Диспут "Нужна ли физика лирикам, нужна ли лирика физикам?"

Разделы: Классное руководство


Цель: определить необходимость разностороннего образования как обладание способностью ориентироваться в современном мире.

Задачи:

  1. Формирование диалектического мышления.
  2. Учить высказывать своё мнение и обосновывать его.
  3. Приучать к ведению диалога.

Оформление. На доске правила проведения диспута:

  • Говорите, что думаете, думайте, что говорите.
  • Не перебивайте.
  • Относитесь к оппонентам с уважением.
  • Спорьте искренне, не искажайте слов и мыслей своих оппонентов.
  • Каждый – активный участник спора.
  • Главное – факты, логика, доказательства.
  • Не обижайтесь.

Подготовка к диспуту. Проводится опрос учащихся с целью выявления их взглядов на среднее общее образование. При анализе опроса выяснилось, что учащиеся считают,что в старших классах необходимо изучать только те предметы, которые выбраны для сдачи экзамена. Однако, нельзя загадать заранее на всю жизнь какие знания тебе понадобятся в дальнейшем. В современном мире требуется всесторонне развитая личность.

Это и вызвало необходимость проведения диспута по теме: «Нужна ли физика лирикам, нужна ли лирика – физикам?»

Ход диспута

11 Класс делится на группы по направлениям, которые учащиеся выбрали для своего дальнейшего образования: группа естественных наук, группа точных наук и группа гуманитариев.

Определение проблемы – см. приложение. (Приложение находится у автора.)

Учитель. Сегодня мы проводим диспут«Нужна ли физика лирикам, нужна ли лирика – физикам?» Выбор этой темы обусловлен тем, что в 11 классе общеобразовательной, не профильной школы учащиеся уже определились с выбором направления своего дальнейшего образования и экзаменами, которые нужны для поступления в учебные заведения. Так как в классе есть разный выбор, то и отношение к изучаемым предметам различен. Аргументируя тем, что нет необходимости сдавать экзамен по этому предмету учащиеся перестают готовиться и активно работать при изучении тех или иных наук. Классный руководитель и учитель обществознания предложили провести диспут с подобной тематикой

Итак, в начале договоримся по понятиям, которые будем употреблять в ходе занятия. Диспут – коллективное обсуждение нравственных, политических, научных, экономических, искусствоведческих и других проблем, которые не имеют однозначного, общепринятого ответа. В процессе обсуждения участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки – см. приложение. (Приложение находится у автора.)

Правила проведения диспута выведены на доску.

Участники диспута: начальник, писарь, судья, все присутствующие.

Каждая группа высказывает свое мнение по определенному вопросу, аргументируя свою позицию. Затем идет оппонирование, то есть высказывается критика, сомнения с противоположной стороны. Затем выполняется поиск дополнительных аргументов, контраргументов, сопоставление альтернатив. Проводится поиск компромиссных вариантов. Каждая группа признает приемлемые уступки в решении проблемы. В конце подведем итоги.

Краткий протокол обсуждаемых вопросов.

Группа гуманитариев Группа точных наук Группа естественных наук
1. Для чего нужно среднее образование?
Для дальнейшей жизни, развития духовности. Для получения общих знаний о мире. Для получения всестороннего развития. Что бы не быть изгоем в обществе.
2. Считаете ли вы, что в старшем звене нужно только профильное образование? Если да, то почему?
Нет, профильное образование не нужно. Либо нужно совмещать с базовый уровень по большинству предметов и факультативы по выбору. Да требуется профильное образование, так как слишком большой объем информации требуется запомнить, идет перегрузка. Да. Нужен профиль. Основную программу необходимо изучать до 9 класса. Хотя для общего развития требуется знание всех общеобразовательных предметов, но с ними знакомиться факультативно.
3. С чем связан выбор приоритетных предметов?
С интересом. С выбором дальнейшего образования так как гуманитарный склад ума. Определенные качества личности. Имеющиеся способности, интересы. С выбором дальнейшего образования. С интересом. С выбором профессии, которую хотелось бы иметь.
4. На каком уровне нужно изучать другие предметы общеобразовательного цикла?
У всех групп одинаковый ответ: в расширенном объем требуется изучать нужные предметы, в суженом все остальные.
5. Что главное в образовании: оценка или знания?
Знания, но оценка тоже важна. Знания. Знания и заработанная оценка.
6. Будет ли узко-профильное образование востребовано в современном обществе? Дает ли узкая специализация возможность развития человека как члена современного общества?
Все участники диспута пришли к единому мнению, что все общеобразовательные предметы необходимы для изучения, но в разном объеме. В современном обществе нельзя предугадать какие знания тебе понадобятся в дальнейшей жизни. И человек должен обладать возможностью учиться и дальше, совершенствуя и даже меняя свои интересы в зависимости от запросов общества и самого человека.

По окончании диспута были сформулированы выводы – см. приложение. (Приложение находится у автора.)

  1. Количество информации каждые 10 лет удваивается.
  2. Требуется умение отбирать главное в море информации.
  3. Узкая специализация не дает возможности для развития человека как члена современного общества
  4. Необходимо совершенствовать систему образования, корректировать учебные планы.
  5. Необходимо проводить объективные опросы общественного мнения по поводу подходов к образованию..
  6. Увеличить систему финансирования общего образования.
  7. Разрешить различные формы сдачи экзаменов для приема в вузы.
  8. Изменить подход к образованию самому объекту.

Диспут прошел при высокой активности учащихся и присутствующих учителей. Учащиеся поняли, что в общеобразовательной школе дают базовые знания для дальнейшей жизни. Предметы, пользующиеся повышенным интересом необходимо изучать серьезнее, но и остальные держать на уровне.