Написание заглавной и строчной буквы Г, г

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • упражнение в написании заглавной и строчной букв Г, г, соединений и слов с этими буквами;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы детей на основе нравственно-воспитательного воздействия;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • воспитывать интерес к родному языку, к изучаемому предмету.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с музыкой П.И. Чайковского, иллюстрация грибного царства, таблицы.

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку.

2. Постановка темы урока.

С каким звуком познакомились на прошлом уроке и какую букву учились писать? (Мы познакомились со звуком [г] и учились писать букву Г, г)

Что мы узнали про звук [г]? (Звук [г] согласный, звонкий; может быть твёрдым и мягким, парным [г/к])

Сегодня мы продолжим тренироваться писать заглавную и строчную буквы Г, г, соединения и слова с этой буквой.

Только урок у нас не простой, мы будем путешествовать по сказке.

Название сказке мы дадим в конце урока.

3. Работа над новым материалом.

Вступление

Кто знает с каких слов сказывается сказка? (Жили-были…)

Итак, жили-были в Грибном царстве, сказочном государстве грибы. Во главе его стоял гриб Боровик.

(Картинка – Боровик)

Кто знает, как его называют в народе? (Белый гриб)

Слова боровик и белый гриб близкие по значению, но разные по звучанию.

Как называют такие слова? (Синонимы)

Жили они дружно. Ходили друг к другу в гости. Но однажды…

Послушайте музыку и постарайтесь представить себе, что же произошло? (Грибы поссорились)

(Магнитофон – аудиокассета)

Почему вы так думаете? (Музыка тревожная, воинственная, сердитая, страшная, злая)

Однажды ядовитый мухомор, бледные поганки, ложные лисички и опята захватили царя Боровика в плен вместе с буквой Гг.

(Иллюстрация грибного царства; гриб-боровик; буква Гг)

Почему эти грибы называют ложными? (Очень похожи на съедобные грибы, но они ядовиты)

Сыроежки и лисички, подберёзовики и подосиновики не захотели с этим мириться. Они решили восстановить справедливость и вернуть из плена царя Боровика и букву Гг.

Но чтобы освободить их, надо пройти несколько испытаний. Гриб-подберёзовик обратился к вам, ребята, с просьбой о помощи.

Ну что? Поможем ему? (Да!)

Нам предстоят трудные испытания. Чтобы добраться до темницы, где держат царя Боровика, надо пройти дремучий лес и топкое болото, перелезть через забор.

Итак, отправляемся в путь.

Письмо буквы Г

Первое испытание, которое предлагает нам злой мухомор – это вспомнить как пишутся заглавная и строчная буквы Гг.

Кто расскажет, как пишется буква Г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии, кладем «клюшку», ручку снимаем. В средней 1/3 дополнительной строки выписываем «перевернутую клюшку» (все внимание переносим на верхнюю линеечку в дополнительной строке и тем самым сохраняем параллель [Илюхина В.А.])

(Ученик рассказывает – я пишу на доске)

Письмо буквы на доске.

Письмо буквы в воздухе.

(Посадка)

Письмо буквы в тетради. Напишите столько раз, сколько на доске мухоморов. (3)

(На доске 3 мухомора)

Расскажите, как пишется строчная буква г? (Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по крючковой линии до верхней линеечки, коснувшись, по прямой наклонной уходим вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины [Илюхина В.А.])

(Ученик рассказывает – я пишу на доске)

Письмо буквы на доске.

Письмо буквы в воздухе.

(Посадка)

Письмо буквы в тетради. Напишите на 2 буквы больше, чем заглавная буква Г.

(На доске 5 мухоморов)

Допишите строчку до конца, чередуя, заглавная буква, строчная буква.

Повторение написания букв П п, Т т, Р р

Сейчас я буду называть слова, а вы запишите только первую букву каждого слова на следующей строке по 1 разу: Павел, парта, Таня, торт, Рома, рука.

(Посадка)

Какие буквы вы написали? (Заглавная П, Т, Р, строчная р, п, т)

Почему вы написали заглавные буквы П, Т, Р? (Имена людей пишутся с большой буквы)

Как вы думаете почему мы повторяем написание именно этих букв? (Есть похожие элементы с буквой Г, г)

(Буквы П п, Т т, Р р на доске)

Какие? (Удлинённая наклонная прямая с закруглением вправо, наклонная прямая с закруглением вверху и внизу)

Молодцы, ребята, выручили из беды букву Гг. Не дали пропасть ей в темном лесу. Но до освобождения Боровика еще долго.

А вот и II препятствие.

Письмо соединений

Внимательно посмотрите на соединения Ге, Га, ги, гр, го.

(На доске)

Назовите слоги-слияния. (Ге, Га, ги, го)

Почему не назвали соединение гр? (Нет гласной буквы. Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Напишите эти соединения по образцу, соблюдая секреты: «гнёздышки», «шалашик», место соединения букв [Илюхина В.А.].

(Посадка)

Подчеркните мягкие согласные буквы.

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных, обведите в кружок.

Назовите слоги с мягкими согласными. (Ге, ги)

Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, и)

4. Закрепление пройденного.

Письмо слов

Прочитайте слова. Орфоэпически, затем орфографически. Галя, Гена, Егор, грибы - гриб.

Почему слова Галя, Гена, Егор написаны с заглавной буквы? (Имена людей пишут с большой буквы)

Назовите соединения, которые мы уже повторяли? (Га, Ге, го, гр)

Напишите слова по образцу.

(Посадка)

Разделите на слоги. Поставьте ударение.

Фонетический разбор имён собственных.

Грибы - гриб. Ошибкоопасное место.

Как проверить безударный гласный?

Ну что же и II испытание мы прошли.

5. Физминутка.

(Картинка - кузовок)

Как в лесу, в борочке, выросли грибочки.
Ты дружочек, не ленись,
Нужен гриб – к нему тянись.
Белый гриб возьмем с собой, сыроежку тоже.
И маслёнок, и лисичку, в кузовок положим.

Назовите синоним к слову кузовок. (Корзина, лукошко)

Кузовок – короб из лыка или бересты.

Лыко – луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы.

6. Повторение пройденного.

Работа над предложением

Ребята, подберёзовик прислал нам письмо. Он просит вас помочь ему поставить все слова в предложении на свои места. Это следующее испытание.

Что вы знаете о предложении? (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения ставится .!? Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

(Гали грибы у)

Кто составил предложение? (У Гали грибы.)

Сколько слов в предложении?

Какое 1-е слово? Как напишем?

Какое 2-е слово? Как напишем?

Назовите 3-е слово. Ошибкоопасное место.

Как проверить безударный гласный?

Напишите предложение, выполняя все секреты.

(1 ученик на доске)

И с этим испытанием мы справились.

Молодцы. Пойдем дальше.

Беседа. Рассказ о ведьминых кольцах.

Чаще всего грибы в лесу растут рядами, кучками.

А посмотрите, как интересно растут эти грибы.

(Картинка, презентация)

Было время, когда люди спорили о грибах, кто их создал – Бог или дьявол? Те, кто считал, что грибы создал дьявол – рассказывали о грибных хороводах, о том, что грибы могут расти кругами, а в середине этого круга – голая земля, на которой ничего не растет. Эти грибные круги стали называть «ведьмиными» кольцами, так как считали, что внутри этих кругов собираются и танцуют ведьмы, и поэтому трава там не растет. Люди боялись этих кругов и считали, что человек, который подойдет к этому кругу – заболеет опасной болезнью.

Грибы растут по кругу из-за грибницы – мнение ученых. Когда грибница начинает расти, она распространяется во все стороны. Потом из-за её нитей появляются грибы. А так как нити растут равномерно во все стороны и длина их одинакова, то и грибы появляются на одинаковом расстоянии друг от друга, как бы по кругу. Грибы мы видим, а грибницу нет, и не знаем, что в середине круга грибница разрослась, взяла из земли все полезные вещества, воду. Внутри «ведьминого» кольца ничего не растет. Такие «ведьмины» кольца бывают на полянах, лугах, а бывают вокруг деревьев.

Какую геометрическую фигуру напоминает?

Да, грибы могут расти кольцами или кругами.

Прочитайте слова: ряды, круги.

К какому слову подходит схема? Почему?

Запишите это слово по образцу, выполняя все секреты.

(Посадка)

В каком числе употреблено это слово? (Во множественном)

Поставьте слово круги в единственное число (Круг)

Назовите ошибкоопасное место (Круги-круг)

Как проверить парный согласный?

7. Итоги урока. Рефлексия.

Вот мы и подошли к заветной дверце, где находится гриб-Боровик.

Мы помогли его освободить.

А на грибном сходе было решено: мухоморы, бледные поганки, ложные лисички и опята называть ядовитыми грибами, их нельзя употреблять в пищу.

А как называют сыроежку, лисичку, подосиновик, подберёзовик, боровик? (Съедобными грибами)

Как можно назвать сказку по которой мы путешествовали? (Спасение буквы Г и гриба-Боровика)

Написание какой буквы мы сегодня повторяли?

Что понравилось на уроке?

(Самооценка)

Возьмите конверт, в нем лежат смайлики 3 цветов, если урок вам понравился – прикрепите красный смайлик к доске, если не очень – зеленый, если совсем не понравился – голубой.

Вы все хорошо поработали. Гриб-Боровик прислал нам кузовок с грибами.

(Каждому грибок)