Методическая разработка урока "Раннее новое время"
Скачать презентацию (250.88 КБ)
Данная методическая разработка предназначена как для проведения урока по Всеобщей истории на тему «Раннее новое время». Она предназначена для учеников 10-11-х классов общеобразовательных школ, а также для учащихся второго или третьего курса училищ и техникумов. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.
Отличительная черта: урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала и адекватного его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию.
Введение
«...Ключ к пониманию мира – не в естественном порядке вещей..., а в истории человека»
Барг М.А.
Раннее Новое время – один из самых значительных периодов Всемирной истории. Именно в этот период происходит закладка тех основ, которые изменят облик Европы. Превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания. Именно в эту эпоху был совершен переход от средневековья к новому времени. Утверждается «абсолютизм» и появляются мануфактуры, рождаются гениальные художники и свершаются Великие географические открытия, изменяются представления о мире и человеке. Особенно важно это сейчас, когда и наш, сегодняшний мир, находится на перепутье и от выбора, который мы сделаем, может зависеть не только судьба человека, но и всего мира – в этом и выражается актуальность данной темы.
Цель урока: сформировать у учащихся понимание важности данного исторического периода для дальнейшего развития истории и собственную позицию к данному явлению. Реализуя данную цель, потребуется решить следующие задачи:
- активизировать учащихся;
- сформировать положительное отношение друг к другу;
- способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям и т.д.
- сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;
- привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам);
- научить использовать дополнительную информацию в разных источниках.
В настоящее время информационные технологии занимают все более прочное место в образовательном процессе. Это позволяет разнообразить даже самый скучный урок. Особенно важен принцип наглядности, который успешно реализуется при использовании различных мультимедийных программ и электронных учебников. Урок раскрывает большой и значительный материал, что предполагает наличие у учащихся уже каких-то знаний по этой теме и теме предыдущей, поэтому большое внимание уделяется подготовке к уроку, тщательному подбору материала и адекватного его расположения в мультимедийной презентации. Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать собственную жизненную позицию. Что позволит развить следующие компетенции учащихся, таких как:
- принимать ответственные решения;
- участвовать в принятии групповых решений;
- разрешать конфликтные ситуации;
- уважать культуру и историю других народов (межкультурные компетенции);
- находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.
Для решения поставленных задач, наиболее приемлемой формой проведения урока была выбрана методика обучения в малых группах сотрудничества с использованием современных информационных технологий (в частности мультимедийная презентация основного материала).
При составлении методической разработки внеклассного мероприятия использовались принципы создания педагогических разработок В.З. Рылова. Представленное мероприятие создано для учеников 10 – 11 классов, а также для учащихся второго и третьего курсов системы НПО. Расчитана на 45 мин. Учебного времени.
Термины и понятия, используемые в теме: раннее новое время, абсолютизм, демократия знати, ремесло, мануфактура, Великие географические открытия, Ренессанс, Реформация.
Рекомендации по организации и методике проведения урока:
- Подготовьте заранее (перед уроком) мультимедийную аппаратуру, компьютер и саму презентацию; также данный урок можно провести с использованием интерактивной доски.
- Перед началом урока рекомендуется также на доске написать план работы для учащихся..
- Мультимедийная презентация может содержать основные ключевые моменты урока, сократит время изучения материала. Наглядно передаст необходимую информацию.
- В том случае, если нет возможности провести мультимедийную презентацию, то необходимо подготовить ряд схем по ключевым моментам темы (примерно такие же как и в слайдах мультимедиа).
- Проверку знаний предыдущего материала лучше всего осуществлять по карточкам, т.к. это позволит сократить время на актуализацию, а взаимопроверка даст возможность учащимся узнать свои оценки на уроке.
- Объяснение терминов, лучше всего провести в сравнении с ранее изученным материалом, задавая вопросы по ходу урока.
- Раздаточный материал должен быть роздан до начала проведения занятия.
- Группу учащихся необходимо поделить на четыре подгруппы по 4-5 человек.
- Одного подготовленного учащегося посадить за управление компьютером. Слаженность действий преподавателя и учащегося необходимо отработать заранее.
- Домашнее задание лучше всего указать на карточке, что также избавит от необходимости записывать его на доске.
Общая характеристика урока
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о сущности важного исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории.
- Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала.
- Представлять и обобщать изученную на уроке информацию.
Обучающая цель:Обеспечить изучение нового материала по теме "Раннее новое время", научить выделять главное, существенное в изучаемом материале. Сформировать навыки групповой работы.
Развивающая цель:Развивать у учащихся умение искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.
Воспитательная цель:Воспитать внимательное отношение к любого рода документации, стремление к сотрудничеству.
К концу урока учащиеся смогут:
- связно и логично излагать свои мысли;
- систематизировать информацию, используя графические формы;
- находить и использовать дополнительную информацию;
- развить навыки практической и аналитической деятельности;
Место и роль темы во всем курсе:Данная тема открывает цикл уроков по "Новому времени" и является основополагающей для всего последующего курса. «Раннее новое время» произвело своего рода революцию в социальной, экономической и духовной жизни Западной Европы. Оно разрушило старую средневековую систему ценностей и сформировало новый взгляд на человеческую личность.
Оборудование и материалы, применяемые на уроке:
- Мультимедийный проектор, ПК
- Карта «Великие географические открытия» – призвана сформировать представление о масштабности данного явления.
- Мультимедийная презентация «Раннее Новое время» – призвана активизировать внимание учащихся, нацелить их на изучение нового материала, способствовать развитию творческого мышления и умению систематизировать информацию.
- Распечатки текстов по темам: «Гелиоцентрическая теория»; «Судьба Галилея»; «Научные достижения в медицине», «Достижения в физике» – предназначены для самостоятельной работы с новым материалом урока в группах.
- Опорный конспект – позволит учащимся не отвлекаться от изучаемого материала на переспрашивание (Приложение 4).
Методы и приемы, используемые на уроке:
- Монологический метод применяется при объяснении новой темы и вовлечении в учебный процесс учащихся.
- Метод контроля в виде работы с карточками – необходим для выявления степени усвоения материала предыдущих тем, на базе которых осваиваются новые знания, а также важен в процессе работы над новой темой для контроля за усвоением нового материала, понятий.
- Взаимопроверка позволит преподавателю проверить работы учащихся на уроке.
- Метод анализа используется для выявления главного и установления причинно-следственных связей.
- Инструктирование применяется для организации более продуктивной работы учащихся по заданию.
- Метод группового сотрудничества используется для наиболее быстрой рефлексии в ходе воспроизведения нового материала, полученного из презентации.
- Метод временных ограничений – для мобилизации творческой активности при работе на уроке.
Содержание урока «Раннее новое время»
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы |
Цели |
| 1. Организацион-ный момент (2 мин.) | Сообщает тему и цели урока, выясняет наличие учащихся, объясняет работу, которую предстоит выполнить на уроке, принципы оценивания. | Готовятся к уроку, слушают, задают вопросы | организационный | Настроить на работу |
| 2. Мотивация учебно-познавательной деятельности (2 мин.) | Преподаватель объясняет важность данной темы | Слушают, задают вопросы | Монологический | Заинтересо-вать в изучении заявленной темы |
| 3. Актуализация опорных знаний (5-7 мин.) | Организует работу учащихся с
карточками-заданиями. Комментирует задание и критерии оценок. |
Отвечают на вопросы, работают по карточкам-заданиям, проводят взаимопроверку. | Метод припоминания, взаимопроверки, инструктирования | Вспомнить пройденный материал, активизировать работу группы. |
| 4. Формирование новых знаний (15 мин.) | Нацеливает учащихся на работу. Комментирует мультимедийную презентацию, поясняет термины: абсолютизм, мануфактура; задает вопросы |
Смотрят мультимедийную презентацию, слушают, записывают за учителем в тетради, работают с опорным конспектом, отвечают на вопросы. | Монологический, беседа, показ, рассказ | Усвоение новой информации |
| 5. Применение новых знаний (14 мин.) | Организует работу в парах по изучению документа, обмена информацией и заполнению таблицы, проверяет работу в парах, устно опрашивает по заданию. | Работают в парах, анализируют документ, заполняют таблицу в тетради, зачитывают ответы по заданию | Групповое сотрудничество Прием «Подумай- поделись с партнером». |
Развить навыки работы в группе, умение выделить главное, существен-ное из текста. |
| 6. Итоги (5 мин.) | Подводит итоги урока, выставляет оценки, задает и комментирует домашнее задание | Задают вопросы, записывают домашнее задание. | Монологичес-кий, беседа | Слушают, записывают домашнее задание. |
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (2 мин.)
– Тема сегодняшнего урока "Раннее Новое время". Сегодня на уроке вы:
- Поработаете с карточками;
- Просмотрите мультимедийную презентацию;
- Поработаете в парах с текстом;
- Заполните таблицу.
В конечном итоге за урок вы получите две оценки.
2. Мотивация (2 мин.)
– Эта тема важна тем, что олицетворяет переход от эпохи средневековья к новому времени и открывает цикл уроков, посвященных этому периоду. Именно в этот период происходят события, которые изменят облик Европы, превратят ее из нищего захолустья в оплот процветания, изменят отношение к человеку. По темам данного урока будут вопросы в Директорской контрольной работе.
3. Актуализация (5 мин.)
– Прежде чем приступить к изучению новой темы, следует повторить основные термины и понятия предыдущего раздела истории, которые имеют непосредственное отношение к теме сегодняшней. Работа производится по карточкам. На них вопросы и ответы на них. Задача – найти ошибки в формулировке данных определений. На работу вам отводится 5 мин. (Приложение 1). Карточки необходимо подписать.
4. Формирование новых знаний
– Сейчас вы просмотрите мультимедийную презентацию, а я объясню вам её содержимое. По ходу презентации ваша задача:
- записать основное её содержимое в тетрадь
- отвечать, по необходимости , на задаваемые мною вопросы
Раннее новое время – это спорный период в истории, который в другой литературе можно встретить под названием «Позднего средневековья». Эта точка зрения и преобладала в исторической науке в советское время. Но те события, которые происходят в это время, дают основания выделять его в особый, революционный подпериод истории, с которым мы сейчас познакомимся.
Содержание презентации:
Слайд 1.
Периодизация нового времени
- Раннее Новое время XV – XVI вв.
- Новое время XVII – XVIII вв.
- Новое время век XIX.
Слайд 2.
Основные черты раннего Нового времени:
- Абсолютизм
- Появление Мануфактур
- Научные достижения
- Великие Географические открытия
- Ренессанс
- Реформация
Далее проводится сравнительная работа с терминами, во время которой задаются вопросы учащимся.
Слайд 3.
Становление абсолютизма
Средние века
|
Раннее Новое время
|
Слайд 4.
Промышленное развитие
Средние века Ремесло
|
Раннее Новое время Мануфактура
|
Слайд 5. Научные достижения
Прежде, чем вы приступите к изучению научных
достижений самостоятельно, запишем Три
главных изобретения, преобразовавшие
цивилизацию Запада в Новое время: порох –
взрывал на воздух рыцарство; компас –
открывает мировой рынок и основывает колонии; книгопечатание
– способствует развитию науки. А теперь
посмотрите на текстовые документы, лежащие у вас
на столах (Приложение 2).
Ваша задача:
- Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
- Обсудите их в группе.
- Заполните свою часть таблицы, она выделена цветом.
5. Применение знаний
– А сейчас вы приступите к выполнению следующих заданий:
- Ответьте на вопросы вслух.
- Выслушайте учащихся других групп.
- Заполните таблицу полностью.
Во время работы учащихся на демонстрационном стенде демонстрируется слайд № 6 «Великие ученые 15-17 веков». Ответы в Приложение 3.
6. Итоги
– А теперь скажите, пожалуйста, какие выводы можно сделать по изученному? (Вывод формулируют учащиеся).
Далее преподаватель оценивает работу учащихся и комментирует домашнее задание, которое представлено на карточке под пунктом № 10.
Заключение
В результате проведения урока учащиеся просмотрели мультимедийную презентацию, прослушали и записали новый материал, поработали в парах, отвечали на вопросы, делали выводы, заработали оценки. Соответственно, цели, поставленные перед ними, они выполнили.
В процессе урока у ребят сформировалось представление о «раннем Новом времени» и оформилась собственная позиция относительно изученной темы. А значит были выполнены цели самого урока.
Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как:
- принимать ответственные решения;
- участвовать в принятии групповых решений;
- разрешать конфликтные ситуации;
- находить и использовать дополнительную информацию, в разных источниках.
Следовательно можно сделать общий вывод по мероприятию: мероприятие в полной мере реализует обучающие, развивающие и воспитательные цели образовательного процесса. Данный урок рекомендуется для освещения заявленной темы.
Глоссарий
Абсолютизм – неограниченная власть
монарха
Демократия знати – когда власть монарха
ограничена советом знати.
Великие географические открытия –
знаменитые мореплавания, в результате которых
были открыты новые земли и составлены карты
новых морей и океанов; подтвердили
гелиоцентрическую теорию Коперника; события,
способствовавшие становлению глобальной
цивилизации.
Мануфактура – небольшое предприятие,
основанное на наемном ручном труде.
Раннее новое время – переходный период в
истории, XV-XVI вв.
Ремесло – род промышленного предприятия,
народного промысла, когда работник предприятия,
является и его хозяином..
Ренессанс – возрождение античного
наследия, мирского начала
Реформация – общественное движение в
Западной и Центральной Европе в первой
половине XVI в., направленное на коренное
преобразование католической церкви.
Литература:
- Барг М.А. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987. – 348с.
- Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. / Перевод с франц. В. Бабинцева/. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 560 с.
- История древнего мира / Р.Ю. Виппер. История средних веков / А.А. Васильев. – М: Республика, 1993. – 511 с.: ил
- Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. История цивилизаций мира. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2003 – 478, (2) с ил.
- Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991. – 138 с.
- Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И. Уколовой. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.: карт.