Пение в унисон (в ансамбле и хоре)

Разделы: Музыка


Цель:

  • Дать понятие - пение одноголосно в унисон, многоголосное пение.
  • Развитие музыкального восприятия, музыкального слуха, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, навыков пения в унисон, совершенствование навыков работы в коллективе, закрепление навыков формирования певческого звука.

Задачи: работа над правильным звукообразованием и звуковедением в хоровом исполнении, работа над одновременным произнесением текста, работа над унисоном в хоре и ансамбле, работа над цепным дыханием, работа над выразительностью исполнения.

Оборудование занятия:

- фортепиано

- наглядный материал (таблички - хор, унисон, жужжащие стихи)

- CD проигрыватель.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Давайте начнём наше занятие с детского стихотворения, оно наверняка вам всем знакомо:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.

- Знакомое стихотворение? Давайте по очереди попробуем проговорить это стихотворение.

(Дети по очереди читают стихотворение).

- А давайте теперь все вместе прочитаем его. (Читают). Ребята, а какая перед нами сейчас стояла задача?

Ответы детей.

- Да, нам нужно было произносить слова всем вместе, одновременно. А сейчас давайте споём уже знакомую нам распевку.

(Пропеваем поступенный звукоряд из пяти звуков вверх и по звукам трезвучия вниз).

- Когда мы поём распевку, стоит перед нами та же задача, что и при произнесении стихотворения?

Ответы детей: пение хором и т.д:

- Да, действительно, как стихотворение, так и распевку мы должны произносить и петь вместе, одновременно, хором. Но так как мы с вами пели сейчас в один голос, старались, чтобы наши голоса слились, такое пение называется: пение в УНИСОН.

УНИСОН - это слитное звучание двух или нескольких звуков, совпадающих по высоте. Например, унисоном является хоровое исполнение одноголосной песни.

- Мы сегодня поработаем над унисоном. Для того чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат давайте все вместе проговорим уже знакомые нам стихи, это называется ритмодекламация. Но проговаривать мы их будем не просто так, а под музыку (Сначала можно продекламировать стихи не под музыку, а с хлопками на определённую долю). Не забывайте, что перед нами стоит задача произносить текст стихотворения одновременно, т.е. в унисон.

А. Усачёв

Жужжащие стихи

Встретил я в лесу ежа.
Ёж лежал в лесу, жужжа.
Я спросил ежа: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?

Ёж сказал: - Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.

я сказал ужу: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: - Я не жужжу,
После ужина лежу.

Жабу съел я у болота,
Может, ей жужжать охота.

Жабе я кричу: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула ужу:
- И совсем я не жужжу!

Проглотила я жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат жуку: - Скажите,
Отчего вы так жужжите?

- Ну, жужжу, - ответил жук.
Иждаю нормальный жвук...
я всегда, когда лежу,
После ужина жужжу!

- Хорошо. Давайте перейдём к следующему упражнению. Наша задача в нём, как и предыдущем упражнении - внимательно слушать друг друга, чтобы звучание было одновременным. Это упражнение предназначено для того, чтобы подготовить наш голос к пению в разных регистрах - высоком, среднем, низком, потренировать нашу дикцию, настроиться на правильное певческое дыхание.

"Весенние голоса" (фонопедическое упражнение)

Текст говорит педагог, дети его сопровождают озвучиванием и действиями.

Текст педагога Действия детей
Пригрело весеннее солнышко Поднимают руки вверх, и каждый поет свой звук в фальцетном регистре (получается кластер)
С пригорка побежал веселый ручеек Болтают языком, изображая бульканье ручейка
До краев наполнил большую глубокую лужу На глиссандо опускаются голосом в нижний регистр
Перелился через край Несколько рядом сидящих детей по знаку на фоне "бульканья" остальных делают голосом "волну" - вверх-вниз
И дальше побежал Половина детей "булькает" на фоне звучащего солнца - кластер
Выбрались из-под коры жучки и букашки Жучки - жжж-жжж в низком регистре; букашки - ззз-ззз- в более высоком
Расправили крылышки Крш - с повышающейся интонацией
И полетели кто куда Тр-тр-тр - шепотом на разной высоте, кто как хочет
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало Шур-шур-шур
И вылез ёжик Сопеть носом, энергично втягивая и выдувая воздух
Ожил под теплым весенним солнышком и муравейник Поют острые, веселые звуки в разных регистрах
Лес наполнился птичьими голосами Имитация птичьих голосов всеми одновременно
Вот и пришла весна Каждый поет свой звук, как в начале упражнения. Звучит кластер, который можно затем свести в унисон в удобном для всех детей речевом регистре

- Давайте подойдём к инструменту и споём ещё одну распевку : (восходящие и нисходящие скачки на октаву). Как и в предыдущих упражнениях, нужно исполнять эту распевку в унисон. А споём мы её для того, чтобы подготовить свой голос для пения больших скачков в музыкальных произведениях.

- И сейчас, ребята, мы поработаем над унисоном в песне "Россия". Мы постараемся добиться унисона в ансамбле солистов, а также в хоровом исполнении припева.

Работа над песней Россия Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова. Обращается внимание на правильное звукоизвлечение, округлость, полётность, объёмность звука. Работа над унисоном в ансамблях и хоровом исполнении. В завершение - исполнение песни целиком без остановок.

- Молодцы, все хорошо поработали, давайте для того чтобы отдохнуть в конце занятия проведём такую игру, называется она "Мимический канон". Что такое канон, мы будем проходить в будущем, но коротко вам скажу, что канон - это многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого.

- Вот и мы сейчас давайте встанем в круг и выберем ведущего, который будет работать мимикой лица, изображая какое - либо настроение: радость, злость, испуг и т.д. А все остальные будут стараться повторить, причём одновременно, т.е. в унисон. Кто засмеётся, тот выходит из игры. Я буду сопровождать эту игру музыкой.

Например:

- А теперь, ребята, давайте подведём итог нашего урока. Какое новое слово мы сегодня узнали?

Унисон:

- Что это значит?

Ответы детей.

- Где может встретиться унисон? В пении, в декламации, в театральной деятельности тоже может встретиться унисон, совершенно верно.

- Большое спасибо за занятие, все хорошо поработали. До свидания.

Вывод

Данная разработка предназначена для проведения открытого урока по предмету "Музыка" во втором - третьем классах, а также открытого урока в объединении "Детский музыкальный театр" с детьми младшего школьного возраста.

Используемая литература

  1. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации/ авторы - составители Е.Х.Афанасенко, С.А,Клюнеева, К.Б.Шишова, А.И.Коняшов - В.: Учитель, 2009;
  2. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.А. Михайлова - Я.: Академия развития, 2006.
  3. Что надо знать учителю о детском голосе. Н.Добровольская, Н.Орлова. М.: "Музыка", 1972;
  4. Рабочая программа "Детский музыкальный театр", Автор - составитель: Карпова А.И.,2010;
  5. Музыка. Начальные классы; Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, С.Т.Шмагина - М.: "Просвещение", 2007.