Урок по окружающему миру "Озера"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новым географическим объектом – озером, с его особенностями;
  • дать общее представление о самых больших озёрах, познакомить учащихся с особенностями озер (пресные, солёные, проточные, бессточные).
  • развивать умение находить по карте нужные географические объекты, умение работать в парах;
  • воспитывать доверительное отношение, чувство взаимопомощи и поддержки;

Форма проведения: составление географического блокнота.

Оборудование: магнитофон, проектор, компьютер, экран, презентация, запись шума воды.

Система обучения: “Школа 2100”.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент
– Мы начинаем урок окружающего мира. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

– Мы с вами сегодня отправляемся в небольшую экспедицию. Начальником экспедиции буду я. А что такое экспедиция найдём по словарю.

– Вы правы, название экспедиции узнаем, если разгадаем кроссворд.

– Нужно быть внимательным и наблюдательным.

Работа с толковыми словарями.

(Экспедиция – это поход или поездка группы людей, с каким-то специальным заданием.)

2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
а) Самостоятельная работа.

– Выберем экспертов, которые расшифруют название экспедиции.

По горизонтали:

Началом реки может быть…
Самая длинная река в Азии…
Место впадения реки в другой водоем…
Вода камень (что делает?)…
Движение воды в реке…
Африка – это…
Часть света…

(Слова подсказки: Азия, Амур, материк, родник, устье, течение, точит.)

– Пока наши эксперты работают, мы с вами проверим домашнюю работу.

– Вы должны были сделать задание на стр.3 под №8, в конце урока соберем тетради на проверку.

– Для группы ребят было предложено творческое задание – они должны были провести исследовательскую работу с родителями и сделать проект на тему “Река”. Их работы на выставке (“Какие бывают реки”, “Как вода пришла к тебе в гости”, “Как образуется дождь”, “Как по карте находить реки”, “Дружба человека и воды”, “Почему вода в реке не исчезает, “Где берет начало река”).

Предложения учеников.

Эксперты разгадывают кроссворд, а остальные ученики проверяют домашнее задание.

Все ребята замечательно справились. Выражается благодарность вам и вашим родителям. Один проект мы заслушаем. Желаю всем принимать активное участие в исследовательских работах. Ученик выступает с проектом.
– Проверим экспертов.

– Это научная экспедиция.

– Цель нашей научной экспедиции – проверить умение работать с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания. Все самое важное и интересное будем записывать в географический блокнот, который мы начали оформлять на прошлом уроке.

(Учитель вывешивает текст на страницу блокнота “Экспедиция – это поездка группы людей со специальным заданием”.)

Записываем слово – экспедиция в словарик (слово экспедиция появляется на странице блокнота).

Ответы экспертов.
– Перед нами географический объект. Назовите.

(Учитель вывешивает условный знак и картинку реки.)

– Река.

– На чем мы будем двигаться по реке, отгадайте из загадки.

Он под парусом летит,
Ветер в мачтах свистит. (Корабль.)

(Появляется корабль.)

Продолжение работы по составлению

географического блокнота.

Физкультминутка

Встали все. Начинается посадка
Поднимаемся на палубу: топ-топ.
Идем по мокрой палубе: чпок-чпок.
Волны на реке плещутся: плюх-плюх.
Плывем вперед (плавные движения руками).

Учащиеся отгадывают загадку.
– Расплескались волны, полетели капли. Одна из них попала к нам на палубу.

(Учитель вывешивает картинку – капельку.)

– Давайте возьмем ее с собой. Она будет нашим капитаном.

Ученики повторяют движения за учителем.
3. Постановка проблемной ситуации
а) Работа по карте.  
– Капелька очень любит реки. Покажем ей, как вы научились работать по карте. Как называется эта карта? (Физическая.) Ответы учеников.
– Покажите реку Лену, Амур, Енисей, Обь, Дунай, Днепр, Волгу.

– Что вы скажете об этих реках? (Это самые большие реки.)

– А кроме них есть еще реки в России? (Да, большое количество.)

– Совершенно верно. Россия – страна большого количества рек и страна великих рек. В реках пресная вода, поэтому необходимо их содержать в чистоте, так как именно из них мы берём воду для питья.

– Молодцы! Вы замечательно поработали по карте.

– Движемся дальше. Наша капелька очень-очень обрадовалась, она увидела знакомый географический объект.

(Учитель вывешивает условный знак и картинку озера.)

– Как называется этот географический объект? (Озеро.)

– Вы правы – это озеро. Сделаем остановку.

Работа с физической картой.
– Попробуйте дать определение этому географическому объекту сами.

б) Работа в парах (исследовательская работа).

Ответы учеников.
– У вас в конвертиках вопросы и ответы одного цвета. Но ответов несколько. Вы должны самостоятельно обсудить, что такое озеро, выбрав точные верные ответы. Договоритесь, кто из вас будет читать вопросы, а кто искать ответы. Советуйтесь друг с другом.

Вопрос: Что такое озеро?

Ответы: Озеро – природный водоем. Озеро – это природный водоем со стоячей или проточной водой.

Вопрос: У озера есть берега?

Ответы: У озера есть берега. У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый.

Вопрос: Впадают ли в озера реки и ручьи?

Ответы: В озера не впадают реки и ручьи. Во все озера впадают реки и ручьи.

Проверяем. Зачитайте только ответы.

Итог:

Озеро – это природный водоем со стоячей или проточной водой. У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый. Во все озера впадают реки и ручьи.

Дети работают в парах.
– Записываем слово – котловина в словарик. Ответы учащихся.

Вывод делают ученики сами.

Работа в географическом блокноте.

4. Объяснение нового материала
а) Работа с учебником.

1. Чтение по учебнику.

– Прочитаем в учебнике определение озера.

1. (стр.8 №1)

Учащиеся читают новый материал по учебнику.
– Что вы еще узнали об озерах?

2. Выполнение с.8 №1 с комментированием

– Молодцы! Назовем нашу страницу в блокноте “Озёра”, запишем новые слова в блокнот.

Ответы учеников.

Выполнение задания с комментированием.

Работа в географическом блокноте.

– А вы знаете, что озера бывают пресные и соленые. Проточные озера чаще всего пресные, а бессточные соленые.

– Прочитаем об этом на странице 9 в рубрике “Для любознательных”.

– Запишем новые слова в блокнот. Пресные озера, соленые озера.

Ответы учеников.
б) Практическая работа.

– Откройте все физическую карту Евразии.

Работа в географическом блокноте.
– Давайте еще раз посмотрим, каким условным знаком обозначаются озера. Попробуйте самостоятельно найти озера.

Проверка.

Дети выполняют задание по физической карте.
– Назовите озера, которые вы нашли.

– У капельки для вас сюрприз, она предлагает вам просмотреть слайды про озера. Ваша задача запомнить названия озер.

Ответы учащихся.
в) Просмотр слайдов.

– Перед вами самое большое озеро, что его даже назвали морем. Прочитаем название. Это Каспийское озеро-море.

– А вы знаете, что в степи весной образуются маленькие озерца в несколько сантиметров глубиной.

(Показ на физической карте.)

– Перед вами большое озеро, около города Санкт-Петербурга. Прочитаем название. Это Ладожское озеро.

(Показ на физической карте.)

– Перед вами большое озеро, в Карелии. Прочитаем название. Это Онежское озеро.

– Перед вами еще одно большое озеро, которое назвали морем. Прочитаем название. Это Аральское море.

Просмотр слайдов учащимися.
Капелька загрустила, ей очень жаль это море, по вине человек оно мелеет. Ему не хватает водного питания.

– Перед вами самое глубокое, самое старое озеро, самое чистое озеро. Прочитаем название. Это озеро Байкал.

У капельки сообщение. А вы знаете, что все озера имеют возраст, они рождаются и умирают. Большие озера – это озера – долгожители.

Прослушайте стихотворение об этом озере.

Сообщение ученика об озере Байкал.
г) Физкультминутка.

(Звучит музыка – шум воды.)

– На берегах многих озёр люди построили санатории, где все желающие могут оздоравливать свой организм и заряжаться положительной энергией и положительными эмоциями. Давайте и мы побываем на берегу одного из таких озёр и отдохнём.

 
– Вытяните ручки, положите на них голову, закройте глаза. Дышите спокойно, слушайте музыку, наслаждайтесь ею, представьте теплое лето, теплый ветерок, вы находитесь на берегу озера, слышите шум воды. Пусть отдохнут ваши голова, руки, глаза.

– Я досчитаю до трех, на счет три откройте глаза, выпрямьтесь, сделайте глубокий вдох и резкий выдох.

– Продолжим работу.

Капелька тоже отдохнула и искупалась в озере. Но она вся испачкалась. Что случилось?

– Одна из причин загрязнения озер – это вина человека. Дайте совет людям.

Релаксация.
– Запишем этот совет в блокнот.

– А еще нужно построить очистные сооружения. Прочитаем о них в учебнике на с. 9.

д) Работа с учебником.

1. Чтение текста на стр. 9.
2. Самостоятельная работа № 2 стр.9.

Ответы учащихся.

Запись совета в географический блокнот.

Чтение текста учащимися про себя.

Ответы учеников.

5. Итог урока
– Названия каких озер вы запомнили?
– Запишем эти названия в наш блокнот.

(Учитель вывешивает текст на доске “Самые большие озера – это Каспийское море, Байкал, Аральское море, Ладожское, Онежское”.)

– Что же такое озеро?

Дети перечисляют, учитель показывает на карте.

Работа в географическом блокноте.

– Экспедиция подходит к концу. Возвращаемся обратно. Высадим нашу капельку обратно в реку, перед расставанием порадуем ее полученными знаниями. Прочитаем новые записи в нашем блокноте. Ответы детей.

Чтение записей из географического блокнота.

6. Домашнее задание
– Поработайте дома с картой, потренируйтесь показывать озера по карте. После этого выполните задание на с.10 №4.

– Подготовьте сообщение о том озере, которое вас заинтересовало.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
7. Рефлексия
– Какие открытия для себя вы сделали на уроке?
– Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным?
– Где можно применить полученные сегодня на уроке знания?
Ответы учащихся.