Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Разделы: Математика


Учебно-методическое обеспечение:

учебник “Математика 5” под редакцией Н.Я.Виленкина

Оборудование и материал для урока:

мультимедийное оборудование, презентация к уроку, листы для оценивания знаний по каждому блоку урока, карта Монахова.

Тип урока : Урок комплексного применения знаний. Первый урок по теме: “Сложение и вычитание смешанных чисел”.

Образовательная цель:

Систематизация теоретических знаний по изучаемой теме и проверка умения применять эти знания при решении практических заданий. Изучение правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Развивающая цель:

Формирование логического мышления и умения обосновывать решение, опираясь на ранее полученные знания. Развитие внимания, дисциплинированности, взаимоуважения, умения слушать и слышать учителя и товарищей по классу, развитие самостоятельной работы, памяти.

Отработка грамотной математической речи (устной и письменной).

Воспитательная цель:

Умение общаться в рамках деловых отношений, воспитывать на уроках такие качества трудолюбие, аккуратность, умение работать по времени, навыки самоконтроля.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Тема урока “Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями”(слайд1)
  3. Рассмотрим карту Монахова:
  4. а\ сколько часов отводится для изучения данной темы;
    б\ какие темы мы будем изучать;
    в\ какие целеполагания; что нового мы узнаем при изучении данной темы.

  5. Повторение.
    • Запишите какая часть фигуры закрашена (слайд2)
    • Графический диктант(слайд3) “__” – “Да” “^” – “Нет”
    1. В дроби 7/9 знаменатель 9?
    2. Дробь 5/8 правильная?
    3. Дробь 7/4 правильная?
    4. В дроби 3/5 знаменатель 5?
    5. 14/15 меньше 1?
    6. 15/9 меньше 1?
    7. 21/21 равна 45/45?
    8. 6\13 больше 4/13?
    9. 4/9 больше 4/11?
    10. ? равна 4/8?
    • Проверяют правильность выполнения, самооценка.
    • Устная работа: учитель называет дробь, если дробь правильная – правая рука вверх, если неправильная – хлопаем в ладоши.

Задание: 3/7, 8/5, 13/13, 27/28, 28/27, 9/11, 6/5, 12/12, 23/41, 41/21.

  1. Сколько прямоугольников на чертеже? (Слайд 4)

Ответ: прямоугольников на чертеже 6.

    • Насколько долей разделен прямоугольник (на три доли)
    • Одна доля – какую часть составляет от прямоугольника.
    • Две доли – какую часть составляют от прямоугольника.
    • Запись на доске: 1/3 +1/3= 2/3
    • Формулируем правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
    • Работа с учебником – страница 155, прочитываем правило сложения дробей.
    • Обращаемся к карте Монахова, в разделе “коррекция” смотрим запись сложения дробей с помощью букв.
    • Говори правильно, страница 157. Учитель отмечает, что в шестом классе будете изучать числительные и будете их склонять.
    • Задание: Выполни действия (повторяем, как единицу записать в виде обыкновенной дроби) (Слайд 5)
  1. Физкульт минутка
  2. В середине урока проводится физкульт минутка для снятия напряжения. Физкульт минутка проводится под музыку, сопровождается красочным слайдом. Комплекс упражнений подобран для профилактики нарушения осанки. По ходу урока желательно делать несколько упражнений для глаз. (слайд6)
  3. Задание: Дополни дробь до единицы. (Слайд 7)(13/15, ?, 7/11, 2/5)
  4. Математический диктант “Молчанка” (Слайд 8)

Задание:

1 вариант

2 вариант

  1. 10/12 – 4/12
  • 1. 14/15 – 2/15
  • 11/25 +12/25
  • 2. 28/47 + 2/47
  • 22/43 – 15/43
  • 3. 19/35 – 14/35
  • 8/13 +2/13
  • 4. 8/17 + 6/17
  • 8/9– 5/9 + 6/9
  • 5. 7/8 – 5/8 + 6/8

Проверяем в парах, правильные ответы показываем с помощью мультимедийного экрана.

  1. Работаем по карте Монахова (Слайд 9) (в разделе “в классе” записаны номера заданий, которые необходимо решить)№1005 – 1012.
  2. Ребята, которые испытывают затруднение при решении задач, выходят к доске, или учитель консультирует индивидуально. Остальные выполняют задания самостоятельно.

  3. Подведение итогов урока. (Ребята говорят, чем они занимались на уроке, что им удалось на уроке, какие испытывали затруднения) (слайд10)
  4. Каждый ученик в течение урока заполнял лист самоконтроля и в конце урока ставит

    себе оценку за урок, комментирую, что удалось и что вызывает затруднение. К концу

    урока у учителя есть четкая картина того, на каком уровне усвоения темы находится

    каждый учащийся, выявлены пробелы в знаниях.

  5. Домашнее задание записано в карте Монахова.
  6. Итог урока подводит учитель. ( Слайд 11)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3