И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак". 2-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


ЦЕЛИ УРОКА.

  1. Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”, расширять читательский кругозор детей.
  2. Донести до сознания детей юмор и иронию басни, продолжать формировать умение находить мораль-поучение в произведении.
  3. Развивать навыки выборочного и выразительного чтения, развивать произвольное внимание, логическое мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Учебник “Литературное чтение” для 2 класса начальной школы, составитель Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2009; портрет И.А.Крылова; презентация к уроку; выставка книг с баснями И.А.Крылова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Проверяется готовность учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Чтение наизусть понравившегося отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.
  2. Упражнение-тренировка произвольного внимания.

Учитель. Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)

Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод)

Слова-ответы на вопросы записаны на доске.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА
СТАРИК
СТАРУХА
НЕВОД

Учитель. Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

  • Третья буква в слове “рыбка” Б
  • Третья буква в слове “старик” А
  • Первая буква в слове “старуха” С
  • Первая буква в слове “невод” Н
  • Седьмая буква в слове “золотая” Я

III. Сообщение темы урока.

Учитель. Какое получилось слово? Над каким жанром литературы мы будем сегодня работать?

Учитель. Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений.

Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Слайд 1.

“Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.

Учитель. Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)

  • Давайте прочитаем текст на стр.102 учебника. Что нового узнали о баснописце?
  • Каким он был человеком? (Трудолюбивым, любил учиться)
  • Что удивило вас в этом сообщении? (Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве)

Слайды 2-4.

Учитель. Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов. (дети называют известные им басни Крылова)

IV. Работа с иллюстрациями к басням.

Учитель. Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник?

Слайд 5.

V. Постановка цели урока.

Учитель. Что такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни)

Слайд 6.

Учитель. На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку)

Что у них общего, чем отличаются?

Учитель. Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов. (тренировка произвольного внимания)

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

Слайд 7.

Ответы детей.

Учитель. Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение.

VI. Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний.

Слайд 8.

Учитель. Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде)

2. Чтение басни подготовленным учеником.

3. Первичная проверка понимания прочитанного.

Учитель. Понравилась ли вам басня?

  • Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)
  • Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)
  • Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
  • Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение.

(Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).

Слайд 9.

VII. Физкультминутка.

VIII. Закрепление изученного.

1. Выборочное чтение.

Учитель. Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни.

Слайд 10.

  • Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.)
  • Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон)
  • Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу)
  • Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. (“Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело).
  • Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка)

Слайд 11.

Учитель. Посмотрите на следующий слайд и подумайте:

Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?

2. Словарная работа.

Учитель. Замените своими словами выражения из басни:

Слайд 12.

  • “Из кожи лезут вон” – очень стараются.
  • “А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте.
  • “А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.

3. Выразительное чтение басни.

Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.

  • С каким настроением вы будете читать басню?
  • Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз).
  • Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет согласья)
  • Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)

4. Работа над моралью басни.

Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет)

Слайд 13.

Учитель. Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым?

Да только воз и ныне там.

Учитель. Когда так говорят? (Ответы детей)

IX. Викторина по басням И.А.Крылова “Крылатые слова”.

Слайды 14-16.

Учитель. Многие выражения из басен дедушки Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и назовите басни, из которых взяты эти строчки.

  • “У сильного всегда бессильный виноват” (Волк и Ягнёнок)
  • “Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)
  • “А Васька слушает да ест” (Кот и Повар)
  • “Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград)
  • “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет)
  • “Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак)

Учитель. Приведите примеры из жизни, которые соответствуют данным выражениям.

X. Итог урока.

Слайды 17-18.

Учитель. В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова.

Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?

  • Что такое басня?
  • Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)

Слайд 19.

  • Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.)
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке? (рефлексия своих действий, дети показывают изображение “веселого” или “грустного” человечка)

XI. Домашнее задание.

  1. Самостоятельно прочитать басню “Стрекоза и Муравей”, найти мораль басни.
  2. Подготовиться к выразительному чтению басни.

Использованная литература.

  1. И.А.Крылов. Басни. – М.: Детская литература, 1965.
  2. Литературное чтение. Учебник для 2 кл.нач.шк. В 2 ч. Ч.1 /Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс, – М.:ВАКО, 2007.
  4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.