцией:

  • Вез корабль карамель, налетел корабль на мель.
  • Полпогреба репы, полколпака гороху.
  • На дворе гогочут гуси, под горой огонь горит.

Задание 2: расставьте ударение в следующих словах, прочтите вслух, соблюдая орфоэпические нормы:

Развитой язык – развитый ребенок, переводной экзамен – переводный роман, кружево – кружева, прибыл – прибыла, красивее, спокойнее, кухонный, изобретение, рейд, намерение, агрессия, кафе, реле, фанера, копировать, украинский, ОТК, резерв, добыча, интерьер.

Правильные ответы:

Развитой язык – развитый ребенок, переводной экзамен – переводный роман, кружево – кружева, прибыл – прибыла, красивее, спокойнее, кухонный, изобретение, [р,]ейд, намерение, аг[р,]ессия, ка[ф]е, [р]еле, фа[н,]ера, копировать, украинский, ОТК [отэка], [р,]езерв, добыча, ин[т]ерьер.

VIII. Станция «Грамотная» (5 + 4 = 9 баллов).

1. Конкурс корректоров (по 1 человеку от команды): исправить ошибки в тексте.

Одна девочка 6 лет записала начало своего рассказа, как могла. Прочтите эту запись. Перепишите текст, исправив ошибки, вставив знаки препинания.

Житьётиграф.
Однажды тигр радил тигрят и ушла добычу достовать а детям приказал никаво не баяца если вы будите бояца то вас седят будти осторожны и тигрица ушла за добычю.

Правильный ответ.

Житье тигров.
Однажды тигрица родила тигрят и ушла добычу доставать, а детям приказала никого не бояться: «Если вы будете бояться, то вас съедят. Будьте осторожны!» И тигрица ушла за добычею.

2. Задание командам: устраните ошибки в предложениях.

Карточка 1:

  1. Мы вновь возобновили с ним переписку.
  2. Я не успел закончить до конца эту работу.
  3. На Камчатке много горячих гейзеров.
  4. Мы заранее предвидели все трудности похода.

Карточка 2:

  1. Всадники уже приближались ближе к деревне.
  2. Она сидела, облокотившись локтями о стол.
  3. Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра.
  4. Мой дедушка – старый ветеран войны и труда.

Карточка 3:

  1. У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдаль.
  2. Он бросил камень, но промахнулся мимо.
  3. Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
  4. Новые туфли оказались ей немного великоваты.

IX. Станция «Фразеологическая» (5 баллов за пантомиму + 1 балл за отгаданный фразеологизм).

Команды представляют домашнее задание: показывают пантомиму по выбранному фразеологизму. Команда-соперник должна назвать фразеологизм.

X. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Оценочный лист, Презентация.

Литература:

  1. Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку». Москва: «Просвещение», 1995.
  2. Водолазькая С.В. «Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады». Ростов-на-Дону: «Феникс, 2005.
  3. Иванова В.А., Потиха З.А. «Занимательно о русском языке». Ленинград: «Просвещение», 1990.
  4. Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И. Аванесова. Москва: «Русский язык», 1985.
  5. Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в 6 классе» в двух частях. Москва: «Владос», 1995.