Интегрированный урок по теме "Основные классы неорганических соединений. Создание таблиц и диаграмм в текстовом редакторе"

Разделы: Химия, Информатика


Цели:

  • Образовательная: закрепить знания учащихся об основных классах неорганических соединений, закрепить навыки работы в текстовом процессоре Word по вставке схем, таблиц и диаграмм, показать возможность интеграции химии и информатики.
  • Развивающая: формировать убеждение учащихся в возможности познания окружающего материального мира, в существовании причинно-следственных связей между учебными предметами естественно-математического цикла.
  • Воспитательная: развивать интерес учащихся к изучению предметов естественно-математического цикла, творческую активность, воспитывать трудолюбие, культуру личности

Тип урока: урок закрепления знаний и навыков.

Оборудование:

  • Справочный материал по основным классам неорганических соединений.
  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
  • Компьютеры для работы учащихся и учителя с установленным комплексом программ (урок проводится в компьютерном классе).
  • Урок может быть проведен совместно учителями химии и информатики.

Этапы урока

  1. Организационный момент. Постановка цели урока (1 мин).
  2. Проверка домашнего задания (4 мин).
  3. Повторение изученного материала по химии и информатике (8мин).
  4. Выполнение практического задания по информатике (15мин).
  5. Контроль знаний по химии (химический диктант) (10мин).
  6. Обработка результатов диктанта на компьютере (5мин).
  7. Подведение итогов урока (1 мин).
  8. Постановка домашнего задания (1 мин).

Ход урока

Учитель: Проверяем домашнее задание. Далее переходим к повторению темы “Основные классы неорганических соединений. Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. На какие два основных класса делятся неорганические вещества?
  2. На какие классы делятся простые вещества?
  3. Какие классы сложных веществ (неорганических соединений) вы знаете?
  4. Какие вещества называются оксидами? Примеры
  5. На какие группы делятся оксиды? Примеры
  6. Какие вещества называются основаниями? Примеры.
  7. На какие группы делятся основания? Примеры
  8. Какие вещества называются кислотами? Примеры
  9. На какие группы делятся кислоты по составу кислотного остатка?
  10. Что такое основность кислоты?
  11. Какие вещества называются солями? Примеры
  12. На какие группы делятся соли?

Переходим к работе за компьютерами. Основная задача – повторить и проверить знания и умения учащихся создавать средствами MS Word схемы, таблицы и диаграммы. Кратко вспоминаем, как:

  • выделить данные в Word,
  • использовать панель рисования для создания схем,
  • вставить в текст фигуры, линии и надписи,
  • создать таблицу с нужным числом столбцов и строк,
  • использовать нижние индексы при написании химических формул,
  • создать диаграмму на основе таблицы,
  • выбрать тип диаграммы,
  • провести редактирование диаграммы и ее отдельных элементов

Начинаем со схемы классификации неорганических соединений (Рис.1):

После выполнения работы переходим к химическому диктанту (учитель диктует названия, учащиеся рисуют таблицу и распределяют формулы химических соединений в соответствующие столбцы):

Таблица 1

Оксиды Основания Кислоты Соли
MgO
Na2O
ZnO
CuO
Ca(OH)2
Cu(OH)2
Al(OH)3
HNO3
H2SO4
H3PO4
HCl
H2SiO3
NaCl
K2CO3
MgBr2
CaSO4
NaNO3
Ba(NO3)2

Таблица 2

Оксиды Основания Кислоты Соли
4 3 5 6

На основе полученной таблицы строим одну или несколько диаграмм :

 

Проверяем результаты работы.
Подводим итоги урока. Выставляем оценки за урок (по химии и информатике).
Комментируем домашнее задание.

Литература

  1. Габриэлян О.С. Химия 8, ч.1 и 2. М,:Дрофа, 2008, с.128 и с.143.
  2. Угринович Н.Д. "Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса" М.:БИНОМ, 2010, с.178.
  3. Информатика. Задачник-практикум. Т 2.Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. М.:БИНОМ, 2008, с.294.