Разработка урока "Одномембранные органоиды клетки". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Цель урока: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения и функционировании основных компонентов клетки.

Обучающие задачи: Выявить согласованность работы одномембранных органоидов клетки;

Развивающие задачи: Продолжить формирование умения анализировать и обобщать полученные знания, выделять главное в изученном материале;

Воспитывающие задачи: Формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы:

1. Словесно-наглядный;
2. Проблемный;
3. Частично поисковый.

Формы проведения урока: урок презентация

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы по общей биологии, карточки для проверки усвоения задания.

Использованная литература: Поурочные разработки по биологии для 10 класса, журналы “Биология в школе” и “Магариф”.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о строении клеточной мембраны и транспорте через неё.

– Рассмотрите слайд. Какая часть клетки изображена на слайде?

Image4173.gif (99912 bytes)

(рисунок 1)

– Каковы функции клеточной мембраны?

– Посмотрите на экран и выполните следующее задание. Какие процессы изображены на рисунках А, Б, В.

а) диффузия; б) осмос; в) активный транспорт; г) эндоцитоз; д) экзоцитоз

img1.jpg (12492 bytes)

А

img2.jpg (13380 bytes)

Б

img3.jpg (14951 bytes)

В

(рисунок 2)

Демонстрируется слайд “Сказочные цифры”

– Объясните, что означает эти цифры?

а) 1665; б) 1838; в) 1858; г) 1831.

II. Мотивация.

На прошлом уроке мы рассмотрели строение клеточной мембраны и особенности транспорта через клеточную мембрану. Сегодня мы должны выяснить, что происходит с поступившими в клетку веществами и синтезируемыми в самой клетке. Какие органоиды клетки принимают участие в судьбе этих веществ? Этими органоидами являются одномембранные клеточные структуры.

III. Сообщение темы, целей и задач урока.

Тема нашего урока “Одномембранные структуры клетки и их взаимодействие” (записываем).

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Органоиды (органеллы)– постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций.

К одномембранным органоидам клетки относят:

– Эндоплазматическую сеть.

– Комплекс Гольджи.

– Лизосомы.

Для удобства в работе мы используем таблицу.

Строение и функции клеточных органоидов.

Органоиды клетки

Строение

Функции

Дополнит. сведения

ЭПС

     

Комплекс Гольджи

     

Лизосомы

     

Изучение строения ЭПС. Рассказ учителя об особенностях строения и функциях ЭПС и заполнения таблицы.

img4.jpg (24759 bytes)

Гранулярная ЭПС                           Гладкая ЭПС

(рисунок 3)

Эндоплазматическая сеть – это сложная система мембран, образующих трубочки, канальцы, цистерны, пузырьки. Открыта в 1945 году английским ученым К. Портером. Её можно наблюдать только при помощи электронного микроскопа. Различают два вида ЭПС: гладкую и гранулярную.

Гладкая ЭПС имеет вид трубочек, стенки которых представляют собой мембраны, сходные по своей структуре с плазматической мембраной. В ней осуществляется синтез липидов и углеводов. Преобладает в клетках сальных желез, печени, в клетках богатых запасными питательными веществами, например, в семенах растений.

На мембранах каналов и полостей шероховатой ЭПС расположено множество рибосом, основная функция которых синтез белков. Особенно много шероховатой ЭПС в клетках желез и нервных клетках.

– А теперь давайте проверим, что записано у вас в таблице?

– Какое строение имеет ЭПС?

– Какие функции она выполняет? (Учащиеся заполняют таблицу)

Следующий органоид комплекс Гольджи

(рисунок 4)  

Аппарат Гольджи присутствует во всех эукариотических клетках. Он был открыт итальянским ученым К. Гольджи в 1898 г. в нервных клетках. Структурно – функциональная единица аппарата Гольджи – диктиосома.

Комплекс Гольджи представляет собой стопку мембранных мешочков (цистерн) и связанную с ними систему пузырьков.

Он особенно развит в клетках, вырабатывающих белковый секрет, а также в нейронах и овоцитах.

Функции комплекса Гольджи:

  1. транспорт и химическая модификация веществ.
  2. синтез полисахаридов.
  3. участие в построении клеточной стенки.
  4. секреторная.
  5. образование лизосом.

Проверяем запись в тетради и записываем новые слова в словарь.

Изучение строения Лизосомы

(рисунок 5)

Лизосомы открыты в 1955 году с помощью электронного микроскопа. Они представляют собой сферические мембранные мешочки, наполненные пищеварительными ферментами. В одной лизосоме могут находиться 30-50 различных ферментов. Особенно лизосом много в животных клетках.

Лизосомы расщепляют питательные вещества, переваривают попавшие в клетку бактерии, выделяют ферменты, удаляют путем переваривания ненужные части клеток.

У растений растворяются органеллы при образовании пробковой ткани, сосудов древесины.

(Учащиеся заполняют таблицу)

V. Повторение изученного.

1. Ученикам рекомендуется сравнить таблицу, сделать необходимые дополнения.

2. Работа с учебником Сонина Н.И., Захарова В.Б., Мамонтова С.Г.

VI. Закрепление.

А теперь обобщим полученные знания (ученики выполняют задания в виде теста).

1. Органоиды, расположенные на гранулярной ЭПС и участвующие в биосинтезе белка,– это:

А. Лизосомы; б. Митохондрии; в. Рибосомы; г. Хлоропласты.

2. Органоид ограниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов:

А. Митохондрии; б. Аппарат гольджи; в.рибосома; г. Лизосома.

3.Лизосомы в клетки образуются в:

А. Эндоплазматической сети; б. Митохондриях;  В. Клеточном центре; г.комплексе гольджи.

4. Функции шероховатой ЭПС:

А. Транспорт веществ и синтез белков; Б. Переваривание органических веществ; В. Участие в межклеточных контактах; Г. Образование рибосом.

5.ЭПС имеется в цитоплазме:

А. Всех клеток; б. Только животных клеток; в.только растительных клеток; г.всех клеток, за исключением клеток прокариот.

VII. Задание на дом.

  1. Прочитать стр. 35-37 учебника.

  2. Подготовить ответы на вопросы №2, 3,4.

  3. Составить тест по теме “Функции органоидов клетки”.

VIII. Подведение итогов.

Презентация