Цель: представить богатство и разнообразие окружающего нас музыкального мира, его многосторонние связи с другими видами искусств.
Задачи:
- систематизировать знания, полученные при изучении жанров виртуозной музыки;
- познакомить учащихся с одним из этапов развития фортепианного искусства и известными композиторами-виртуозами;
- освоить музыковедческие и исследовательские навыки;
- определить уровень знаний и кругозора учащихся;
- выработать умение спонтанной речи для передачи выводов и умозаключений по изучаемому материалу;
- активизировать ассоциативное мышление;
- выявить творческие способности учащихся;
- выработать зрительную и музыкальную память;
- мотивировать учащихся на прослушивание произведений мировой музыкальной культуры, воспитывать вдумчивого слушателя;
- формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание откликаться на его красоту, познавая виды искусств
Тип урока: интегрированный, комбинированный
Используемые методы, приёмы технологии обучения: наглядно-слуховой (исполнение музыки), наглядно-зрительный (показ иллюстраций, репродукций картин, применение наглядных пособий, изучение нотных текстов), словесный (беседы, рассказ) и практический (театральные импровизации и т.д.) методы, личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные технологии, технология развивающего обучения.
Используемые формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, игра
Оборудование и основные источники информации: доска магнитная, компьютер, проектор, экран, презентация “Жанр этюда в искусстве”, репродукции картин, ромашка “Этюд”, магниты “Виды техники”, раздаточный материал – ноты этюдов Черни, пособие “Говорим о музыке”, “Виды фортепианной техники”, карточки с названием тем для театральных этюдов.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
– учебно-познавательная компетентность (интерес к содержанию и процессу
обучения путём изучения произведений мировой музыкальной и художественной
культуры, знакомства с фрагментами жизни и творчества известных
композиторов-романтиков, картинами русских художников обучение музыковедческим
(исследовательским) методам анализа музыкального произведения);
– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников
информации (аудиальных, визуальных);
– компетентность в окружающей действительности, бытовой сфере (в качестве
тем для театральных импровизаций взяты сценки и ситуации, где учащиеся
демонстрируют умение ориентироваться в окружающем их мире);
– речевая компетентность (умение грамотно выразить законченную мысль,
используя специфические музыкальные термины и определения, привитие общей
культуры общения на основе морально-нравственных ценностей);
– коммуникативная компетентность (выстраивание отношений в группе,
эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в различных видах
деятельности);
– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (привитие
навыков самоорганизации в процессе образовательной и творческой деятельности,
развитие уверенности в себе, оптимистический взгляд на себя и собственное
будущее);
– компетентность в культурно-досуговой деятельности (эффективная
организация собственной досуговой деятельности – интерес к миру прекрасного
позволит выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и
духовно обогащающих личность – посещение выставок, концертов, музеев и т.п.);
– креативная компетентность (выработка творческого подхода к любому виду
деятельности, развитие творческих способностей).
Ход урока
1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, концентрация внимания.
2. Актуализация знаний.
Преподаватель ставит перед учащимися проблему: внимательно рассмотрев натюрморт, определить тему урока (Слайд 1– натюрморт).
Натюрморт “Этюд”: этюдник с живописными работами, палитра с красками, кисти, книга “Этюды об изобразительном искусстве”, ноты этюдов Черни, Шопена, шахматная доска с фигурами, театральная маска, парик, пуанты (рисунок 1)
Учащиеся перечисляют предметы, рассуждают об их назначении.
Преподаватель: Назвала я этот натюрморт “Этюд”. С этюдами вы, конечно, знакомы, так как встречаете их на занятиях по фортепиано. Причем же здесь шахматы, краски и кисти, театральная маска, балетные туфли, книга, этот необычный ящик на ножках? Это мы сегодня и узнаем, так как тема нашего урока “Жанр этюда в искусстве” (слайд 1, название темы).
Преподаватель: Что же такое этюд?
Учащиеся отвечают, исходя из собственного опыта знакомства с этим жанром в музыке.
Преподаватель: Слово это имеет французское происхождение и переводится как “изучение”, “упражнение” (Слайд 3, определение):
- в музыке – это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники (Слайды 3,4);
- в живописи – это рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры с целью её изучения и служащие подготовительным материалом для работы над большой картиной или скульптурой (Слайды 3, 22);
- театральный этюд – это упражнение для развития актерской техники, основанное на импровизации (Слайды 3,18);
- этюд танцевальный или пластический – это отработка
какого-либо танцевального движения для ног или рук (Слайды 3, 19).
Учащиеся рассматривают видеофрагмент “танцевального этюда”. - в литературе – это небольшое по объему произведение, посвященное отдельным вопросам. В нашем натюрморте это книга “Этюды об изобразительном искусстве”, в которой раскрывается история написания тех или иных картин. Есть, например, “Этюды о растениях”, “Этюды о питании”, “Этюды о моде” (Слайды 3, 20);
- этюд шахматный – это оригинальная позиция фигур на шахматной доске с заданием добиться выигрыша или ничьей (Слайды 3, 21);
3. Объяснение нового материала
Преподаватель: Итак, начнем с самого близкого и понятного нам – этюда музыкального (Слайд 4). Первоначально этюд трактовался как музыкальная пьеса типа упражнения для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. В период с конца XVIII и начала XIX века появилось множество композиторов, которые писали этюды.
– Как вы думаете, была ли популярность этюда связана с самим инструментом фортепиано, историей его развития?
Учащиеся отвечают.
Преподаватель:
- на смену клавесину и клавикорду с их разновидностями приходит молоточковое фортепиано, инструмент, открывающий богатейшие возможности для исполнителя (Слайды 5, 6);
- начинается настоящий фортепианный бум, мода на этот инструмент приводит к широкому его использованию в домашнем быту, для обучения музыке (Слайды 5, 7);
- в Австрии, Англии, позже во Франции открываются несколько фабрик по производству фортепиано (Слайды 5, 8);
- в 1781-1782 годах изобретаются правая и левая педали (Слайды 5,9);
- фабриканты экспериментируют с различными формами инструментов (крыловидные, прямоугольные, секретеры, чайные столики, жирафовые пианино и т.д.) (Слайды 5, 10);
- в моду входит блестящий, виртуозный стиль игры. Сочинения, написанные в таком стиле, называют “бриллиантовыми пьесами”. Отличаются они обилием мелких пассажей, т.н. “бисерных, жемчужных” (слайды 5, 11, видео “бисерные пассажи” – Евгений Кисин исполняет фрагмент “Кампанеллы” Листа);
- чтобы добиться максимальной виртуозности исполнители даже применяют всевозможные механические приспособления для растяжки пальцев и правильной постановки рук. Их названия нам сейчас покажутся смешными: хиропласт, хирогимнаст (от “хиро” – рука), рукостав, дактилион (от “дактиль” – кольцо). Вставив руку в такой инструмент, исполнитель мог спокойно читать книгу, его пальцы упражнялись сами (Слайды 5, 12);
- появляются целые сборники этюдов и упражнений для развития фортепианной техники (Слайды 5, 13).
– Назовите композиторов, чьи этюды вы играете на занятиях фортепиано.
Учащиеся перечисляют авторов этюдов.
Преподаватель: Авторами самых популярных в те времена этюдов были Крамер, Клементи, Черни. Черни считал, что с помощью этюда можно научиться извлекать из фортепиано около 100 оттенков, и сравнивал себя с художником, который добивается нюанса цвета, разводя одну и ту же краску. На этюдах Черни любили разыгрываться великие русские пианисты – Танеев, Сафонов, Рахманинов. “Играйте прилежно Черни” – советовал своим ученикам Ференц Лист.
Посмотрите некоторые этюды Черни у вас на столах. Каждый из этюдов рассчитан на определённый вид техники. Назовите какие-либо виды техники, используемые в этюдах Черни (раздаточный материал – ноты этюдов Черни, карточки “Виды техники” – Приложение 1)
Учащиеся (работа малыми группами над отдельными произведениями): называют используемые технические приёмы.
Преподаватель: на доске вы видите некоторые технические приёмы, используемые в этюдах Черни. Объедините их в родственные группы по 2–3 вида и объясните почему.
Учащиеся: на магнитной доске распределяют родственные виды техники по группам.
Преподаватель: Но было и другое направление в развитии жанра этюда. Композиторы не хотели трактовать этюд как чисто техническую пьесу, они старались сделать его максимально художественным и выразительным. Это был этюд художественный или концертный (Слайд 14 – концертный этюд).
Первопроходцем в этом направлении по праву считают итальянского скрипача-виртуоза Н. Паганини (Слайд 14 – портрет Паганини). Весь его демонический образ, высочайшая степень виртуозного владения скрипкой, приводили публику в изумление и даже в шок. Особенно впечатлительные барышни на его концертах даже падали в обморок. “Человек не может так играть” – заявляли завистники и называли Паганини “дьяволом со скрипкой”.
Труднейшими для исполнения считаются 24 каприса или каприччо Паганини. Каприс – это виртуозная инструментальная пьеса свободной формы. Лишь несколько скрипачей за всю историю развития скрипичного исполнительства осмелились исполнить все 24 каприса в одном концерте. Самый популярный каприс № 24.
Учащиеся: прослушивают фрагмент Каприса № 24 Н.Паганини и определяют форму (тема с вариациями). (Слайд 14 – каприс № 24.)
Преподаватель: Темы Паганини вдохновляли многих композиторов. Венгерский композитор Ференц Лист для создания одного из шедевров виртуозной музыки “Кампанеллы” тоже взял одну из тем Паганини (слайд 15 – портрет Листа).
Исполнительскую манеру Листа часто сравнивали со знаменитым итальянцем, да и внешне многие находили сходство с Паганини (слайд 15-карикатуры на Листа-исполнителя).
Слово “Кампанелла” в переводе значит колокольчики.
Учащиеся: прослушивают “Кампанеллу” Листа и определяют фортепианные приемы, которые использовал композитор для передачи серебристого переливчатого звона колокольчиков (Слайд 15 – “Кампанелла”) – работа малыми группами с раздаточным материалом “Говорим о музыке” (Приложение 2).
Преподаватель: Многим своим этюдам Ф. Лист давал названия, тем самым внося элементы программности, т.е. поясняя слушателям содержание: “Пейзаж”, “Дикая охота”, “Метель”, “Шум леса”, “Хоровод гномов”.
Преподаватель: Русский композитор Сергей Рахманинов (слайд 16 – портрет Рахманинова) считал, что прежде чем творить, композитор должен вообразить отчетливую картину. Сам Рахманинов, сочиняя музыку, старался думать о только что прочитанной книге или стихотворении, об увиденной картине или о запавшем в душу пейзаже.
Ряд фортепианных произведений Рахманинова имеют оригинальное название – этюд-картина (Слайд 16 – этюд-картина).
Учащиеся: прослушивают фрагмент этюда-картины “Море и чайки” Рахманинова и подбирают подходящую по смыслу репродукцию из предложенных на доске (Слайд17).
Преподаватель: Как вы думаете, к какому виду искусств ближе этюды-картины Рахманинова?
Учащиеся отвечают.
Преподаватель: Конечно, к изобразительному искусству (Слайд 22). Слово “этюд” мы нередко встречаем в книгах по изобразительному искусству, на выставках, в картинных галереях. Если художник говорит, что он отправился на этюды, это значит, что он идет писать с натуры. Готовые этюды он затем складывает в специальный ящичек – этюдник (Слайд 23).
Увиденные художником пейзажи, ландшафты, деревья, кустарники, травы и даже камни могут пригодиться в работе над будущей картиной.
Учащиеся: рассматривают репродукции известной картины Васнецова “Алёнушка” и этюды к ней, находят и разбирают отличия (Слайды 24–26).
Преподаватель: Писать этюд можно не только на природе. Существуют этюды человеческих лиц, рук, поз, этюды интерьера или обстановки помещения, этюды животных, этюды предметов натюрморта и т.д.
Многие художники называют этюд “живописной кухней”. Этюд для них как справка, как записная книжка, которая поможет, если он забудет какую-нибудь деталь. Начинающему художнику этюд, прежде всего, необходим для совершенствования профессионального мастерства.
А сейчас мы постараемся проявить свое воображение в этюде театральном (Слайд 18). В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, сценка, которая обязательно включает в себя импровизацию, т.е. сочинение в момент исполнения. Актер берет воображаемые предметы, общается с воображаемыми людьми.
Мы с вами, конечно, не актеры, но люди творческие, поэтому умеем фантазировать, импровизировать, воображать. Попробуем изобразить несколько простых театральных этюдов – маленьких сценок.
Учащиеся: импровизируют мини-сценку, прочитав тему этюда на карточке, остальные угадывают её название (темы для этюдов могут быть разнообразны в зависимости от контингента и интересов учащихся, но должны быть понятны и доступны: “Красавица у зеркала”, “Болельщик у экрана телевизора”, “Дама с собачкой”, “Вратарь”, “У стоматолога”, “Рок-гитарист”, “Повар” и др.).
Преподаватель: вместе с детьми разбирает ситуацию, подсказывает детали.
4. Закрепление пройденного материала.
Преподаватель: проверим свои знания и память, решив занимательную викторину (Слайды 27–31) – Приложение 3.
Учащиеся: выполняют задания викторины, ещё раз обращают внимание на составленный натюрморт “Этюд”, вспоминают, где встречается жанр этюда, на магнитной доске собирают ромашку “Этюд” (рисунок 2, Приложение 4)
Преподаватель предлагает угадать одно из прослушанных на уроке произведений (Слайд 28).
Посмотрите живописные работы известных художников и определите, какие произведения являются этюдами (Слайды 29–31).
Преподаватель: Что вы узнали нового и интересного на уроке? Какие задания вам понравились? Какие задания вызвали затруднения?
В качестве весёлого домашнего задания я раздам вам ребусы, в которых зашифрованы фамилии композиторов, писавших этюды на рубеже 18 и 19 веков (Приложение 5)
Спасибо за урок, надеюсь, наша встреча поможет лучше понять мир искусства и вам захочется ещё больше его узнавать и познавать.
Список использованной литературы:
- Алексеев А. История фортепианного искусства, ч. 1, 2, М., 1988 г.
- Алексеева В. Что такое искусство, М., 1991 г.
- Алёхин А. Когда начинается художник, М., 1993 г.
- Белоусова С.С. Романтизм, М., 2002 г.
- Великович Э. Додо – повелитель клавиш, С.– П., 2001 г.
- Вернон Р. Жизни великих музыкантов. Эпоха творчества, М., 2002 г.
- Зильберквит М., Мир музыки, М., 1988 г.
Список аудиозаписей и видеозаписей, нотной литературы:
- Клюев Е. Вокально-хоровой этюд “Скерцо”.
- Паганини Н. – Лист Ф. “Кампанелла”.
- Паганини Н. “Каприс № 24”.
- Рахманинов С. Этюд-картина “Море и чайки”.
- Черни К. Этюды для начинающих.
Список иллюстраций:
- Айвазовский И. “Чёрное море”.
- Айвазовский И. “Чесменский бой”.
- Левитан И. “Весна. Большая вода”.
- Шишкин И. “Корабельная роща”.