Машинная графика языка Паскаль. Закрашивание замкнутых областей

Разделы: Информатика


Цель:

Учебно-познавательные компетенции:

  • формировать навыки основных принципов работы в среде TurboPascal;
  • закрепить навыки создания графических примитивов: точка, отрезок, окружность, прямоугольник;
  • отработать навыки закрашивания замкнутых областей;
  • развивать навыки работы в графическом режиме программной среды TurboPascal;
  • воспитание информационной культуры учащихся и развитие интереса к обучению;

Общекультурные компетенции:

  • развитие алгоритмического мышления;
  • развитие выработки понимания цели обучения;
  • развитие воображения и творческих способностей;

Социально-трудовые компетенции:

  • формирование патриотизма;
  • воспитание уважения к труду одноклассников, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности;
  • воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, усердия;

Компетенции личностного совершенствования:

  • прививать стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду.

Класс: 7 класс.

Продолжительность: 45 минут

Вид урока: комбинированный урок систематизации изученного материала и изучения нового материала.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Технологии обучения: личностно-ориентированные, развивающие, здоровьесберегающие.

ИКТ технологии:

Оборудование: магниты 8 шт., зрительные тренажеры, карточки-задания, распечатка “Таблицы графических параметров”.

План:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний учащихся по теме “Машинная графика”
  3. Компьютерное тестирование (возможна замена на бумажный вариант).
  4. Объяснение нового материала
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление нового материала
  7. Работа со зрительными тренажерами (здоровьесберегающие технологии).
  8. Итоги урока и домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент. 3 мин.

1) Проверка посещаемости и готовности класса к уроку.
2) Сообщение темы, целей и хода урока.

Сегодня в ходе урока мне бы хотелось поговорить с вами о событиях в жизни людей, над которыми не властно время, они навсегда останутся в памяти народной. Как вы считаете, какие события я имею в виду? Вы правы, таким событием является Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Она вошла в историю нашей страны, в историю человечества как эпопея, небывалая по своим масштабам героизма на полях сражений, самоотверженного подвига народа на трудовом фронте. Тема войны всегда нас будет волновать – она принесла великую беду. Эта война унесла двадцать миллионов жизней нашего народа. В этом году мы будем праздновать 65-летие Великой Победы. Ребята, мы с вами не вправе забывать тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее, за мир на Земле. Вы, наверное, знаете, что 7 мая на территории нашей школы будет открыта мемориальная доска в память о героях-карболитовцах. А вы знаете, чьи имена будут высечены на ней? Об этих людях мы сегодня с вами еще поговорим, но позже. А сейчас перейдем непосредственно к теме нашего урока “Машинная графика языка Паскаль”. Сегодня нам предстоит создать титульную страницу викторины о Великой Отечественной войне.

В процессе выполнения данной работы мы с вами должны закрепить навыки создания графических примитивов: точка, отрезок, окружность, прямоугольник и изучить и отработать навыки закрашивания замкнутых областей.

А на следующий урок в качестве домашнего задания я вам предлагаю продумать по 3 вопроса этой викторины. Это будет ваш первый опыт серьезного программирования. Помните, что наша работа будет коллективной, т.е. от вклада каждого будет зависеть конечный результат. Мы с вами выполним коллективный проект, с помощью которого в итоге любой желающий сможет на уроке истории проверить свои знания о Великой Отечественной войне.

2. Проверка знаний учащихся по теме “Машинная графика”; Устная работа. 7 мин.

Ответить на вопросы:

  1. Структура программы на Паскале.
  2. Исправить ошибки в стандартной программе Инициализации графики и объяснить что означает каждая строка программы.
programm primer
uses graf, crt;
var grdriver,grmode:integer;
begin
    grdriver:=detect
   Init graph (grdriver,grmode,”);

    repeat until keypresed;
    clozegraph;
end.

  1. А теперь давайте с вами вспомним, как строятся изображения на Паскале?
  2. Перед вами экран с разрешением 640х480 точек.

– Ваша задача нарисовать точку. (изображение см. выше)

Ответы учащихся:

PutPixel с английского дословный перевод
Поставить точку. Всем понятно? Вот!
Координаты точки и укажем цвет.
Проще оператора, поверьте, просто нет!
PutPixel (100,40,2);

Чтоб окружность нам нарисовать
Слово Circle следует набрать
В круглых скобках три числа укажем:
Точку центра – х и у, радиус покажем.
Circle (100,40,40);

Отрезок мы рисуем так:
line набираем – это ведь пустяк,
А дальше в круглых скобках отразим
Концов координаты. Помним! запятыми разделим!
Line (100,80,60,140);

Чтоб квадрат нарисовать
4 оператора не будем набирать!
Rectangle нам его поможет получить
Осталось лишь координаты диагонали определить.
Rectangle (60,0,140,80);

3. Компьютерное тестирование. 7 мин.

(pril1 и pril22 варианта электронного теста) Возможен бумажный вариант тестированияПриложение 1

4. Объяснение нового материала

(Презентация, см. Приложение) 5 мин.

    Закрасить область нам не сложно,
    Лишь только б замкнута была.
    Два друга нам помогут это сделать
    FloodFill и SetFillStyle.

    Первым на помощь идет SetFillStyle
    Цвет краски и стиль выбирать помогает,
    А следом за ним и FloodFill
    Замкнутую область нужной краской залил.
    SetFillStyle предполагает
    Два параметра всего
    Узор заливки и цвет
    Таблица
    на них прольет нам свет.

    Затем FloodFill мы наберем
    И в круглые скобки координаты точки поставим
    Но это еще не все!
    Цвет замкнутой линии компьютеру скажем.

Вопрос учащимся:

  1. А каким цветом мы рисовали точку, окружность, квадрат?
  2. А какой оператор служит для задания цвета линии?

Вы видите, что для закрашивания нам цвет границы будет необходим!
Добавим оператор, чтобы построить красную окружность setcolor (4), желтый квадрат setcolor(14) и синий треугольник setcolor (1).
Для закрашивания квадрата укажем SetFillStyle (1,14); FloodFill (100,40,14);

Вопросы по закрашиванию замкнутых областей или по графическим операторам есть? Нет, тогда прежде чем приступить к практической работе проведем физминутку.

5. Физкультминутка 2 мин.

Сейчас мы поиграем с вами. Я буду называть графические операторы, а вы будете определять нужны ли они при написании программы. Если нет, то будете моргать глазами, если да, то выполнять действие соответствующее оператору.

    SetBkColor (цвет) Шаг вперед Закрасить красный квадрат синим цветом.

    Шаг назад
    Поморгать
    Поморгать
    Приседание
    Наклон вправо
    Наклон влево

    SetColor (цвет) Шаг назад
    Line (x1, y1, x2, y2) Руки вверх
    Circle (x, y, r) Руки в стороны
    Rectangle (x1, y1, x2, y2) Приседание
    SetFilleStyle (штриховка, цвет) Наклон вправо
    FloodFill (x, y, цвет границы) Наклон влево

6. Закрепление нового материала Практическая работа за компьютером 15 мин.

    Сколько операторов нужно набрать, чтобы построить закрашенный прямоугольник? 4
    Кто-нибудь из вас знает, какую награду мы сейчас с вами будем рисовать?
    Приложение 2.

    Это звезда героя Советского Союза. Четверо карболитовцев удостоены этого звания. Одного из них вы хорошо знаете, его именем названа улица, на которой стоит наша школа. Кто это? Правильно, Владимир Илларионович Бондаренко. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно. Он участвовал в рейдах партизан по маршруту Брянск—Гомель, подрывал вражеские эшелоны. 6 ноября 1943 года группа подрывников соединения черниговских партизан, возвращаясь на базу после выполнения боевого задания, попала в засаду. Входивший в состав группы В.И. Бондаренко погиб в бою, прикрывая отход товарищей.

    Карточки-задания – Приложение 3, распечатка “Графические операторы” Приложение 5.

7. Физкультминутка. 2 мин.

Зрительные тренажеры. Приложение 4.

8. Итоги урока и домашнее задание. 5 мин.

Подводя итоги урока, хочется сказать, что вы все хорошо поработали. Основные ошибки заключались в порядке написания операторов. Вам следует четко определять в какой момент лучше закрасить фигуру. Например, Для того чтобы закрасить 4 кусочка квадрата не обязательно писать 4 пары операторов. Во-первых, можно обойтись и 5-ю. Сделав установку стиля заполнения лишь один раз.

Но есть и другой способ, кто сообразил какой?
Да, сначала надо нарисовать квадрат, закрасить его, а затем только рисовать окружность. В этом случае ваша программа значительно сократится.
При выставлении оценки за урок учитывается ваша активность при опросе, практическая работа за компьютером и выполнение самостоятельной работы.

Домашнее задание:

  1. Повторить оператор цикла и оператор ветвления.
  2. Подобрать по 3 вопроса для реализации викторины о Великой Отечественной войне.
  3. Пройти тестирование в системе ballov.net по пройденной теме

Для прохождения домашнего тестирования все заинтересовавшиеся могут войти в систему http://ballov.net/ (пробный логин: 1770-8888 и пробный пароль: 12345). После входа в систему перейти по гиперссылке Тесты (в меню слева), а затем по ссылке Начать тестирование.