Цели урока:
- Содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культур учащихся (умению анализировать, конкретизировать, творчески мыслить, обобщать полученные знания, размышлять и рассуждать).
- Развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог).
- С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала.
- Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся.
Задачи урока:
- Систематизировать знания учащихся о свойствах рациональных чисел.
- Через повторение изученного материала перевести учащихся к нахождению значения числового выражения, содержащего рациональные числа и знаки " +" и "-".
- Мотивировать необходимость поиска рационального выполнения заданий, содержащих алгебраическую сумму.
Учебная задача: "Открытие" свойств действий с рациональными числами (свойства сложения).
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная, самостоятельная.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Цель: проверка подготовки учащихся к уроку и создание эмоционального настроя.
2. Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовка учащихся к изучению нового материала.
а) индивидуальные задания учащимся.
Учитель предлагает выполнить на доске следующие задания (задания написаны на карточках).
Карточка №1
Найдите значение выражения наиболее удобным способом:
а) 271 + 18 + 82 + 729; б) ; в) 3,4 + 0,9 + 8,6 + 0,1.
Ответить на вопросы: Какие числа используются в выражении?
Какие свойства чисел применили при нахождении значения этого выражения?
Карточка № 2.
Поставь вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство и прочитай его.
а) -(-5) = *;
б) 3 = - * ;
в) - * = 8;
г) -(+27) = * ;
д) - * = 10,3.
б) устная работа с классом (задания на слайде)
1. (Учащиеся исправляют ошибку и объясняют ее причину).
-3 + 5 = -8
-2 -4 = -6
4 - 8 = -4
-4 -3 = -1
-6 + 6 = 0
2. Продолжи предложение:
Алгебраическая сумма - это выражение, которое можно представить в виде суммы положительных и отрицательных чисел.
Противоположные числа это числа, имеющие одинаковые модули, но отличающиеся знаком.
Сумма противоположных чисел равна нулю.
в) Ответы учащихся, выполняющих задания у доски.
Карточка №1 В этих выражениях встречаются натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби. Для нахождения значения этих выражений использовали сочетательное и переместительное свойства сложения.
Карточка №2 (проверка знаний изученных на предыдущем уроке).
3. Изучение нового материала.
Цели: организовать деятельность учащихся на совместное решение поставленной проблемы; организовать деятельность учащихся по обобщению и применению полученных ранее знаний; содействовать умению общаться; развитию монологической и диалогической речи, организованности, дисциплине.
а) Обобщение знаний о свойствах сложения.
На этом уроке мы продолжим изучать свойства сложения рациональных чисел. (Сформулировать свойства).
Мы уже применяли свойства сложения при работе с различными числами.
А для чего необходимо знание свойств рациональных чисел? (выполнять вычисления лучше и быстрее).
б) Постановка проблемы и ее решение.
Проблема: выполняются ли свойства сложения при сложении отрицательных чисел и чисел с разными знаками?
(задание на слайде)
1) устно
- 3 + (-5,6)= и -5,6 + (-3)=
и
- 1,2 + (-0,7) и - 0,7 + (-1,2)=
Вывод: переместительное свойство сложения справедливо при сложении отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
2) работа по рядам (проверка сочетательного свойства)
1 ряд 2 ряд
(a + b) + c a + (b + c)
Если 1) a = - 0,7, b = - 0,3, c - 1,2; 2) a = .
Вывод: сочетательное свойство сложения справедливо при сложении отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
в) Применение полученных знаний: устно выполнить №222(1 столбик)
4. Физкультминутка (музыка на слайде).
5. Закрепление (задание и музыка(симфония № 21 Моцарта) на слайде).
Цели: организовать деятельность учащихся на закрепление изученного материала, создание ситуации позволяющей ученикам принимать самостоятельные решения, содействовать развитию у детей умений анализировать поставленные перед ними вопросы и делать правильный выбор; применять полученные знания в жизненных ситуациях.
а) Звучит прекрасная музыка. Имя композитора вам, я думаю известно. Этот великий композитор был не только гениальным музыкантом, но и имел блестящие математические способности. А назвать имя великого музыканта, который имел блестящие математические знания, помогут нам примеры, которые мы должны решить.
1 вариант № 230(а), № 234(а), № 238(а)
2 вариант № 231(а), № 233(а), № 238(б)
26 | 0 | 40 | -150 | -9,9 | 11,08 |
Ц | Т | А | О | Р | М |
Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 г.- 5 декабря 1791г). - австрийский композитор 18 века, один из величайших музыкальных гениев человечества. Он очень увлекался математикой: исписывал пол, стены, выполняя сложные математические вычисления (на слайде).
После решения упражнений учащиеся формулируют памятку для нахождения значений выражений, содержащего знаки "+" и " - ".
б) Бизнес-задача (на слайде).
Цель: мотивация изучения свойств составленного числового выражения, содержащего знаки "+" и " - ".
1) формулировка задачи.
Любой из нас может иметь собственное прибыльное предприятие. Но для этого он должен вложить деньги, математически грамотно вести бухгалтерскую книгу и уметь подсчитать свою прибыль. В таблице приведены доходы и расходы предприятия за полугодие.
январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
-15200 | +4007 | -1593 | -4007 | +5200 | +7593 |
Определите доходно ли это предприятие.
Для того чтобы подсчитать прибыль, что надо сделать? (Для этого надо составить выражение и найти его значение.).
Назовите выражение.
-15200 + (+4037) + (-1593) + (-4007) + (+5200) + (+7593) =
2) поиск решения.
Как вы предлагаете найти значение этого выражения?
(Учащиеся предлагают: прибыль сложить с прибылью, а убытки с убытками, но перед этим вычеркнуть противоположные слагаемые).
Учащиеся записывают в тетрадях
(+ 5200 + 7593) + (-15200 - 1593) =
Учащиеся находят значения выражения.
3) подведение итогов составленной задачи.
Что можно сказать о данном предприятии? Прибыльное ли оно?
Учащиеся делают вывод, что предприятие убыточное.
6. Итоги урока через ответы на вопросы и выставление оценок.
Подведем итоги урока.
Что тебе показалось интересным на уроке?
Чему вы научились в ходе урока?
Что полезного надо запомнить?
7. Домашнее задание.
Параграф 38 № 236, №237;
Найдите сумму всех целых чисел от -599 до 601 (для тех кто сможет).