Алгебраическая сумма и ее свойства. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • Содействовать формированию интеллектуальной, исследовательской культур учащихся (умению анализировать, конкретизировать, творчески мыслить, обобщать полученные знания, размышлять и рассуждать).
  • Развивать коммуникативные способности учащихся (умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог).
  • С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала.
  • Работать над повышением грамотности устной и письменной речи учащихся.

Задачи урока:

  • Систематизировать знания учащихся о свойствах рациональных чисел.
  • Через повторение изученного материала перевести учащихся к нахождению значения числового выражения, содержащего рациональные числа и знаки " +" и "-".
  • Мотивировать необходимость поиска рационального выполнения заданий, содержащих алгебраическую сумму.

Учебная задача: "Открытие" свойств действий с рациональными числами (свойства сложения).

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Организационные формы общения: индивидуальная, коллективная, самостоятельная.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Цель: проверка подготовки учащихся к уроку и создание эмоционального настроя.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовка учащихся к изучению нового материала.

а) индивидуальные задания учащимся.

Учитель предлагает выполнить на доске следующие задания (задания написаны на карточках).

Карточка №1

Найдите значение выражения наиболее удобным способом:

а) 271 + 18 + 82 + 729; б) ; в) 3,4 + 0,9 + 8,6 + 0,1.

Ответить на вопросы: Какие числа используются в выражении?

Какие свойства чисел применили при нахождении значения этого выражения?

Карточка № 2.

Поставь вместо * такое число, чтобы получилось верное равенство и прочитай его.

а) -(-5) = *;

б) 3 = - * ;

в) - * = 8;

г) -(+27) = * ;

д) - * = 10,3.

б) устная работа с классом (задания на слайде)

1. (Учащиеся исправляют ошибку и объясняют ее причину).

-3 + 5 = -8

-2 -4 = -6

4 - 8 = -4

-4 -3 = -1

-6 + 6 = 0

2. Продолжи предложение:

Алгебраическая сумма - это выражение, которое можно представить в виде суммы положительных и отрицательных чисел.

Противоположные числа это числа, имеющие одинаковые модули, но отличающиеся знаком.

Сумма противоположных чисел равна нулю.

в) Ответы учащихся, выполняющих задания у доски.

Карточка №1 В этих выражениях встречаются натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби. Для нахождения значения этих выражений использовали сочетательное и переместительное свойства сложения.

Карточка №2 (проверка знаний изученных на предыдущем уроке).

3. Изучение нового материала.

Цели: организовать деятельность учащихся на совместное решение поставленной проблемы; организовать деятельность учащихся по обобщению и применению полученных ранее знаний; содействовать умению общаться; развитию монологической и диалогической речи, организованности, дисциплине.

а) Обобщение знаний о свойствах сложения.

На этом уроке мы продолжим изучать свойства сложения рациональных чисел. (Сформулировать свойства).

Мы уже применяли свойства сложения при работе с различными числами.

А для чего необходимо знание свойств рациональных чисел? (выполнять вычисления лучше и быстрее).

б) Постановка проблемы и ее решение.

Проблема: выполняются ли свойства сложения при сложении отрицательных чисел и чисел с разными знаками?

(задание на слайде)

1) устно

- 3 + (-5,6)= и -5,6 + (-3)=

и

- 1,2 + (-0,7) и - 0,7 + (-1,2)=

Вывод: переместительное свойство сложения справедливо при сложении отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

2) работа по рядам (проверка сочетательного свойства)

1 ряд 2 ряд

(a + b) + c a + (b + c)

Если 1) a = - 0,7, b = - 0,3, c - 1,2; 2) a = .

Вывод: сочетательное свойство сложения справедливо при сложении отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

в) Применение полученных знаний: устно выполнить №222(1 столбик)

4. Физкультминутка (музыка на слайде).

5. Закрепление (задание и музыка(симфония № 21 Моцарта) на слайде).

Цели: организовать деятельность учащихся на закрепление изученного материала, создание ситуации позволяющей ученикам принимать самостоятельные решения, содействовать развитию у детей умений анализировать поставленные перед ними вопросы и делать правильный выбор; применять полученные знания в жизненных ситуациях.

а) Звучит прекрасная музыка. Имя композитора вам, я думаю известно. Этот великий композитор был не только гениальным музыкантом, но и имел блестящие математические способности. А назвать имя великого музыканта, который имел блестящие математические знания, помогут нам примеры, которые мы должны решить.

1 вариант № 230(а), № 234(а), № 238(а)

2 вариант № 231(а), № 233(а), № 238(б)

26 0 40 -150 -9,9 11,08
Ц Т А О Р М

Вольфганг Амадей Моцарт (27 января 1756 г.- 5 декабря 1791г). - австрийский композитор 18 века, один из величайших музыкальных гениев человечества. Он очень увлекался математикой: исписывал пол, стены, выполняя сложные математические вычисления (на слайде).

После решения упражнений учащиеся формулируют памятку для нахождения значений выражений, содержащего знаки "+" и " - ".

б) Бизнес-задача (на слайде).

Цель: мотивация изучения свойств составленного числового выражения, содержащего знаки "+" и " - ".

1) формулировка задачи.

Любой из нас может иметь собственное прибыльное предприятие. Но для этого он должен вложить деньги, математически грамотно вести бухгалтерскую книгу и уметь подсчитать свою прибыль. В таблице приведены доходы и расходы предприятия за полугодие.

январь февраль март апрель май июнь
-15200 +4007 -1593 -4007 +5200 +7593

Определите доходно ли это предприятие.

Для того чтобы подсчитать прибыль, что надо сделать? (Для этого надо составить выражение и найти его значение.).

Назовите выражение.

-15200 + (+4037) + (-1593) + (-4007) + (+5200) + (+7593) =

2) поиск решения.

Как вы предлагаете найти значение этого выражения?

(Учащиеся предлагают: прибыль сложить с прибылью, а убытки с убытками, но перед этим вычеркнуть противоположные слагаемые).

Учащиеся записывают в тетрадях

(+ 5200 + 7593) + (-15200 - 1593) =

Учащиеся находят значения выражения.

3) подведение итогов составленной задачи.

Что можно сказать о данном предприятии? Прибыльное ли оно?

Учащиеся делают вывод, что предприятие убыточное.

6. Итоги урока через ответы на вопросы и выставление оценок.

Подведем итоги урока.

Что тебе показалось интересным на уроке?

Чему вы научились в ходе урока?

Что полезного надо запомнить?

7. Домашнее задание.

Параграф 38 № 236, №237;

Найдите сумму всех целых чисел от -599 до 601 (для тех кто сможет).