Цели урока:
- упражнение в написании заглавной и строчной букв Г, г, соединений и слов с этими буквами;
- способствовать развитию эмоциональной сферы детей на основе нравственно-воспитательного воздействия;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать интерес к родному языку, к изучаемому предмету.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с музыкой П.И. Чайковского, иллюстрация грибного царства, таблицы.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Проверка готовности к уроку.
2. Постановка темы урока.
С каким звуком познакомились на прошлом уроке и какую букву учились писать? (Мы познакомились со звуком [г] и учились писать букву Г, г)
Что мы узнали про звук [г]? (Звук [г] согласный, звонкий; может быть твёрдым и мягким, парным [г/к])
Сегодня мы продолжим тренироваться писать заглавную и строчную буквы Г, г, соединения и слова с этой буквой.
Только урок у нас не простой, мы будем путешествовать по сказке.
Название сказке мы дадим в конце урока.
3. Работа над новым материалом.
Вступление
Кто знает с каких слов сказывается сказка? (Жили-были…)
Итак, жили-были в Грибном царстве, сказочном государстве грибы. Во главе его стоял гриб Боровик.
(Картинка – Боровик)
Кто знает, как его называют в народе? (Белый гриб)
Слова боровик и белый гриб близкие по значению, но разные по звучанию.
Как называют такие слова? (Синонимы)
Жили они дружно. Ходили друг к другу в гости. Но однажды…
Послушайте музыку и постарайтесь представить себе, что же произошло? (Грибы поссорились)
(Магнитофон – аудиокассета)
Почему вы так думаете? (Музыка тревожная, воинственная, сердитая, страшная, злая)
Однажды ядовитый мухомор, бледные поганки, ложные лисички и опята захватили царя Боровика в плен вместе с буквой Гг.
(Иллюстрация грибного царства; гриб-боровик; буква Гг)
Почему эти грибы называют ложными? (Очень похожи на съедобные грибы, но они ядовиты)
Сыроежки и лисички, подберёзовики и подосиновики не захотели с этим мириться. Они решили восстановить справедливость и вернуть из плена царя Боровика и букву Гг.
Но чтобы освободить их, надо пройти несколько испытаний. Гриб-подберёзовик обратился к вам, ребята, с просьбой о помощи.
Ну что? Поможем ему? (Да!)
Нам предстоят трудные испытания. Чтобы добраться до темницы, где держат царя Боровика, надо пройти дремучий лес и топкое болото, перелезть через забор.
Итак, отправляемся в путь.
Письмо буквы Г
Первое испытание, которое предлагает нам злой мухомор – это вспомнить как пишутся заглавная и строчная буквы Гг.
Кто расскажет, как пишется буква Г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии, кладем «клюшку», ручку снимаем. В средней 1/3 дополнительной строки выписываем «перевернутую клюшку» (все внимание переносим на верхнюю линеечку в дополнительной строке и тем самым сохраняем параллель [Илюхина В.А.])
(Ученик рассказывает – я пишу на доске)
Письмо буквы на доске.
Письмо буквы в воздухе.
(Посадка)
Письмо буквы в тетради. Напишите столько раз, сколько на доске мухоморов. (3)
(На доске 3 мухомора)
Расскажите, как пишется строчная буква г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по крючковой линии до верхней линеечки, коснувшись, по прямой наклонной уходим вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины [Илюхина В.А.])
(Ученик рассказывает – я пишу на доске)
Письмо буквы на доске.
Письмо буквы в воздухе.
(Посадка)
Письмо буквы в тетради. Напишите на 2 буквы больше, чем заглавная буква Г.
(На доске 5 мухоморов)
Допишите строчку до конца, чередуя, заглавная буква, строчная буква.
Повторение написания букв П п, Т т, Р р
Сейчас я буду называть слова, а вы запишите только первую букву каждого слова на следующей строке по 1 разу: Павел, парта, Таня, торт, Рома, рука.
(Посадка)
Какие буквы вы написали? (Заглавная П, Т, Р, строчная р, п, т)
Почему вы написали заглавные буквы П, Т, Р? (Имена людей пишутся с большой буквы)
Как вы думаете почему мы повторяем написание именно этих букв? (Есть похожие элементы с буквой Г, г)
(Буквы П п, Т т, Р р на доске)
Какие? (Удлинённая наклонная прямая с закруглением вправо, наклонная прямая с закруглением вверху и внизу)
Молодцы, ребята, выручили из беды букву Гг. Не дали пропасть ей в темном лесу. Но до освобождения Боровика еще долго.
А вот и II препятствие.
Письмо соединений
Внимательно посмотрите на соединения Ге, Га, ги, гр, го.
(На доске)
Назовите слоги-слияния. (Ге, Га, ги, го)
Почему не назвали соединение гр? (Нет гласной буквы. Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Напишите эти соединения по образцу, соблюдая секреты: «гнёздышки», «шалашик», место соединения букв [Илюхина В.А.].
(Посадка)
Подчеркните мягкие согласные буквы.
Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных, обведите в кружок.
Назовите слоги с мягкими согласными. (Ге, ги)
Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, и)
4. Закрепление пройденного.
Письмо слов
Прочитайте слова. Орфоэпически, затем орфографически. Галя, Гена, Егор, грибы - гриб.
Почему слова Галя, Гена, Егор написаны с заглавной буквы? (Имена людей пишут с большой буквы)
Назовите соединения, которые мы уже повторяли? (Га, Ге, го, гр)
Напишите слова по образцу.
(Посадка)
Разделите на слоги. Поставьте ударение.
Фонетический разбор имён собственных.
Грибы - гриб. Ошибкоопасное место.
Как проверить безударный гласный?
Ну что же и II испытание мы прошли.
5. Физминутка.
(Картинка - кузовок)
Как в лесу, в борочке, выросли грибочки.
Ты дружочек, не ленись,
Нужен гриб – к нему тянись.
Белый гриб возьмем с собой, сыроежку тоже.
И маслёнок, и лисичку, в кузовок положим.
Назовите синоним к слову кузовок. (Корзина, лукошко)
Кузовок – короб из лыка или бересты.
Лыко – луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.
6. Повторение пройденного.
Работа над предложением
Ребята, подберёзовик прислал нам письмо. Он просит вас помочь ему поставить все слова в предложении на свои места. Это следующее испытание.
Что вы знаете о предложении? (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения ставится .!? Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)
(Гали грибы у)
Кто составил предложение? (У Гали грибы.)
Сколько слов в предложении?
Какое 1-е слово? Как напишем?
Какое 2-е слово? Как напишем?
Назовите 3-е слово. Ошибкоопасное место.
Как проверить безударный гласный?
Напишите предложение, выполняя все секреты.
(1 ученик на доске)
И с этим испытанием мы справились.
Молодцы. Пойдем дальше.
Беседа. Рассказ о ведьминых кольцах.
Чаще всего грибы в лесу растут рядами, кучками.
А посмотрите, как интересно растут эти грибы.
(Картинка, презентация)
Было время, когда люди спорили о грибах, кто их создал – Бог или дьявол? Те, кто считал, что грибы создал дьявол – рассказывали о грибных хороводах, о том, что грибы могут расти кругами, а в середине этого круга – голая земля, на которой ничего не растет. Эти грибные круги стали называть «ведьмиными» кольцами, так как считали, что внутри этих кругов собираются и танцуют ведьмы, и поэтому трава там не растет. Люди боялись этих кругов и считали, что человек, который подойдет к этому кругу – заболеет опасной болезнью.
Грибы растут по кругу из-за грибницы – мнение ученых. Когда грибница начинает расти, она распространяется во все стороны. Потом из-за её нитей появляются грибы. А так как нити растут равномерно во все стороны и длина их одинакова, то и грибы появляются на одинаковом расстоянии друг от друга, как бы по кругу. Грибы мы видим, а грибницу нет, и не знаем, что в середине круга грибница разрослась, взяла из земли все полезные вещества, воду. Внутри «ведьминого» кольца ничего не растет. Такие «ведьмины» кольца бывают на полянах, лугах, а бывают вокруг деревьев.
Какую геометрическую фигуру напоминает?
Да, грибы могут расти кольцами или кругами.
Прочитайте слова: ряды, круги.
К какому слову подходит схема? Почему?
Запишите это слово по образцу, выполняя все секреты.
(Посадка)
В каком числе употреблено это слово? (Во множественном)
Поставьте слово круги в единственное число (Круг)
Назовите ошибкоопасное место (Круги-круг)
Как проверить парный согласный?
7. Итоги урока. Рефлексия.
Вот мы и подошли к заветной дверце, где находится гриб-Боровик.
Мы помогли его освободить.
А на грибном сходе было решено: мухоморы, бледные поганки, ложные лисички и опята называть ядовитыми грибами, их нельзя употреблять в пищу.
А как называют сыроежку, лисичку, подосиновик, подберёзовик, боровик? (Съедобными грибами)
Как можно назвать сказку по которой мы путешествовали? (Спасение буквы Г и гриба-Боровика)
Написание какой буквы мы сегодня повторяли?
Что понравилось на уроке?
(Самооценка)
Возьмите конверт, в нем лежат смайлики 3 цветов, если урок вам понравился – прикрепите красный смайлик к доске, если не очень – зеленый, если совсем не понравился – голубой.
Вы все хорошо поработали. Гриб-Боровик прислал нам кузовок с грибами.
(Каждому грибок)